Множество беспилотников

Беспилотные «Валькирии» могут в корне изменить боевую авиацию

2
18 марта 2019

В первых числах этого месяца на авиационном полигоне Юма, расположенном в американском штате Аризона, произошло вполне себе эпохальное событие для мировой военной авиации. Впервые поднялся на крыло дозвуковой демонстрационный прототип XQ-58A «Валькирия». Значение этого взлета заключается в том, что он стал важной вехой внедрения искусственного интеллекта в военное дело, теперь роботы начали вполне свободно управлять боевыми летательными аппаратами.

XQ-58A "Валькирия"

Итак, в Америке уже близятся к завершению разработки принципиально нового боевого БПЛА XQ-58A Valkyrie, принятие на вооружение которого, по прогнозам американских экспертов, будет означать корневую перемену в задачах и тактике воздушной схватки. Разработчикам новинки выступает компания Kratos, прежде известная своими воздушными мишениями.

«Планируется, что «Валькирии», каждая из которых способна нести две планирующие бомбы, будут находиться в авангарде атакующих порядков пилотируемой авиации и принимать на себя первый удар сил и средств противовоздушной обороны противника. Основной целью этих БЛА будут РЛС радиотехнических войск, стартовые позиции зенитных ракетных систем, командные пункты частей и соединений ПВО», — пояснил отечественной прессе директор Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

«При создании БЛА XQ-58A Valkyrie применены конструктивные решения, направленные на снижение заметности аппарата. Целевая нагрузка, в том числе оружие, убрана во внутренние отсеки беспилотника. Вероятно широкое применение композиционных углепластиковых конструкционных материалов, а также радиопоглощающих материалов. Створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также работает на снижение заметности для РЛС противника», — рассказал российским журналистам главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

С точки зрения этого эксперта, новая американская тактика будет зачастую опираться на преодоление наземных компонентов ПВО противника — воздухозаборник и сопло «Валькирии» прикрыты элементами конструкции от радиолокационного наблюдения с земли. Насколько уже можно судить, беспилотник разработан для действий на сравнительно высоких дозвуковых скоростях. Практический потолок беспилотника — 13,7 тыс. м. Он может нести целевую нагрузку массой до 2 тонн, включая вооружение.

Как отметил Денис Федутинов, оружие может располагаться во внутренних отсеках «Валькирии». На каждой из четырех узлов подвески может быть установлено до 250 кг вооружения, в качестве которого логично ожидать ракеты «воздух-поверхность» и управляемые бомбы различного предназначения.

Но все же главной «изюминкой» перспективного беспилотника следует считать широкое внедрение искусственного интеллекта в его бортовое ПО, что обеспечит машине поистине интересное будущее. Отныне вместо летчика из плоти и крови, способного принимать решения, на борту будет практически безраздельно властвовать искусственный интеллект.

По крайней мере, эта перспектива выглядит все более вероятной в научно-исследовательской лаборатории Военно-воздушных сил США в ходе реализации программы Skyborg.

Заместитель секретаря военно-воздушных сил по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер предполагает, что в конечном итоге проект Skyborg будет реализован в виде летательного аппарата под полным управлением ИИ, который будет обучаться и тренироваться вместе с пилотами.

Оператор БПЛА

Причем в конечном итоге он станет более квалифицированным, полностью адаптированным ко всем возможным компетенциям летчика и будет готов противодействовать угрозам, которые могли бы вызвать затруднения у человека при их классификации и реагировании.

Вышеупомянутый Константин Макиенко подчеркивает, что работа в русле проекта Skyborg непрерывно идет в США с середины 2010-х годов. В 2017 году появилась информация, что Центр прикладных исследований в области искусственного интеллекта совместно с Научно-исследовательской лабораторией ВМС США успешно испытали некие программные разработки для ИИ ведомых.

В прессе сообщалось, что тестирования ИИ-пилота осуществлялись в виде компьютерного моделирования, причем виртуальными самолетами в ходе моделирования управляли реальные пилоты. В симуляции воздушного перехвата группа из управляемого человеком истребителя и БПЛА оказалась результативнее, чем пилотируемой исключительно людьми группы самолетов.

Попытки внедрения искусственного интеллекта в боевую технику пока еще не вышли из «детской» стадии, полагают эксперты в США. Однако известный геймдизайнер Билл Ропер (Diablo II, Wacraft II-III и т.д.) заявил, что финансирует подобные попытки, и ученые уже прикидывают способы слияния ИИ Skyborg с беспилотным летательным аппаратом. Не исключено, по мнению Ропер, что это будет QF-16 Boeing, или XQ-58 «Валькирия» фирмы «Кратос», выполненная по технологии стелс, или БЛА типа BQM («Firebee» и другие).

«Я не хочу, чтобы все это было просто лабораторным проектом, который живет и умирает в чашке Петри. Я хочу, чтобы это стало абсолютно реальной программой», — сказал Уилл Ропер журналистам на прошлой неделе.

«Я хочу видеть реальные, эксплуатационные демонстрации в течение ближайшей пары лет. И я заставлю их стать реальностью быстрее, чем это показывают предварительные расчеты», — добавил он.

«Если Skyborg объединить с относительно недорогим летательным аппаратом, подобным «Валькирии», то пилот мог бы послать этот БЛА в воздушное пространство, переполненное вражескими самолетами, и при этом оставаться вне опасности. А искусственный интеллект мог бы ответить на возникающие угрозы даже более быстро и результативно, чем пилот-человек», — полагает Ропер.

Билл Ропер

«Я ожидаю, что самые первые вещи, которые мы сделаем в этой сфере, абсолютно изменят все существующие правила игры», — сказал Ропер. Но в то же время он был предельно ясен и категоричен в том, что пилоты-люди никуда не исчезнут в ближайшее время, а то и не исчезнут вообще никогда.

«Подобные замыслы сделают значение летного состава еще более существенным. То есть мы собираемся попросить, чтобы пилоты сделали в ходе своей боевой работы еще больше. Не только управляли быстрым и смертоносным самолетом, а играли в команде вместе с БЛА. Я думаю, это сделает работу летчика еще более захватывающей», — полагает Ропер.

Поскольку проект Skyborg уже вошел в стадию реализации, военно-воздушные силы США должны дать однозначные ответы на многие вопросы, сказал Ропер.

Самый главный из них — какую степень ответственности должен иметь ведомый летательный аппарат, управляемый искусственным интеллектом? Далее военные должны сформулировать ответы на не менее важные вопросы. К примеру, какие задачи он может выполнять? Может ли он самостоятельно принять решение на применение бортового оружия? Изменится ли это в течение жизненного цикла аппарата с искусственным интеллектом в ходе приобретения им новых навыков?

«Я хочу отыскать путь к решению подобных проблем», — сказал Ропер, и добавил, что «перечисленные вопросы не являются непреодолимыми, потому что реализация проекта Skyborg в ходе испытаний может помочь Пентагону определить, сколько же самостоятельности в конечном счете должен иметь подобный аппарат».

«Прямо сейчас у меня нет искусственного интеллекта, который я мог бы доверить командирам на поле боя», — отметил Ропер.

«На первых этапах аппараты, созданные на базе XQ-58A или других беспилотников, станут ведомыми для истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II, боевых самолетов четвертого поколения и бомбардировщиков», — пояснил Константин Макиенко.

По его мнению, основными достоинствами таких БЛА является возможность действовать в составе групп истребителей F-35 при выполнении ракетно-авиационных ударов по противнику, их малая радиолокационная заметность и сравнительно небольшая стоимость производства и эксплуатации.

Множество беспилотников

«Вероятно, судьба БЛА XQ-58A будет состоять в отработке указанных и прочих концептуальных новаций. В дальнейшем же будет решаться вопрос о том, получит ли данная концепция практическое применение в войсках, и если получит, то будет ли в ее рамках использован данный аппарат, или создан новый с использованием сформированного по данной тематике задела», — заключил главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

Комментировать
2
  • 7777 7777

    Вот именно поэтому ЫН и другие никогда не откажутся от владения ЯО, которое и есть гарантия, что подобная фигня не прилетит их демократизировать.

  • http://vk.com/id74238373 Кирилл Дмитриев

    И последнее что услышит ихний изобретатель — рев сирены ПВО.