Личная жизнь
Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.
Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко
На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.
Петр Тодоровский с женой Мирой
Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.
Петр Тодоровский с женой и сыном
Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.
Петр Тодоровский и Валерий Тодоровский
Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.
Петр Тодоровский с семьей
Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.
Примечания
- Во время одной из сцен фильма задним фоном идёт сообщение по радио о сдаче в эксплуатацию станции московского метро «Таганская». Таким образом, можно с точностью установить одну из дат, когда разворачивается действие картины — 1 января 1950 года
- Тодоровский П. «Военно-полевой роман» // Советский экран. — 1983. — № 21. — С. 10—11.
- ↑
- ↑
- Искусство кино. 1984. № 7. С. 26—32.
- Дивакова О., Шмыров В. Искушение памяти // Искусство кино. — 1986. — № 9. — С. 19—20
- Богомолов Ю. А. Пётр Тодоровский. — М.: Союзинформкино, 1989. — С. 22—24.
- Кино: энциклопедический словарь / Главный редактор С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 538—539.
Как в РККА появились походно-полевые жены
С началом Великой Отечественной войны в РККА появилось много девушек и женщин. Подавляющее большинство действительно пришли служить, так сказать, «по зову сердца», на волне патриотического подъема. Они были медиками (от санинструкторов передовых подразделений до крупных врачей в больших тыловых госпиталях), летчицами легких ночных бомбардировщиков, связистками, работали на аэродромах, регулировщицами и.т.д. Иногда были даже на строевых должностях. Женский героизм был выражен не меньше, чем мужской. И наград женщины и девушки получали немало, и вполне заслуженно.
Однако жизнь продолжается даже на войне
Окруженные постоянным мужским вниманием, женщины рано или поздно должны были сделать выбор. По той причине, что подавляющее большинство женщин на фронт попадали свободными им нередко приходилось делать выбор в пользу какого-нибудь одного, обязательно командира
Непростая жизнь походно-полевых жен на фронте
Логика, по которой на фронте ППЖ были «положены» начсоставу от командира батальона и выше была очень проста, хоть и жестока – командиры взводов и рот гибли и получали ранения наравне с рядовыми солдатами. У командира батальона было уже больше шансов выжить. К тому же он мог быстро стать комполка – а там шансы на выживание еще более увеличивались.
ППЖ недолюбливал рядовой и младший командный состав, которому оставалось только «налаживать связи с населением». Но это жизнь, шла жестокая война и каждый день убивали кого-то рядом.
Кстати, не у всего командного состава на фронте были походно-полевые жены, но процент их был все же довольно высок. Об этом можно судить, например, по биографиям трех Маршалов Победы – Жукова, Конева и Малиновского. Все они прибыли с войны с походно-полевыми женами, которые были лет на 20 моложе своих предшественниц. Предшественниц, соответственно, такое положение дел не устраивало.
Н. Бурляев в роли Александра Нетужилина
Николай Бурляев рано начал сниматься в кино: будучи подростком, он появился в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь», которая, кстати, на фестивале короткометражек в Венеции выиграла «Бронзового льва св. Марка». Затем в возрасте 14 лет Николай Бурляев стал актером Театра имени Моссовета: на большой сцене он играл Васю Забродина в «Ленинградском проспекте». При этом юное дарование продолжало сниматься в кино: Бурляев сыграл главные роли в фильмах «Мальчик и девочка» и «Мама вышла замуж».
В драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» Бурляев играет солдата Александра Нетужилина, который во время Великой Отечественной войны находился на фронте и был влюблен в медсестру Любу. Спустя много лет он встречает свою возлюбленную совершенно случайно на улице, и прежние чувства возвращаются к Нетужилину, несмотря на то, что Александр давно и безнадежно женат. В итоге между главными героями картины завязывается классический любовный треугольник.
Примечания
- Во время одной из сцен фильма задним фоном идёт сообщение по радио о сдаче в эксплуатацию станции московского метро «Таганская». Таким образом, можно с точностью установить одну из дат, когда разворачивается действие картины — 1 января 1950 года
- Тодоровский П. «Военно-полевой роман» // Советский экран. — 1983. — № 21. — С. 10—11.
- ↑
- ↑
- Искусство кино. 1984. № 7. С. 26—32.
- Дивакова О., Шмыров В. Искушение памяти // Искусство кино. — 1986. — № 9. — С. 19—20
- Богомолов Ю. А. Пётр Тодоровский. — М.: Союзинформкино, 1989. — С. 22—24.
- Кино: энциклопедический словарь / Главный редактор С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 538—539.
Личная жизнь
У актера в жизни было много романов и жен. Его первой супругой стала однокурсница Ольга Гаврилюк, старше Проскурина на 5 лет. Через год после рождения их дочери Саши артист влюбился в другую женщину – тоже актрису Татьяну Дербеневу. Он ушел к ней, оставив жену и маленькую дочь.
Третьей избранницей Виктора стала режиссер Светлана Колганова, взявшая фамилию мужа и ныне известная как Проскурина. С ней актер прожил долгих двадцать лет, пережил тяжелую автомобильную аварию и ее последствия. Однако пара все равно распалась.
Последняя, пятая жена артиста Ирина Хонда, помогла ему вновь поверить в себя после стресса, связанного с уходом из театра им. Ермоловой и другими жизненными потрясениями, и вернуться в профессию.
Своего мужа Ирина характеризует как очень жизнерадостного человека: «Более веселого человека в жизни я не встречала. Мы не можем ругаться, потому что у нас вся ругань всегда заканчивается каким-нибудь анекдотом, каким-нибудь визгом, криком, писком. Мы постоянно дурачимся. Он вообще на самом деле комедийный актер».
Единственная дочь Проскурина Александра (по мужу Бледная) пошла по родительским стопам, окончила Щуку. Родила мальчика и девочку, дважды сделав актера дедушкой.
Об отце Саша рассказывает: «Он такой папа – не классический, не стандартный. Он никогда не присутствовал в моей жизни воспитателем, за двойки меня никогда не лупил. Но мы могли разговаривать о чем угодно, на любые темы. Я могу сказать ему все, что угодно. И он может с неожиданной стороны посмотреть на проблему и дать совершенно парадоксальный совет – я даже и не думала, что так может быть. Я думаю, что из всех его женщин мне повезло больше всего, потому что у нас нет бытовых отношений».
О подробностях личной жизни Виктор Проскурин рассказал в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».
В ролях
- Николай Бурляев — Александр Нетужилин
- Наталья Андрейченко — Любовь Ивановна Антипова
- Инна Чурикова — Вера Николаевна, жена Нетужилина
- Катя Юдина — Катя Миронова, дочь Любы
- Зиновий Гердт — администратор кинотеатра
- Елена Козелькова — жена администратора кинотеатра
- Виктор Проскурин — Новиков, заместитель председателя исполкома
- Всеволод Шиловский — Гриша, ухажёр Любы
- Александр Мартынов — майор Миронов, комбат
- Наталья Ченчик — Нюра, лоточница (продавщица мороженого)
- Владимир Юрьев — Малянов
- Юрий Дубровин — Терёхин
В эпизодах
- Галина Золотарёва
- Александр Кузьмичёв
- Андрей Моргунов
- Владимир Горюшин — человек в приемной
- Людмила Баранова
- Елена Королёва
- Ольга Анохина — Нюра, соседка Нетужилиных
- Лилия Макеева
- Вячеслав Жариков
- Евгений Филатов
- Александр Амелин
- Алексей Ванин — гость (в титрах не указан)
История создания
Кастинг
Молодая мама Наталья Андрейченко некоторое время отказывалась от работы в фильме, отчего режиссёру пришлось проводить дополнительные пробы для Анастасии Вертинской.
Многое в главном герое Саше от самого режиссёра — начиная от реального эпизода с пирожками до личных военных воспоминаний. Поэтому и играть эту роль должен был сам Пётр Ефимович. Существенной преградой выступал его возраст, поэтому на пробах появился Виктор Проскурин (в дуэт к Любе-Вертинской), а позже — Николай Бурляев.
Николай Бурляев с Петром Тодоровским до съёмок фильма знакомы не были. Первая их встреча произошла на пробах, когда актёр прямо в коридоре «Мосфильма» обнял и трижды поцеловал, после чего заявил: «Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам».
«В любом твоём фильме я сыграю что угодно. Скажешь сыграть лошадь — сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю» — говорил прихрамывающий в жизни актёр Зиновий Гердт своему давнему другу, режиссёру Петру Тодоровскому. По итогу в «Военно-полевом романе» появилась небольшая, но трогательная роль администратора кинотеатра.
Считаемый многими актёрами примитивный образ дяди Гриши Всеволод Шиловский выбрал самостоятельно:
Музыка
Кроме авторской музыки, написанной специально для фильма (композиторов Игоря Кантюкова и Петра Тодоровского), с экрана звучат многочисленные мелодии военных и предвоенных лет. Так из военного блиндажа слышится «Осень» в испонении Вадима Козина (Не уходи, тебя я умоляю, слова любви сто крат я повторю. Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю, но всё ж «не уходи» тебе я говорю). В детском исполнении звучит «Утомлённое солнце», а в застольном — «Ой, цветёт калина». Кроме того в фильме использован фрагмент Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича.
Звучащая лейтмотивом песня «Рио-рита» написана композитором Игорем Кантюковым на слова Геннадия Шпаликова специально для этого фильма. Её текст и мелодия перекликаются с «одноимённым популярным пасодоблем 1930-х годов. Много лет спустя такое название Пётр Тодоровский даст своей заключительной работе в кино.
Съёмочные локации
В 1983 году фильм «Военно-полевой роман» был выдвинут на «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В Америку, на церемонию вручения, полетел один Пётр Тодоровский. Вернувшись в Москву, он вызвал меня к себе в кабинет на «Мосфильме» и рассказал, что киноакадемики в один голос говорили: «„Оскар“ ваш!» В том году не было фильма, равного «Военно-полевому роману» по сюжету и таланту. Но премия «Оскар» политизирована, тогда заветная статуэтка досталась антисоветской картине о гроссмейстере Викторе Корчном («Диагональ слона»).
Николай Бурляев в интервью газете «Факты и комментарии» от 4 июля 2013 года
Основная часть фильма была снята в московских павильонах. Под Одессой снимали натурные съёмки — в лиманах военные сцены, в окопах — встречу Саши с Любой.
Фильмы
Творческая биография Тодоровского началась в 1986-м. В этом году он дебютировал в ипостаси сценариста: в соавторстве с латышским коллегой Андрисом Колбергсом написал сценарий к ленте «Двойник». Работал Валерий и с режиссером Дмитрием Месхиевым: к его картинам «Гамбринус» и «Над темной водой» написал оригинальные сценарии, которые принесли автору известность.
В перестроечные 90-е, когда начали появляться коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями создал продюсерский центр «ТТЛ» (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой одессита стала картина «Кикс». Режиссером фильма был Сергей Ливнев.
В 1990 году вышел первый фильм Тодоровского «Катафалк». Это был его режиссерский дебют. В следующей картине под названием «Любовь» снялись Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов. Они изобразили на экране двух друзей, жизнь которых складывается по-разному. Ловелас Вадим (Марьянов) женится на внучке генерала, а скромный Саша (Миронов) вынужден расстаться со своей возлюбленной, которая уезжает с родителями в Израиль. После этой картины заговорили о ярком кинодебюте малоизвестного молодого актера Миронова.
Валерий Тодоровский на съемочной площадке
Не только эту звезду «зажег» Тодоровский: с его легкой руки получили счастливый билет в кино Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, которые сыграли в драме «Страна глухих». А в 1994 году в фильме «Подмосковные вечера» режиссер заново открыл зрителю Ингеборгу Дапкунайте, позвав ее сниматься, когда актриса жила в Лондоне. Фильм, с жанром которого не могли определиться лучшие критики страны, принес его создателям ряд национальных премий, в том числе награды «Золотой овен» и «Ника».
Продюсерская работа Тодоровского заслуживает особого внимания. В послужном списке Валерия Петровича числится ряд шедевров – сериалы «Каменская» и «Женщины в игре без правил» Юрия Мороза, «Бригада» Алексея Сидорова, экранизация романа Достоевского «Идиот» Владимира Бортко, «Охота на пиранью» Андрея Кавуна, «Поддубный» Глеба Орлова и другие.
Режиссер Валерий Тодоровский
С 1995 по 1999 годы Тодоровский – член правления киностудии им. Горького. В этот период он повторно покорял ВГИК. На этот раз попытался поступить на Высшие режиссерские курсы. И опять его постигла неудача. Но Валерий не унывал: раз он решил стать режиссером, то так тому и быть. С тех пор он стал снимать собственные фильмы.
Тодоровский как-то признался, что, кроме работы сценариста, режиссера, продюсера, ему нравится заниматься монтажом.
Так Валерий Петрович заново перемонтировал сериал «Королева Марго», сделав его таким, каким он полюбился зрителям. Также поработал над фильмом Дмитрия Месхиева «Женская собственность», где в главных ролях сыграли Елена Сафонова и Константин Хабенский.
Валерий Тодоровский на презентации фильма «Стиляги»
С мая 2000 года Валерий Тодоровский становится продюсером по кинопроизводству телеканала «Россия». С августа 2003-го он занимает место советника генерального директора телеканала по кинотелепроектам.
В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию «Красная стрела». Среди лучших фильмов студии значатся «Стиляги», «Качели» и «Кислород».
Валерий Тодоровский на съемках сериала «Оттепель»
В том же 2005 году Валерий стал сопродюсером сериала «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Лента сразу же стала мегапопулярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения Булгакова.
Одной из последних наиболее удачных работ в фильмографии Тодоровского как режиссера стал телесериал «Оттепель», который впервые показали в декабре 2013 года. Герои 12-серийной ленты — советские кинематографисты, жившие в 60-х годах, когда начинал работу отец Валерия – Петр Тодоровский.
Валерий Тодоровский на съемках картины «Большой»
Сериал мгновенно стал популярным и получил множество наград, среди которых специальный приз совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» за 2013 год.
В 2016 году режиссер начал съемки фильма под названием «Большой». Это лента о балете, о жизни труппы Большого театра и о 2 девушках-балеринах и их судьбе в период с 10 до 25 лет.
Валерий Тодоровский
Главные роли исполнили знаменитые актеры – Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров, а образы учениц воссоздали на экране балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева.
Биография
Виктор Проскурин – коренной москвич и появиться на свет он должен был именно в столице. Однако в его паспорте в графе «место рождения» значится Казахстан. Произошло это совершенно случайно. Отец Виктора в то время находился в командировке, а беременная жена поехала с ним за компанию страну посмотреть. Вернулись Проскурины уже втроем. Актер уточняет: «Родился недоношенным… По дороге домой маму растрясло в поезде, и она меня родила в Актюбинске. Детство прошло в Москве. Я — мальчик из бараков окраины столицы».
Родители хотели, чтобы их сын выучился на врача, а Витя мечтал стать клоуном. Даже собирался поступать в цирковое училище, но опоздал – не прошел по возрасту. Тут-то у молодого человека и возникла мысль податься в артисты.
О своем пути в профессию Проскурил рассказал в одном из интервью: «Годам к пятнадцати понял, что я уже совершенно сложившийся человек. Тогда-то и стал посещать театральную студию во Дворце пионеров. Там познакомился с ассистентом Победоносикова. И мне неожиданно сделали предложение сниматься в его «Орлятах Чапаева». И тогда я окончательно решил стать артистом…
А со «Щукой» вообще интересная история получилась… Во МХАТ меня не приняли, потому что ростом не вышел. Из ГИТИСа турнули: я читал отрывок из Чехова, стихотворение, прозу и басню. Читал без всяких подковырок, а педагог из приемной комиссии посчитала, что я над ней издеваюсь. Она во время моего художественного чтения решила наклониться и завязать шнурок… Ну, я не растерялся и тоже наклонился — и стал дочитывать отрывок уже под столом. В итоге: «Во-о-он отсюда!..».
В Щукинское тоже дважды поступал. Первый раз спросили: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?». Вот и пришлось в дальнейшем доказывать, что главное все-таки не разрез очей. В результате, я туда поступил, чему очень рад. Потому что актер из меня стал складываться именно там. А судя по тем обстоятельствам, которые сложились позднее, так и должно было случиться. Все-таки «Щука» — хорошая театральная школа».
Примечания
- Во время одной из сцен фильма задним фоном идёт сообщение по радио о сдаче в эксплуатацию станции московского метро «Таганская». Таким образом, можно с точностью установить одну из дат, когда разворачивается действие картины — 1 января 1950 года
- Тодоровский П. «Военно-полевой роман» // Советский экран. — 1983. — № 21. — С. 10—11.
- ↑
- ↑
- Искусство кино. 1984. № 7. С. 26—32.
- Дивакова О., Шмыров В. Искушение памяти // Искусство кино. — 1986. — № 9. — С. 19—20
- Богомолов Ю. А. Пётр Тодоровский. — М.: Союзинформкино, 1989. — С. 22—24.
- Кино: энциклопедический словарь / Главный редактор С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 538—539.
История создания
Кастинг
Молодая мама Наталья Андрейченко некоторое время отказывалась от работы в фильме, отчего режиссёру пришлось проводить дополнительные пробы для Анастасии Вертинской.
Многое в главном герое Саше от самого режиссёра — начиная от реального эпизода с пирожками до личных военных воспоминаний. Поэтому и играть эту роль должен был сам Пётр Ефимович. Существенной преградой выступал его возраст, поэтому на пробах появился Виктор Проскурин (в дуэт к Любе-Вертинской), а позже — Николай Бурляев.
Николай Бурляев с Петром Тодоровским до съёмок фильма знакомы не были. Первая их встреча произошла на пробах, когда актёр прямо в коридоре «Мосфильма» обнял и трижды поцеловал, после чего заявил: «Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам».
«В любом твоём фильме я сыграю что угодно. Скажешь сыграть лошадь — сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю» — говорил прихрамывающий в жизни актёр Зиновий Гердт своему давнему другу, режиссёру Петру Тодоровскому. По итогу в «Военно-полевом романе» появилась небольшая, но трогательная роль администратора кинотеатра.
Считаемый многими актёрами примитивный образ дяди Гриши Всеволод Шиловский выбрал самостоятельно:
Музыка
Кроме авторской музыки, написанной специально для фильма (композиторов Игоря Кантюкова и Петра Тодоровского), с экрана звучат многочисленные мелодии военных и предвоенных лет. Так из военного блиндажа слышится «Осень» в испонении Вадима Козина (Не уходи, тебя я умоляю, слова любви сто крат я повторю. Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю, но всё ж «не уходи» тебе я говорю). В детском исполнении звучит «Утомлённое солнце», а в застольном — «Ой, цветёт калина». Кроме того в фильме использован фрагмент Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича.
Звучащая лейтмотивом песня «Рио-рита» написана композитором Игорем Кантюковым на слова Геннадия Шпаликова специально для этого фильма. Её текст и мелодия перекликаются с «одноимённым популярным пасодоблем 1930-х годов. Много лет спустя такое название Пётр Тодоровский даст своей заключительной работе в кино.
Съёмочные локации
В 1983 году фильм «Военно-полевой роман» был выдвинут на «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В Америку, на церемонию вручения, полетел один Пётр Тодоровский. Вернувшись в Москву, он вызвал меня к себе в кабинет на «Мосфильме» и рассказал, что киноакадемики в один голос говорили: «„Оскар“ ваш!» В том году не было фильма, равного «Военно-полевому роману» по сюжету и таланту. Но премия «Оскар» политизирована, тогда заветная статуэтка досталась антисоветской картине о гроссмейстере Викторе Корчном («Диагональ слона»).
Николай Бурляев в интервью газете «Факты и комментарии» от 4 июля 2013 года
Основная часть фильма была снята в московских павильонах. Под Одессой снимали натурные съёмки — в лиманах военные сцены, в окопах — встречу Саши с Любой.
История создания
Подбор актёров
Сначала П. Тодоровский видел в главной роли Светлану Крючкову, но она отказалась из-за больного маленького ребёнка. Молодая мама Наталья Андрейченко некоторое время отказывалась от работы в фильме, отчего режиссёру пришлось проводить дополнительные пробы для Анастасии Вертинской.
Многое в главном герое Саше от самого режиссёра — начиная от реального эпизода с пирожками до личных военных воспоминаний. Поэтому и играть эту роль должен был сам Пётр Ефимович. Существенной преградой выступал его возраст, поэтому на пробах появился Виктор Проскурин (в дуэт к Любе-Вертинской), а позже — Николай Бурляев.
Николай Бурляев с Петром Тодоровским до съёмок фильма знакомы не были. Первая их встреча произошла на пробах, когда актёр прямо в коридоре «Мосфильма» обнял и трижды поцеловал, после чего заявил: «Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам».
«В любом твоём фильме я сыграю что угодно. Скажешь сыграть лошадь — сыграю. Только учти — она будет хромать на левую заднюю» — говорил прихрамывающий в жизни актёр Зиновий Гердт своему давнему другу, режиссёру Петру Тодоровскому. По итогу в «Военно-полевом романе» появилась небольшая, но трогательная роль администратора кинотеатра.
Считаемый многими актёрами примитивный образ дяди Гриши Всеволод Шиловский выбрал самостоятельно:
Музыка
Кроме авторской музыки, написанной специально для фильма (композиторов Игоря Кантюкова и Петра Тодоровского), с экрана звучат многочисленные мелодии военных и предвоенных лет. Так из военного блиндажа слышится «Осень» в исполнении Вадима Козина (Не уходи, тебя я умоляю, слова любви сто крат я повторю. Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю, но всё ж «не уходи» тебе я говорю). В детском исполнении звучит «Утомлённое солнце», а в застольном — «Ой, цветёт калина». Кроме того в фильме использован фрагмент Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича.
Звучащая лейтмотивом песня «Рио-рита» написана композитором Игорем Кантюковым на слова Геннадия Шпаликова специально для этого фильма. Её текст и мелодия перекликаются с «одноимённым популярным пасодоблем 1930-х годов. Много лет спустя такое название Пётр Тодоровский даст своей заключительной работе в кино.
Съёмочные локации
В 1983 году фильм «Военно-полевой роман» был выдвинут на «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В Америку, на церемонию вручения, полетел один Пётр Тодоровский. Вернувшись в Москву, он вызвал меня к себе в кабинет на «Мосфильме» и рассказал, что киноакадемики в один голос говорили: «„Оскар“ ваш!» В том году не было фильма, равного «Военно-полевому роману» по сюжету и таланту. Но премия «Оскар» политизирована, тогда заветная статуэтка досталась антисоветской картине о гроссмейстере Викторе Корчном («Диагональ слона»).
Николай Бурляев в интервью газете «Факты и комментарии» от 4 июля 2013 года
Основная часть фильма была снята в московских павильонах. Под Одессой снимали натурные съёмки — в лиманах военные сцены, в окопах — встречу Саши с Любой.
Театр
Диплом об актерском образовании Виктор Проскурин получил в 1973 году. Работал в лучших театрах Москвы.
Артист вспоминает: «Поступил служить в «Таганку». Культовый по тем временам театр. Там не все сложилось, но я об этом говорить не люблю… Просто не вписался. И вдруг — бац! — предложение от Марка Захарова. Мол, хочешь работать в «Ленкоме»? Ну и вопрос: конечно, хочу! И посыпались роли… Сразу сыграл Палача в «Тиле», потом роль Сальникова в спектакле «В списках не значился» с Александром Абдуловым. Позже был еще ряд неплохих ролей: в спектакле «Вор», заглавная — в «Парне из нашего города»… А в начале 90-х наступил трудный период. И я ушел от Захарова. Переметнулся в театр им. Ермоловой. Играл и у Валерия Фокина в спектаклях «Приглашение на казнь», «Прощай, Иуда»…»
В штате ермоловского театра актер числился до 1994 года, затем был большой перерыв. И в 2012 году со сменой руководства окончательно покинул театр. Позже сыграл Клавдия в «Гамлете», поставленном Леонидом Трушкиным, сотрудничал с Театром «Арт-Хаус».
Сейчас Виктор Проскурин выходит на сцену с собственным моноспектаклем «Жизнь – удача в лабиринтах», предельно откровенным в своих эмоциях. Этот оригинальный проект основан на синтезе различных видов искусства. Стихи и проза Пушкина, Бродского, Набокова, Пастернака, Лермонтова, Достоевского, Лопарева, Таратуты необычайно выразительно звучат в сочетании с классической и современной музыкой на фоне картин Никоса Сафронова и скульптур Григория Потоцкого.
«Хочется попробовать возобновить такую форму, как творческая встреча, и подойти к ней по-иному, – рассказал артист. – Это не просто работа, а увлеченная работа. Мне хочется что-то проверить, с точки зрения своей профессии, и самую главную оценку выносить буду я».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Театр им. Ленинского комсомола:
- 1973 — «Тиль», мюзикл Г. И. Гладкова и Г. И. Горина по Ш. де Костеру (постановка М. Захарова, режиссер Ю. Махаев) — Палач
- 1973 — «Автоград XXI» Ю. И. Визбора и М. Захарова, музыка Г. Гладкова — Студент
- 1974 — «Трубадур и его друзья» Ю. С. Энтина и В. Б. Ливанова, музыка Г. Гладкова (постановка Л. Эйдлина, художник Б. Мессерер) — Его Величество Глупый король
- 1975 — «В списках не значился» Ю. И. Визбора по повести Б. Л. Васильева (постановка М. Захарова) — Сальников
- 1975 — «Колонисты», автор и постановщик Ю. Мочалов по мотивам книг А.С. Макаренко — Братченко
- 1976 — «Конец Хитрова рынка» А. Гинзбурга по одноименной повести А. Безуглова и Ю. Кларова (постановка В. Монахова и В. Всеволодова) — Володька Хиромант
- 1977 — «Парень из нашего города» К. М. Симонова (режиссер М.Н. Поляк) — Сергей Луконин
- 1977 — «Гамлет» Шекспира (постановка А.А. Тарковского, режиссер В. Седов, художник Т. Мирзашвили) — Могильщик
- 1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») М. Ф. Шатрова (постановка М. Захарова и Ю. Махаева) — Корреспондент РОСТа Долгов
- 1978 — «Вор» В. Мыслевского (постановка М. Захарова, композитор А. Рыбников) — Валек
- 1981 — «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. А. Махаева (постановка М. Захарова и Ю. Махаева) — Анатолий Черепанов
- 1982 — «Проводим эксперимент» («Дублер начинает действовать») В. К. Черных и М. А. Захарова — Борис Петрович Костин
- 1983 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского — Вайнонен, матрос-финн, коммунист
- 1988 — «Диктатура совести» М. Шатрова — генерал Карбышев
Театр им. Ермоловой:
- 1988 — «Прощай, Иуда…» И. Иредыньского, реж. Б. Хуссаковский (ПНР) — Иуда
- 1989 — «Приглашение на казнь» по роману В. Набокова, реж. В. Фокин — Жанпьер
- 1991 — «Бесноватая» Н. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», реж. В. Фокин — Мышкин
Театр Антона Чехова:
1994 — «Гамлет» Шекспира (реж. Л. Трушкин) — Клавдий
Театр «Арт Хаус»:
«Эскориал» М. де Гельдерода (реж. В. Тухватуллин) — Король
Моноспектакль:
2010 — «Жизнь — удача в лабиринтах». Продюсер — Ирина Хонда. Московский Дом Музыки
Наталья Андрейченко
Актрисе к началу съемок исполнилось 27 лет, но за ее плечами было около двадцати сыгранных ролей. Незадолго до того как получила предложение от Тодоровского, она родила ребёнка. А потому сначала отказалась от роли Любы Антиповой.
Режиссёр пробовал и других актрис. В том числе и Татьяну Догилеву. Но он был уверен, что роль Любы сможет исполнить только Андрейченко. Нужна была актриса, способная создать образ женщины молодой, но имеющей жизненный опыт. В конце концов, Андрейченко согласилась. В середине восьмидесятых в ее фильмографии имелось немало работ. Но настоящий успех принесла главная роль в фильме «Военно-полевой роман».
«Военно-полевой роман»: актеры. Инна Чурикова
Инна Чурикова – одна из самых харизматичных актрис XX века. Чего только стоит ее Марфушечка из сказки «Морозко»! А буфетчица из фильма «Стряпуха», белокурая Жюзи из «Неуловимых мстителей» и баронесса Якобина из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»?!
Инна Чурикова
Вера Николаевна знает о похождениях мужа и, конечно, глубоко переживает эту трагедию. Но рвать отношения не спешит, не устраивает истерик и вообще предстает перед зрителем довольно мудрой женщиной.
За воплощение этого образа на экранах Инна Чурикова получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
Список источников