Происхождение Править
Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно в западных источниках. Современные Хюррем источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении. Так Михалон Литвин, бывший в середине XVI века послом Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, в своём сочинении 1548—1551 годов «О нравах татар, литовцев и москвитян» при описании торговли рабами указывает, что «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного его, который будет править после него, похищена была из земли нашей».
Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621—1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области,Украина). Галина Ермоленко отмечает, что сообщение Твардовского подтверждается старой буковинской народной песней, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька, похищенной татарами и проданной в султанский гарем.
Некоторые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского. В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией, эту версию приняли советские историки. По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год), она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области).
В Европе Хюррем была известна как Роксолана. Это имя было изобретено послом Священной Римской империи в Османской империи Огьером Гизелином де Бусбеком, автором изданных в 1589 году в Париже латино-язычных «Турецких записок». В этом сочинении он, основываясь на том, что Хюррем происходила с нынешней Западной Украины, назвал её Роксоланой, имея в виду популярное в Речи Посполитой в конце XVI века название этих земель — Роксолания (от племени роксоланов, упоминаемых Страбоном в качестве обитателей Северного Причерноморья).
Характер
Я уже давно умер. Меня убило расстояние, Александра. |
Лука — невероятно талантливый художник. Это становится видно уже по одним наброскам, и Матракчи и Ибрагим сразу понимают, что перед ними мастер своего дела. Умение придать картинам особый вид и в достаточно короткое время исполнить заказ выделяют его среди других и вызывают зависть у османских мастеров.
Но в первую очередь, художник — бесконечно добрый, простоватый и наивный человек, не глупый, но оказавшийся игрушкой в руках сильных мира сего. Он родился крестьянином и верит в такие истины, как Дружба и Любовь. «Предательство» что Александры, что Ибрагима становится для него настоящим ударом, ведь он не мог даже подумать, что любимая (и любящая) женщина может выйти за другого, а человек, с участием слушающий рассказ о жизни, убить. Но в Стамбуле Луке приходится столкнуться с тем, что мир куда более жесток, чем он мог себе представить, и это доставляет ему огромные страдания.
Но при всей наивности Луки он верный и мужественный человек. Не думая об опасностях дальнего пути, он отправляется в другое государство на помощь невесте. Даже узнав о том, кто теперь Александра, Лука не злится на нее и не ненавидит за предательство — напротив, перед смертью он искренне просит прощения за то, что своими действиями подверг ее опасности. Кроме того, во время бунта художник демонстрирует храбрость и выдержку, спасая Хюррем, Хатидже и детей от янычар. Да и добровольно съев отравленный лукум, молодой человек показал истинное благородство и способность пожертвовать собой ради другого.
Отношения
Лука и Сулейман
Сулеймана и Ибрагима Лука глубоко почитает и уважает. Они для него — султан и его визирь, могущественные люди, приказы которых надо беспрекословно исполнять. В падишахе художник не видит соперника, и если его любимая выбрала его, значит, такова судьба, и ей будет лучше с правителем османов. Ибрагим же становится для молодого человека чуть ли не другом, и потому жестокие действия последнего после разговора в темнице становятся для Луки крайне неожиданными.
Лука и Хюррем
Я всегда буду любить тебя, Александра… |
Единственной возлюбленной Луки является Александра, и даже в могущественной госпоже Хюррем Султан он видит именно ту девочку, которая бегала с ним по лесам и полям и боялась строгого отца. Художник любит свою невесту, любит с нежностью и отчаянием, готовый броситься в огонь ради нее. Лука верен Александре, не думая об опасностях, он кидается на ее поиски, чтобы спасти любимую из рук варваров. Даже узнав, что его любовь безответна, художник не может винить в этом бывшую невесту и принимает ее выбор, по-прежнему пытаясь защитить от всего. Он не берет её денег, потому что ему ничего от нее не нужно, но это не обида, а желание ничем не навредить возлюбленной. Лука действительно боится, что из-за него могут произойти какие-либо неприятности, и потому неоднократно просит Ибрагима отпустить его на родину. В последние минуты жизни молодой человек демонстрирует истинное душевное благородство: он действительно отдает свою жизни ради того, чтобы жила его любимая.
Лука и Матракчи
Что касается Матракчи, то Лука видит в нем друга и товарища. Именно Матракчи знакомит молодого человека с Ибрагимом и именно он рассказывает ему о традициях Османской Империи. Но даже с ним — человеком, искренне к художнику привязанным — Лука не может поделиться своими печалями. С начала он спрашивает у Насуха, где может найти Александру, но после поразительного открытия больше не упоминает о пропавшей невесте, опасаясь, что печальный рассказ может привести к неприятным последствиям в первую очередь для бывшей возлюбленной.
Лука, Матракчи и Ахмед Челеби в мастерской
Кроме вышеперечисленных Лука общается в Стамбуле с художниками мастерской, которые явно недолюбливают славянского мастера. Конечно, немалую роль играет тут и зависть к недюжинному таланту молодого человека, но в целом они не могут понять, почему султан решил написать собственный портрет и почему позвал для этого чужестранца. Да и европейская манера письма не нравится османским живописцам. Однако сам Лука мало обращает внимания на все эти разговоры, так как просто исполняет работу, порученную ему вышестоящими людьми.
Деньги за хальвет
Гюльфем идет на отчаянный поступок. Чтобы заработать деньги она начинает в буквальном смысле продавать свою ночь с Султаном!
Желающие “купить” нашлись сразу. Многим девушкам хотелось без очереди попасть в покои Повелителя и провести с ним ночь. Одной из таких девушек была наложница Кината, которая была полна решимости попасть к Сулейману на хальвет. Гюльфем приняла деньги от девушки и отправила её вместо себя.
Сулейман никак не мог дождаться самой Гюльфем. Она постоянно находила отговорки не приходить, ссылаясь на свое плохое самочувствие. Когда Гюльфем снова сказавшись больной отправила вместо себя Кинату, Султану это показалось подозрительным. Увидев в покоях “другую”, он пришел в ярость и требовал девушку объяснить, что происходит. Кината, оказавшись завистливой, решила очернить любимицу повелителя. Она сказала, что Гюльфем предала его, что ей противно общение с Сулейманом и поэтому она предпочитает деньги. Естественно, после услышанного, Сулейман в бешенстве посылает палачей к Гюльфем.
Мечеть Гюльфем Хатун
В комплекс мечети Гюльфем Хатун входили школа, баня и т.д. Но в 1850 году там случился пожар. Однако мечеть потом восстановили. Она несколько раз подвергалась разрушениям из-за пожаров и землетрясений. Школа и баня уничтожены. И до наших дней сама мечеть дожила еле-еле. Выглядит она довольно просто и скромно, по сравнению с другими мечетями. Её со всех сторон облепили современные здания. Её почти еле заметно. И она скорее напоминает дом, чем мечеть. Само здание находится в квартале Гюльфем Хатун Махаллеси, района Ускюдар в Стамбуле.
А вот могильный камень Гюльфем был утрачен. Его поставили чуть позже.
Дети Править
Хюррем родила султану шесть детей:
Сыновья:
- Мехмед (1521—1543)
- Абдулла (1523—1526)
- Селим (28 мая 1524 — 13 декабря 1574)
- Баязид (1525 — 25 сентября 1561)
- Джихангир (1531—27 ноября 1553)
Дочь:
Михримах (21 марта 1522— 25 января 1578)
Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные, в том числе и Мустафа, погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году). По мнению некоторых исследователей Мехмед умер от оспы, а по другой версии он умер своей смертью. Существует версия, что именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили. Легенда добавляет, что Джихангир умер от тоски по своему брату.
Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахомТахмаспом I, что за 4 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с пятью сыновьями (младшему из которых было 3 года) отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года.
Немая смерть
Несчастная женщина даже не получила возможности объясниться с повелителем, её просто убили без суда и следствия в 1562 году. И похоронили как предательницу.
Почему ей не дали даже защитить себя?
По историческим данным, во дворце на службе у султана всегда были чёрные немые палачи. По приказу Повелителя они готовы были мгновенно убить любого, кто его расстроил. За каждого такого убитого они получали хорошие деньги. Об этом тоже есть записи в специальной учетной книге Топкапы.
Расправа над женщинами вообще была для них сущим пустяком. Вот и с Гюльфем, как с предательницей, посмевшей продать любовь самого султана, они расправились довольно быстро и без слов.
О раскаянии Сулеймана также известно из той же учетной книги. Палачи, убившие Гюльфем, не получили ни одной монеты из казны. Более того, они были высланы вон из дворца.
Сулейман сильно пожалел о своем бесповоротном решении, принятом в гневе. Он узнал, что его любимая Гюльфем осталась совсем без денег из-за строительства мечети в его честь. Он тут же приказал достроить мечеть, которую начала Гюльфем. Его воля была выполнена. Мечеть достроили, а самой Гюльфем вернули её доброе имя и со всеми почестями перезахоронили в Ускюдаре, в той самой мечети, которая стала носить её имя. Предание гласит, что её могила в тот день излучала свет.
Награды и номинации Править
Год | Премия | Категория | Номинант | Итог |
---|---|---|---|---|
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший драматический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший периодический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший режиссёр | Ягмур и Дурул Тайлан | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший сценарист | Мерал Окай | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучшая актриса сериала | Мерьем Узерли | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший актёр сериала | Окан Ялабык | Победа |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучшая актриса второго плана | Филиз Ахмет | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший режиссёр-постановщик | Айдын Сарыоглу | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучшее музыкальное сопровождение | Фахир Атакоглу, Сонер Акалын, Айтекин Аташ | Номинация |
2011 | Телевизионная премия Анталии | Лучший арт-директор | Нилюфер Гиритлиоглу, Зафер Каньылмаз | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучшая актриса 2011 года | Мерьем Узерли | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший актёр 2011 года | Халит Эргенч | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший драматический актёр 2011 года | Окан Ялабык | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучшая драматическая актриса 2011 года | Нур Феттахоглу | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший сериал 2011 года | «Великолепный век» | Победа |
2011 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучшее музыкальное сопровождение 2011 года | Победа | |
2012 | Премия «Золотая бабочка» | Лучший драматический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2012 | Премия «Золотая бабочка» | Лучшая драматическая актриса | Мерьем Узерли | Победа |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший мужской состав сериала | Победа | |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший периодический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший драматический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший драматический актёр | Окан Ялабык | Победа |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучшая драматическая актриса | Мерьем Узерли | Номинация |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший режиссёр | Ягмур и Дурул Тайлан | Номинация |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший сценарист | Мерал Окай | Номинация |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучший арт-директор сериала | Нилюфер Гиритлиоглу, Зафер Каньылмаз | Победа |
2012 | Телевизионная премия Анталии | Лучшее музыкальное сопровождение | Фахир Атакоглу, Сонер Акалын, Айтекин Аташ | Номинация |
2012 | Премия университета Ахи Эвран | Самая успешная молодая актриса года | Сельма Эргеч | Победа |
2012 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший сериал | «Великолепный век» | Победа |
2012 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший актёр сериала | Халит Эргенч | Победа |
2012 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучшая актриса сериала | Мерьем Узерли | Победа |
2012 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучший актёр второго плана | Мехмет Гюнсюр | Победа |
2012 | Ayaklı Gazete TV Yıldızları | Лучшая актриса второго плана | Нур Феттахоглу | Победа |
2013 | Премия «Звезда года» | Лучшая рейтинговая актриса | Мерьем Узерли | Победа |
2013 | Премия «Kristal Fare» | Лучшая актриса сериала | Мерьем Узерли | Победа |
2013 | Премия «Kristal Fare» | Лучший актёр сериала | Халит Эргенч | Победа |
2013 | Премия «Kristal Fare» | Лучший сериал | «Великолепный век» | Победа |
2013 | Музыкальная премия Турции | Лучшая музыка сериала | Фахир Атакоглу, Сонер Акалын, Айтекин Аташ | Победа |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучший драматический сериал | «Великолепный век» | Победа |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучший драматический актёр | Халит Эргенч | Номинация |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучшая драматическая актриса | Мерьем Узерли | Победа |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучший режиссёр | Ягмур и Дурул Тайлан | Победа |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучший сценарист | Йымаз Шахин | Номинация |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучшее музыкальное сопровождение | Айтекин Аташ, Сонер Акалын | Номинация |
2013 | Телевизионная премия Анталии | Лучший арт-директор | Нилюфер Айше Чамур | Номинация |
2013 | Премия «Золотая бабочка» | Лучший драматический сериал | «Великолепный век» | Номинация |
2014 | Премия «Золотая бабочка» | Лучший драматический актёр | Халит Эргенч | Победа |
Биография
Впервые Шахесте появляется в первой же серии сериала «Империя Кёсем». Она — одна из наложниц гарема, так же, как и все, живущая только мыслью угодить властелину. Вместе с Махфируз Шахесте мечтает стать госпожой. Она, как и подруга, насмехается над Настей, а позже рассказывает ей страшилки о султане.
В 4 серии Хандан Султан, желающая как можно скорее иметь внуков, решает послать Шахесте на хальвет к сыну. Девушка уже стоит перед дверьми, когда её неожиданно опережает Настя, ворвавшись в султанские покои.
На следующий день Шахесте решает отомстить Насте из-за срыва хальвета. Махфируз, живущая в одной комнате с гречанкой, закрывает дверь, лишая тем самым Настю возможности спастись и оставляя её один на один с разъяренной Шахесте. Та набрасывается на султанскую любимицу с ножницами и избивает её.
Султан оставляет судьбу Шахесте в руках Насти
Султан, узнав об этом, оставляет судьбу наложницы в руках Насти. Та, понимая соперницу, прощает её.
С этого момента Шахесте, благодарная Насте за спасение жизни, становится верной служанкой девушки. Она знает, что, будь она на месте гречанки, она бы вынесла смертный приговор. Шахесте восхищается чистой душой Насти и спрашивает, чем она может ей помочь. Однако та говорит ей, что всё забыто, а помощь ей не нужна, так как она собирается сбежать.
Забери меня с собой, я хочу пойти с тобой, прошу тебя. Умоляю тебя. У меня здесь нет будущего, я никогда не стану любимицей султана. Все будут использовать меня. Махфируз уже сделала из меня свою служанку. |
Шахесте Насте
Узнав об этом, Шахесте просит Настю взять её с собой, чтобы освободить от Махфируз, сделавшей Шахесте своей служанкой. Любимица Ахмеда соглашается, и они вместе выбираются из дворца с помощью Искендера. Однако по дороге Настя понимает, что любит Ахмеда, и решает вернуться. Шахесте, у которой в Стамбуле никого нет, возвращается тоже, но беглянок замечают стражники и начинают стрелять. Шахесте убивают, и Настя винит себя в её смерти.
Снова любимица Султана
Когда же Хюррем умерла, Гюльфем снова заняла место любимицы Султана. Сулейман нашел в ней утешение и душевный покой. На склоне своих лет, он вспомнил о забытой привязанности к этой женщине. Они проводили много времени вместе. Сулейман доверял ей свои тревоги, переживания, советовался с ней, просто изливал ей душу. Вечерами они вспоминали свою молодость и время, которое в прошлом они проводили вместе.
О том, что Гюльфем после смерти Хюррем снова сблизилась с Сулейманом свидетельствуют записки иностранных послов. Венецианцы писали, что видели в саду рядом с Султаном женщину, но лица разглядеть они не смогли, ведь оно было прикрыто. Но стража сообщила им, что эта женщина Гюльфем Хатун. Она стала пользоваться большим влиянием во дворце.
Производство сериала и премьеры сезонов
Команда сериала выстроила большой павильон (50 000 м²), где разместила множество декораций для съёмок.
Перевод и озвучивание «Великолепного века» на русский язык производит студия «Русский дубляж» по заказу телеканала «Домашний».
В Казахстане на русский и казахский языки перевод и озвучивание сериала производит телеканал «Хабар». Сериал получил название «Сулейман Великолепный».
Турция
- Первый сезон (серии 1—24) выходил с 5 января по 22 июня 2011 года на турецком канале «Show TV» и транслировался каждую среду в 20:00.
- Второй сезон (серии 25—63) выходил с 14 сентября 2011 года по 6 июня 2012 года на турецком канале «Star TV» и транслировался каждую среду в 20:00.
- Третий сезон (серии 64—103) выходил с 12 сентября 2012 года по 19 июня 2013 года на турецком канале «Star TV» и транслировался каждую среду в 20:00.
- Четвёртый сезон (серии 104—139) выходил с 18 сентября 2013 года по 11 июня 2014 года на турецком канале «Star TV» каждую среду в 20:00.
Россия
В России сериал выходит на телеканале «Домашний», где получил свою разбивку по сезонам.
- Первый сезон (серии 1—24) выходил с по 29 января 2012 года.
- Второй сезон (серии 25—63) выходил с 1 сентября по 24 ноября 2012 года.
- Третий сезон (серии 64—109) выходил с 26 января по 30 ноября 2013 года.
- Четвёртый сезон (серии 110—131) выходил с 7 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года.
- Пятый сезон (серии 132—155) выходил с 24 августа2014 года по 14 февраля 2015 года.
Трансляции
«Великолепный век» показывают более чем в 50 странах мира.
Страна | Телеканал | Дата премьеры | Часы вещания |
---|---|---|---|
Лига арабских государств Лига арабских государств | 17 декабря 2011 | ||
Афганистан Афганистан | август 2012 | ||
Албания Албания | декабрь 2011 | 20:00 | |
Алжир Алжир | ноябрь 2011 | ||
Азербайджан Азербайджан | Lider TV | декабрь 2011 | 20:10 |
Армения Армения | ATV | ||
Бахрейн Бахрейн | ноябрь 2011 | ||
Белоруссия Белоруссия | ТВ3 Минск | 5 января 2011 | 20:00 |
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина | 27 августа 2012 | 20:00 | |
Болгария Болгария | 12 сентября 2012 | 20:00 | |
КНР КНР | CCTV | сентябрь 2013 | |
Коморы Коморы | ноябрь 2011 | ||
Хорватия Хорватия | 27 августа 2012 | 21:00 | |
Кипр Кипр | ANT1 | сентябрь 2012 | 21:30 |
Чехия Чехия | 12 декабря 2011 | 20:00 | |
Джибути Джибути | ноябрь 2011 | ||
Египет Египет | Al Hayat TV | ноябрь 2011 | |
Франция Франция | France 2 | сентябрь 2012 | 20:00 |
Греция Греция | ANT1 | сентябрь 2012 | 21:30 |
Грузия Грузия | SEE-TV | сентябрь 2013 | 22:15 |
Венгрия Венгрия | 9 января 2013 | 21:30 | |
Иран Иран | сентябрь 2012 | 22:00 | |
Ирак Ирак | ноябрь 2011 | ||
Италия Италия | июнь 2013 | ||
Иордания Иордания | ноябрь 2011 | ||
Казахстан Казахстан | Хабар | 20 марта 2012 | 21:30 |
Республика Косово Республика Косово | январь 2012 | 20:00 | |
Кувейт Кувейт | ноябрь 2011 | ||
Ливан Ливан | ноябрь 2011 | ||
Ливия Ливия | ноябрь 2011 | ||
Литва Литва | LNK | сентябрь 2013 | |
Македония Македония | 17 декабря 2011 | 21:00 | |
Мавритания Мавритания | ноябрь 2011 | ||
Молдавия Молдавия | National 4 | октябрь 2015 | 20:00 |
Черногория Черногория | март 2012 | 20:00 | |
Марокко Марокко | Medi1 TV | январь 2012 | 21:40 |
Северный Кипр Северный Кипр | Star TV | 5 января 2011 | 20:00 |
Оман Оман | ноябрь 2011 | ||
Пакистан Пакистан | 15 мая 2013 | 21:00 | |
Государство Палестина Государство Палестина | ноябрь 2011 | ||
Катар Катар | ноябрь 2011 | ||
Румыния Румыния | 10 сентября 2012 | 20:00 | |
Россия Россия | Домашний | 14 января 2012 | 19:00 |
Саудовская Аравия Саудовская Аравия | ноябрь 2011 | ||
Сербия Сербия | 14 февраля 2012 | 20:20 | |
Словакия Словакия | 20 декабря 2011 | 20:30 | |
Словения Словения | Planet TV | 10 марта 2013 | 17:00 |
Сомали Сомали | ноябрь 2011 | ||
Судан Судан | ноябрь 2011 | ||
Сирия Сирия | ноябрь 2011 | ||
Тунис Тунис | апрель 2013 | 20:45 | |
Турция Турция | Show TV, Star TV | 5 января 2011 | 20:00 |
ОАЭ ОАЭ | ноябрь 2011 | ||
Украина Украина | 1+1 | 8 октября 2012 | 17:10 |
Йемен Йемен | ноябрь 2011 | ||
Эстония Эстония | 1 сентября 2013 | 19:35 | |
Кыргызстан Кыргызстан | ОшТВ, ОТРК | 3 декабря 2012 | 19:35 |
Характер
Чтобы победить шайтана нужно хотя бы быть таким же гордым, сильным, отчаянным и хладнокровным. |
Шах — холодная и расчетливая женщина, которая с первого взгляда производит впечатление неприступной султанши. Она внимательно следит за всем происходящим в гареме и всегда держит ситуацию под контролем. Шах отличают умение властвовать над людьми и полное внешнее спокойствие, она кажется гордой женщиной изо льда, которую не касаются обычные человеческие слабости и которая всегда может найти выход из любой жизненной ситуации.
Шах — умелая и достаточно беспринципная интриганка, которой часто сопутствует успех. Она знает, как обернуть ситуацию в свою пользу, тем паче, что, в отличие от прочих султанш, практически лишена привязанностей к кому-либо и потому неуязвима. Шах умна и коварна, хладнокровна, лицемерна и в то же время достаточно прямолинейна. Однако комбинации султанши, направленные на уничтожение Хюррем, порой оборачиваются против самой Шах, поскольку они слишком сложны, громоздки, и малейшая ошибка приводит к краху.
Шах — настоящая, истинная султанша, до мозга костей ощущающая себя членом Династии. Она прекрасно осознает своё положение и свысока смотрит на тех, кто ниже нее по статусу, и не признает никого, в чьих жилах не текла бы благородная кровь. Женщина не пропускает случая подчеркнуть свой титул и практически ежедневно напоминает о нем мужу, что в конце концов и приводит к окончательному разрыву между ними.
Однако в глубине души Шах не так бесчувственна, как это кажется на первый взгляд. Лишенная родительской любви и ласки, выданная замуж за нелюбимого человека, султанша словно закрылась в себе, заставила сердце окаменеть. Она пытается найти утешение в своём титуле, во власти, однако по-прежнему сохраняет некоторые человеческие чувства: так, переступая через гордость, Шах по просьбе Эсмахан просит повелителя пощадить Лютфи Пашу, а также тепло относится к самозабвенно служащему ей Мерджану-аге.
Характер
Изначально Шахесте показана как обыкновенная наложница, любящая сплетни и живущая только мыслью угодить султану. Она насмешлива и угодлива, как всякая служанка. Однако позже, из-за срыва хальвета, Шахесте превращается в настоящую фурию, готовую отомстить, не задумываясь о последствиях и не продумывая дальнейших ходов. Девушка становится решительной и смелой, но сразу же после драки силы оставляют её, и она понимает, что едва не совершила непоправимое.
После драки характер Шахесте и её отношение к Насте резко меняется. На месте фурии можно заметить мягкую и покладистую девушку, услужливую, готовую помочь чем угодно в благодарность за спасение жизни. Она искренне восхищается Настей и становится её подругой, зная, что сама не способна на такие великодушные и благородные поступки.
Биография
В истории
Родилась в Манисе, где провела своё детство. В 1523 году вышла замуж за Лютфи-пашу. За годы брака родила двух дочерей — Эсмахан Бахарназ Султан и Неслихан Султан. Её муж, Лютфи-паша, был призван ко двору султана Сулеймана в 1539 году, когда во время эпидемии скончался Великий визирь Айяз Паша. 13 июля 1539 года Лютфи-паша официально вступил в должность Великого визиря, которую занимал до 1541 года. В 1541 году Шах Султан развелась с мужем, после чего тот был снят с должности Великого визиря и выслан в Диметоку. В 1556 году в Стамбуле в районе Эйюп была построена мечеть имени Шах Султан, архитектором которой был Мимар Синан. Умерла Шах Султан в 1572 году.
В сериале
Впервые о Шах Султан упоминается в 3-ем сезоне — после смерти матери Хатидже просит сестру приехать в Стамбул, чтобы избавиться от ненавистной ей Хюррем Султан. Но султанши не смогли сделать этого. Лишь после смерти Ибрагима им удалось избавиться от Хюррем на короткое время.
Список источников