В новосибирском Институте теоретической и прикладной механики (ИТПМ) проводят опытно-конструкторские работы в русле разработки весьма необходимого для нашей страны сверхскоростного транспортного средства. Об этом поведал на днях отечественным журналистам данного института Сибирского отделения Российской академии наук Александр Шиплюк.
Перспективная новинка, по словам директора института, будет способна развивать скорость до 2000 километров в час. В этой связи для проекта кране существенное значение имеют аэродинамические расчеты специалистов, что позволит снизить энергозатраты и достичь заявленной скорости. В подобных проектах точность расчета формы корпуса имеет критическое значение, потому что ошибки в моделировании и формулах подсчета могут обернуться трагедией при движении на таких огромных скоростях, присущих пока разве что сверхзвуковым истребителям.
Сотрудники новосибирского ИТМП имени Христиановича сообщили, что поезд разрабатываемого им типа способен достигать столь высоких скоростных показателей за счет особого принципа своего передвижения. Состав подобного поезда представляет собой своего рода капсулу, помещенную в магнитное поле, образующее подушку внутри трубы или тоннеля, в котором поддерживается давление несколько ниже атмосферного – это снижает сопротивление воздуха и позволяет легче разгоняться составу. Ученые подсчитали, что давление 0,01 от атмосферного на ровне моря станет вполне достаточно, чтобы убрать лишнее сопротивление и сэкономить на выкачивании воздуха из тоннельной трубы до полного вакуума.
Необходимо сказать, что еще в 2013 году о своем проекте подобного рода оповестил мировые СМИ известный американский конструктор-изобретатель Илон Маск, руководитель инновационной компании SpaceX. Но справедливости ради надо признать, что его хваленая «капсула» Hyperloop на демонстрационных запусках в Испании сумела разогнаться до скорости не выше 457 км/ч, но этот проект до сих пор в развитии, и результат американской версии вакуумного поезда покажет время.
Новосибирские исследователи не сомневаются в том, что рациональный подход к изучению и тщательная разработка перспективных технологий в сочетании с грамотно налаженным производственным процессом помогут России довести до реализации столь амбициозный замысел. Александр Шиплюк отметил, что на сегодняшней стадии подготовки уже есть хорошие и обнадеживающие результаты. В частности, установлено оптимальное давление и аэродинамическое сопротивление в сверхскоростной трубе. Впереди еще немало трудных и занимательных задач – но сибирские ученые и конструкторы полны оптимизма.