Сюжет
Сюжет фильма рассказывает о истории семьи Мелеховых, живших в хуторе Татарском (станица Вёшенская) в 1910—1920-х годах. История начинается со спокойного довоенного времени и повествования о жизни зажиточной казачьей семьи. Главный герой Григорий Мелехов начинает ухаживать за замужней женщиной — Аксиньей Астаховой, соседкой Мелеховых. Ничто не может остановить вспыхнувшее в нём чувство: ни смертельно опасная ссора с мужем Аксиньи — Степаном, ни гнев отца. Пытаясь образумить Григория, родные почти насильно женят его, но в браке с Натальей он несчастлив и возвращается к Аксинье. Опозоренная Наталья пытается покончить жизнь самоубийством, но остаётся жива. По возвращении с военной кампании Григорий подозревает измену со стороны Аксиньи и снова уходит к законной жене, которая приносит ему детей.
Любовная драма протекает на фоне исторического перелома: революции, Первой мировой и Гражданской войны. Григорий становится участником военных событий; вернувшись с фронта, долгое время не может решить, к какой стороне примкнуть. Поначалу выступает против советской власти, примыкая к повстанцам, затем, долгое время колеблясь, встает на сторону красных. В горниле войны и драмы жизни гибнет почти вся его семья: отец и мать, жена Наталья, брат Пётр и невестка Дарья. Григорий пытается спасти свою последнюю любовь — Аксинью, но и это ему не удаётся. В конце концов, пытаясь найти успокоение, он возвращается к остаткам семьи и к родному дому.
Интересные факты
- Некоторые сцены фильма снимались в городе Каменск-Шахтинский.
- Аксинью Астахову могла сыграть Нонна Мордюкова.
- Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!»
- Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов. Просмотрев все три серии, живой классик сказал:— Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом.
- В прокате 1958 года фильм собрал 47 млн зрителей, заняв первое место.
- Елена Максимова, сыгравшая мать Кошевого, снималась и в первой экранизации романа в 1930 г. в роли Дарьи.
Различия книги и фильма
- Фильме не отражен факт линчевания казаками бабушки Григория Мелехова за колдовство, также нет упоминания об изнасиловании Аксиньи собственным отцом.
- В начале второй серии, в сцене возвращения домой после ранения в бою под Глубокой, Григорий Мелехов ходит с погонами подъесаула, в то время как по книге он — хорунжий, хотя и на подъесаульской должности (командир сотни). В самой книге наличествует путаница с воинскими званиями Мелехова: с германской он пришёл хорунжим (аналог современного лейтенанта); в Донской армии (1918 г. 3-я книга) стал подъесаулом (аналог современного капитана); во время верхнедонского восстания находился на генеральской должности (командир Первой повстанческой дивизии); после присоединения повстанцев к Донской армии (1919 г., 4-я книга), Григория повышают в звании, но только до сотника (аналог ст. лейтенанта).
- По книге, в эпизоде переговоров председателя донского ревкома Подтёлкова с Головой казачьего Круга генералом Калединым со словом, обличающим коммунистов, выступает подъесаул Шеин. В фильме звание выступающего — сотник.
- По книге, ординарец Григория Мелехова Прохор Зыков имеет звание старшего урядника. В фильме он — рядовой казак.
- По книге, во время верхнедонского восстания казаки не носили знаков различия — погон и кокард. В фильме, в эпизодах, действие которых приходится на период восстания, Григорий Мелехов предстаёт в полной форме подъесаула.
- По книге, за отличие на германском фронте Дмитрий Коршунов был награждён знаком отличия военного ордена Св. Георгия IV степени. В фильме Коршунов носит Георгиевский крест на колодке, характерной для наград, вручаемых уже в период Гражданской войны.
- По книге, Евгений Листницкий застрелился, узнав об измене жены. В фильме Листницкий эвакуируется из Новороссийска на пароходе.
Съёмочная группа и технические детали
В ролях
Актёр | Роль | Озвучка | Комментарий |
Руперт Эверетт | Григорий Мелехов казак, офицер | Максим Суханов | Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлён. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что эта роль — мечта для любого актёра, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причём не один раз, я всё равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно. |
Дельфин Форест | Аксинья Астахова, соседка Мелеховых жена Степана | Марина Зудина | Мы с Аксиньей не похожи, Я очень сильная! И вообще меня пробовали не на эту роль, а на роль Дарьи. Но Бондарчук посчитал, что мне больше подходит образ Аксиньи. Мы похожи с ней постоянством. Верные. Аксинья — мужественная. Когда она захотела любви Григория, она добилась этого. Как и я. Я тоже привыкла добиваться того, чего хочу… |
Мюррей Абрахам | Пантелей Прокофьевич, глава семьи Мелеховых | Сергей Гармаш | Вписаться в русский актёрский состав удаётся, как ни странно, только Мюррею Абрахаму, который местами начинает казаться почти убедительным. Видимо, сказывается опыт. |
Алёна Бондарчук | Наталья, в девичестве Коршунова, законная жена Григория | Наталья в «Тихом Доне» — моя лучшая роль. | |
Наталья Андрейченко | Дарья, жена Петра | Сергей Федорович приглашал меня ещё в русскую версию сыграть Аксинью. Я не была готова. Но он убеждал: «Вот покрасим тебя — сразу почувствуешь себя Аксиньей». Все надеялся. Он не хотел снимать никакой итальянской версии. | |
Владимир Гостюхин | Пётр, брат Григория | Не думаю, что это именно то, чего хотел Бондарчук. Сергей Фёдорович — грандиозная личность, и никто не может знать, как в его представлении всё должно было получиться. Я бы сказал, что это вариации на тему фильма Бондарчука… К тому же в картину попал далеко не весь материал, я же вижу. Такое ощущение, что некоторые сцены смонтированы из эпизодов. Набирали картину из лоскутов… | |
Борис Щербаков | Степан Астахов | ||
Юлия Живинова | Дуняша, сестра Григория и Петра | ||
Андрей Руденский | Евгений Листницкий | ||
Ирина Скобцева | Василиса Ильинична, жена Пантелея Мелехова | ||
Бен Газзара | генерал Секретёв | Никита Прозоровский | |
Сергей Бондарчук | генерал Краснов | ||
Михаил Васьков | Михаил Кошевой | ||
Геннадий Карнович-Валуа | генерал Листницкий | ||
Александр Беспалый | Прохор Зыков | в титрах — Александр Беспалис | |
Анатолий Гурьев | есаул Рябчиков | ||
Александр Жарков | Иван Алексеевич | ||
Николай Караченцов | Щеглов | ||
Иван Лапиков | старый казак | ||
Алевтина Румянцева | Мария Лукинична, мать Натальи Коршуновой | ||
Михаил Голубович | |||
Константин Артеменко | |||
Никита Михалков | читает закадровый текст |
Съёмочная группа
- Режиссёр : Сергей Бондарчук
- Продюсер : Энцо Рисполи
- Композитор : Луис Бакалов
- Оператор Даниель Нануцци
- Монтаж : Поль ЛаМастра
- Художники-постановщики : Джованни Наталуччи, Данило Донати
- Костюмы : Сибилла Ульсамер
Технические детали
Формат: 2 диска DVD-9 (2 слоя) (PAL) региональный код 5
Дистрибьютор: Первая Видеокомпания, Madison Motion Pictures Ltd.
Звуковые дорожки: Русский Dolby Digital Stereo; Субтитры: Русский
Формат изображения: Widescreen 1.85:1.
Издание 2006 года, длительность 364 мин.
Особенности
Отличия от романа
В сериале отсутствует или сильно сокращена политическая и военная сторона: нет выступления Корнилова и боя у Глубокой
Сокращены сюжетные линии о деятельности коммунистов и становлении советской власти в Вёшенской, имеющие важное сюжетное и смысловое значение в романе. Например, в фильме нет таких героев, как Подтёлков, не показана деятельность большевистской ячейки в Татарском
Отсутствует сцена драки между казаками и тавричанами в очередь на мельницу из второй части первой книги (в фильме Герасимова эта сцена присутствует).
Некоторые сюжетные ходы в сериале изложены не совсем внятно. Неясна, к примеру, судьба Степана Астахова.
Особенности съёмки
Съёмки производились на Украине и в России. Большая часть съёмок прошла на Дону, около хутора Калининский, на правом берегу Дона, недалеко от станицы Вёшенской.
В фильме присутствуют грандиозные военные сцены в духе Сергея Бондарчука. В одной из сцен было занято до 2 тысяч всадников. Фильм 1992 года стал одним из последних крупных кинематографических проектов, где батальные сцены сняты вживую и без помощи компьютерных спецэффектов.
Неточности
- Аксинья набирает воду не как принято с мостков, а стоя по колено в реке. При этом хорошо заметно, что вёдра на коромысле остаются пустыми.
- На свадьбе жених — Григорий Мелехов — пьёт водку, хотя это против исконных традиций — во время застолья у жениха и невесты руки были связаны кушаком и они не пьют и не едят.[источник не указан 1758 дней]
- Степан Астахов уезжает в лагерь с погонами старшего урядника (одна широкая лычка), а возвращается с погонами младшего урядника (две узкие).
- У немцев оружие времён Второй мировой войны — винтовки 1944 года модификации, американские винтовки US Rifle M1917 времен Первой мировой войны, пулемёты МГ-34 (а точнее, стилизованные под них пулемёты ПКМ), а также русские пушки-трёхдюймовки производства Путиловского завода.
- Аксинья ходит по улице без платка и с распущенными волосами, что в те времена было недопустимо.
- Героини ходят с челками, что тоже не допускалось в те времена (челки стригли женщины легкого поведения в городах, но никак не православные замужние станичницы).*[источник не указан 1758 дней]
Три в одном
Первый канал стал исключительным обладателем прав на «Тихий Дон» на территории России и СНГ. Однако существует и трехчасовая киноверсия, которую сделали итальянцы. А еще по тем же рабочим материалам Сергея Бондарчука они же монтируют и сериал.
ДАРЬЯ И ПАНТЕЛЕЙ: старшая сноха задала старику жару |
ГОСТЮХИН, ЩЕРБАКОВ И ФРАНЦУЖЕНКА ДЕЛЬФИН: в русско-итальянском сериале говорили по-английски |
ЭВЕРЕТТ И ФОРЕСТ: эротическая сцена |
ОНИ ПОМОГЛИ ВЕРНУТЬ ФИЛЬМ В РОССИЮ: Карен Шахназаров, Никита Михалков, Федор Бондарчук, Константин Эрнст |
АКСИНЬЯ И ГРИГОРИЙ: роковая любовь |
КАЗАЧИЙ ХУТОР: киногруппа восстановила здесь церковь |
История создания
Предыстория
Замысел о экранизации романа Шолохова возник у Сергея Бондарчука давно. Ещё в середине 1960-х, когда готовилась постановка фильма «Война и Мир», он ездил консультироваться к Шолохову. Писатель отговаривал Бондарчука ставить эпопею Толстого и предлагал взяться за «Тихий Дон», так как постановка Герасимова его не совсем устроила ссылка проверена 19 ноября 2008. В 1975 году в прессе появились сообщения о том, что Бондарчук готовится к постановке нового многосерийного фильма по роману Шолохова. Но тогда Бондарчук не получил благословения мэтра советской кинематографии и своего учителя Сергея Аполлинариевича Герасимова: Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь
Так что возвратился к идее съёмок фильма Бондарчук только с началом перестройки. В 1986 году в интервью он сообщил, что работа над картиной начата. Как вспоминала студентка Сергея Бондарчука (выпуск 1989 года) Ольга Кабо: Он же горел, бредил тогда “Тихим Доном”. Все четыре года учёбы мы готовили отрывки из романа, примерялись к его образам… Наконец, Сергей Федорович запустился с “Тихим Доном” и для нас, уже почти своих выпускников, сделал кинопробы.
Наступило смутное время конца 1980-х, V съезд кинематографистов СССР и развал советского кино и всей системы. Живой классик Бондарчук уже не имел того авторитета и влияния в кинематографической среде. В начале 1990-го было достигнуто предварительное соглашение с Госкино, и Сергей Бондарчук начал подготовку сценария сначала 15-ти, затем 11-ти серийного фильма. Однако средств для реализации в СССР найдено не было. Газета «Коммерсантъ» № 203(3534) от 28.10.2006 ссылка проверена 17 ноября 2008 «Комсомольская правда» 28.10.2006 ссылка проверена 19 ноября 2008
При содействии режиссёра Али Хамраева Бондарчук вышел на итальянского продюсера Энцо Рисполи. В январе 1990 между студией «Время» (руководитель Бондарчук) и итальянской фирмой «International Cinema Company» был подписан контракт о съёмках 10 серийной телеверсии и 5 часовой киноверсии романа «Тихий Дон». По условиям договора на ведущие роли должны были быть приглашены иностранные актёры, а язык картины был английский.
Съёмки и монтаж
Съёмки проходили в России и на Украине. Основная трудность работ была связана с тем, что значительная часть актёрской группы была всё-таки русскоязычной. Актёрам пришлось спешно учиться английскому языку или выучивать роль наизусть. Завершив примерно за 11 месяцев съемки, 10 августа 1992 года Бондарчук выехал в Италию монтировать и озвучивать фильм. news.ru ссылка проверена 19 ноября 2008
Монтаж был начат в итальянской студии «Чинечита» и продолжался около 6 месяцев. В это же время началась тяжба российской и итальянской стороны. По версии продюсеров, в ходе съёмок произошёл перерасход средств (бюджет картины составил примерно 10 млн долларов), и в 1992 году компания сообщила о своём банкротстве. По другой версии в портфеле итальянской кинокомпании было одновременно несколько дорогостоящих картин, находившихся в производстве, и она не рассчитала свои возможности. Незаконченная версия картины и все рабочие материалы были конфискованы банком-кредитором. В 1994 году Сергей Бондарчук ушёл из жизни, так и не увидев своей последней работы на экранах.
1994-2006 год
В период с 1994 по 2004 год вдовой режиссёра Ириной Скобцевой и сыном Фёдором неоднократно делались попытки разрешить юридические трудности и вернуть фильм на родину. BBC news 7 November 2006 ссылка проверена 20 ноября 2008
В 2005 году после длительных переговоров компания Первый канал (Россия) при непосредственном участии Михаила Швыдкого, Константина Эрнста, Владимира Познера выкупила рабочие материалы — около 160 тыс. метров плёнки. К монтажу картины приступил сын режиссёра Фёдор Бондарчук. Кроме этого, он также доснял несколько второстепенных сцен, главным образом натурных съёмок природы, необходимых для целостности сюжета.
6 ноября 2006 года на Первом канале состоялась премьера сериала.
Фёдор Бондарчук восстановил картины в формате сериала из рабочих материалов, став режиссёром телевизионной версии. Дистрибьютером DVD версии сериала является «Первая видеокомпания». ссылка проверена 19 ноября 2008
Арестованный шедевр
Два года шла работа над сериалом, и так случилось, что первый же съемочный день совпал с началом путча 1991 года. Итальянцы и так были напуганы Россией до колик. «Не представляем, как мы тут будем год обходиться без удобств?» – с мученическим видом вещали они в камеру, снимаясь в документальном «фильме о фильме». Опасаясь морозов, иностранцы массово запасались шубами, молясь, чтобы русская зима не вышла им таким же боком, как Наполеону. Танки на улицах Москвы стали последней каплей. Киногруппа направлялась в Алабино для натурных съемок, когда дорогу им перекрыла колонна бронетехники.
ПЕРЕДИСЛОКАЦИЯ ВОЙСК: Гражданская война в разгаре |
Остановить повальное дезертирство удалось только обещанием перенести все работы в павильоны «Мосфильма» и увеличить стоимость страховки для всей команды. Когда ситуация в стране стабилизировалась, группа даже выехала на Дон – в натуральную казачью станицу, где для создания колорита всего-то и пришлось восстановить разрушенную церковь.
Сергей Бондарчук
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Пётр Глебов | Григорий Мелехов |
Элина Быстрицкая | Аксинья Астахова |
Зинаида Кириенко | жена Григория Наталья Коршунова |
Даниил Ильченко | отец Григория Пантелей Прокофьевич Мелехов |
Анастасия Филиппова | мать Григория и Петра Ильинична |
Николай Смирнов | брат Григория Пётр Мелехов |
Людмила Хитяева | жена Петра Дарья |
Наталья Архангельская | сестра Григория и Петра Дуняшка |
Александр Благовестов | муж Аксиньи Степан Астахов |
Александр Жуков | отец Натальи Мирон Григорьевич Коршунов |
Александра Денисова | мать Натальи Лукинична |
Борис Новиков | брат Натальи Митька |
Александр Карпов | дед Гришака |
Геннадий Карякин | Мишка Кошевой |
Елена Максимова | мать Кошевого |
Валентина Хмара | Машутка Кошевая |
Игорь Дмитриев | Евгений Листницкий |
Александр Шатов | генерал Николай Алексеевич Листницкий |
Виллиан Шатуновский | Осип Давыдович Штокман |
Александр Титов | председатель Иван Котляров |
Вадим Захарченко | Прохор Зыков |
Михаил Васильев | Христоня |
Дмитрий Капка | дед Сашка |
Сергей Юртайкин | Валет |
Пётр Любешкин | Алексей Шамиль |
Пётр Чернов | хорунжий Илья Бунчук |
Николай Муравьёв | руководитель Донской Советской республики Фёдор Григорьевич Подтёлков |
Борис Муравьёв | руководитель Донской Советской республики Михаил Васильевич Кривошлыков |
Михаил Глузский | есаул Калмыков |
Виктор Бубнов | Яков Ефимович Фомин |
Семён Свашенко | Андрей Гаранджа (не указан в титрах) |
Василий Щелоков | купец Сергей Платонович Мохов (не указан в титрах) |
Любовь Соколова | жена Штокмана (не указана в титрах) |
Владимир Волчик | следователь (не указан в титрах) |
Ян Янакиев | полковник Чернецов (не указан в титрах) |
Александр Граве | переводчик с английского поручик (не указан в титрах) |
Николай Кутузов | белый генерал (прототип — П.Н. Краснов) (не указан в титрах) |
Инна Выходцева | Анна Погудко (не указана в титрах) |
Ольга Маркина | самогонщица (не указана в титрах) |
Иван Рыжов | Харлампий Ермаков (не указан в титрах) |
Владислав Баландин | белый офицер (не указан в титрах) |
Юрий Дедович | белый офицер (не указан в титрах) |
Николай Граббе | офицер (не указан в титрах) |
Сергей Троицкий | Емельян (не указан в титрах) |
Пётр Кирюткин | хозяин хаты (не указан в титрах) |
Василий Шукшин | матрос (не указан в титрах) |
Корп Сергей Григорьевич | каскадёр (не указан в титрах) |
Многотысячная массовка
Вернуть картину пыталась семья режиссера. Но даже родственное право не помогало в запутанной ситуации с долгами. Все эти годы «Тихий Дон» хранился в сейфе итальянского банка, о чем в России узнали совершенно случайно. К делу возвращения фильма на родину подключились высшие государственные чины, включая президента Путина. А два года назад прямые долги в банке перешли в другое состояние, что дало возможность Первому каналу выкупить пленку.
Константин ЭрнстФедор Бондарчук
КАЗАЧЬЯ ЛАВА: наводила ужас на врагов |
– Месяц я просто просматривал пленки, пытаясь сообразить, как подступиться к работе, – говорит Бондарчук-младший. – Передо мной был колоссальный объем материала. Мы со своими компьютерными технологиями о таких масштабных съемках давно забыли.
Никита Михалков
Список источников