Первую советскую атомную подводную лодку К-3 первоначально задумывали вооружить одной торпедой диаметром 1,5 метра с термоядерной боевой частью. Об этом рассказал российским журналистам главный конструктор атомных подлодок первого и второго поколений Радий Шмаков.
Радий Анатольевич Шмаков родился 17 января 1931 году в Новосибирске. В 1948 году окончил с золотой медалью новосибирскую среднюю школу. В 1954 году окончил с отличием Ленинградский кораблестроительный институт. Работал в Специальном конструкторском бюро № 143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») инженером-конструктором, с 1958 года — начальником сектора. Участвовал в создании первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол».
В 1962 году назначен главным конструктором. Участвовал в проектировании, строительстве и сдаче целого ряда проектов опытных дизельных подводных лодок проекта 613РВ, 633РВ, 633КС), наземных стендов (проекты 03010, 03010Б) для отработки противолодочных ракетных комплексов.
С 1976 по 1984 годы года участвовал в модернизациях и сдаче атомных подводных лодок I и II поколений, был главным конструктором атомных подводных лодок проектов 671, 67IРТ, 67IРТМ. Более 20 лет возглавлял Совет изобретателей и рационализаторов СПМБМ «Малахит».
Идея разработчиков была основана на том, что “мегаторпеда” запускалась с подводной лодки и должна была повредить либо уничтожить береговую инфраструктуру – военно-морские базы, стратегически важные порты. Однако со временем в ССР пришли к выводу, что подобная тактика на то время являлась малоэффективной и рискованной.
Однако первоначально лодку начинали проектировать как носителя именно такой большой торпеды. Тем не менее, на одном из совещаний высшего командования и партработников убежденный противник ее использования главнокомандующий ВМФ СССР Николай Кузнецов убедил руководство страны, чтобы новую подводную лодку оснастили не одной, а сразу несколькими торпедами с ядерной БЧ.
«Особенность боевого применения “мегаторпеды” подразумевала небольшое расстояние до цели, с которого может быть произведен пуск. Нужно было подойти к береговой черте противника. При этом, там сильно развиты средства противолодочной обороны, и вероятность уничтожения подлодки была велика. Поэтому было принято решение отказа от мегаторпеды», – так отозвался о решении генеральный директор конструкторского бюро “Малахит” Владимир Дорофеев.
Напомним, что в наши дни в России идут испытания беспилотного подводного комплекса “Посейдон”. Его тактико-технические характеристики засекречены, однако не скрывается, что «Посейдон» также может быть оснащен ядерной боевой частью.