Москва, обладающая самым длинным арктическим побережьем, имеет в своем распоряжении множество ледокольных судов разных типов. Некоторые из них приспособлены для Заполярья, другие используют в других акваториях, например, на Балтике.

Американский ледокол по имени Polar Star был спущен на воду почти 40 лет назад, и сегодня он в буквальном смысле цепляется за свою жизнь. Об этом хорошо знает адмирал Пол Цукунфт (Paul Zukunft). Когда его попросили направить Polar Star через Северный Морской путь для проведения маневров в месте свободном для навигации, он сказал, что этому судну уже много лет, и для обеспечения его работоспособности потребуется демонтаж нужных деталей с других кораблей. Гарантировать то, что в ходе экспедиции с кораблем не случится никаких критичных дефектов, нельзя. Это значит: в случае ЧП на борту «Полярной Звезды» американцам придется обращаться за помощью к российским морякам, чтобы они вытащили ее из ледового плена.
Этот ледокол вошел в строй в 1976 году, в 2012 году был выполнен его ремонт, что было необходимо для продления срока эксплуатации судна. «Polar Star» — единственный действующий ледокол Береговой охраны США. Он в состоянии пробивать лед толщиной до 6 метров. Второе судно, «Healy», новее — но обладает меньшим весом и более скромной ледоходностью.
Существует еще один тяжелый ледокол «Polar Sea» – полный аналог «Polar Star» введенный в строй в том же 1976 году, но в 2010 году, после многократных отказов силового агрегата, он был списан. В настоящее время его используют как источник деталей, необходимых для поддержки работоспособности его собрата «Polar Star». Дело заключается в том, что многие комплектующие и узлы кораблей этого типа сняты с производства. Бывают случаи, когда ремонтники заказывают запасные через eBay.
Каждый год Polar Star уходит на Макмердо в Антарктиде. Во время последнего рейса судно столкнулось с проблемами с механикой, отказала газовая силовая установка. Суровые условия приводят к ее преждевременному износу. В результате судно уходит из порта с годовым запасом топлива и продуктов. Проще говоря, корабль по сути цепляется за жизнь.
Ледокольных планов громадьё
Береговая охрана США уже много лет планирует приступить к сооружению новых ледокольных кораблей. В частности, разговор идет о строительстве трех судов тяжелого класса и трех среднего. Береговая охрана вместе с американскими ВВС разработала ТТЗ на сооружение нового судна ледокольного класса.
Департамент внутренней безопасности США, курирующий Службу береговой охраны, попросил выделить 750 млн. долларов на 2020 финансовый год. Эта сумма будет истрачена на реализацию проекта и сооружение тяжелого ледокола. В эту сумму включены и 15 млн. долларов, необходимые для продления срока эксплуатации Polar Star.
Но этот департамент — один из некоторых, которые не получили финансирования на 2020 год и до сих не понятно, будут ли деньги вообще, так как конгрессмены сконцентрированы на решении других, не менее важных вопросов — например, таких как стена на границе с Мексикой.
Отвечая на вопрос о морской инфраструктуре, необходимой для поддержки военной группировки США в Арктике, П. Цукунфт ответил, что большая ее часть обладают двойным назначением, то есть в состоянии обслуживать и гражданские, и военные суда.
Напомним, в 2012 году произошел серьезный инцидент на Аляске, когда флот не смог обеспечить припасами город Ном, оказавшийся в аварийном положении из-за несвоевременной поставки топлива. В тот раз американской стороне пришлось привлекать российских моряков, чтобы доставить все необходимое в Ном.