Учёба
Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.
Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».
Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.
Где похоронена марина цветаева на каком кладбище
Краткая хроника жизни и творчества М. И. Цветаевой
1941
Начало года. Марина Цветаева занята переводами так называемых «Белорусских евреев» (Г. Вебера, Ф. Корна).
Запись Ариадны Эфрон: «С 30 февраля по 30 марта переведено 529 строк «Белорусских евреев».
Март. Написано стихотворение, обращенное к поэту А. Тарковскому: «Все повторяю первый стих. ».
7 или 8 июня. Состоялась двухдневная встреча Марины Цветаевой с Анной Ахматовой.
22 июня. «Война»; узнала по радио из открытого окна, когда шла по Покровскому бульвару (запись М. И. Цветаевой).
Работает над переводами Ф. Г. Лорки.
27 июня. Запись в тетради: «Попробуем последнего Гарсия Лорку». Но в тетради ничего нет.
Июль. Едет на несколько дней в Старки под Коломну (станция Пески) — к В. Н. Меркурьевой; там она избежала первой московской бомбежки в ночь с 21 на 22 июля.
24 июля. Вернулась в Москву, стала собираться в эвакуацию.
8 августа. Уехала на пароходе вместе с группой писателей, отправлявшихся в Чистополь и Елабугу.
18 августа. На пароходе «Чувашская республика» Марина Цветаева и еще несколько семей литераторов прибыли в Елабугу.
Сразу же начались поиски работы.
21 августа. Марина Цветаева с сыном переехали в избу на улице Ворошилова (занимали часть комнаты за занавеской).
24 августа. Марина Цветаева уехала на пароходе в Чистополь, надеясь получить какую-нибудь работу.
26 августа датирована записка М. Цветаевой:
«В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». (Столовая откроется лишь осенью.)
28 августа. Марина Цветаева вернулась в Елабугу.
29 августа. Сын Марины Цветаевой Георгий записал в дневнике, что работы для матери нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД. Эта невразумительная запись породила толки о том, что Марину Цветаеву пытались «завербовать» «органы».
31 августа, воскресенье
Когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы.Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить.
2 сентября
Марину Ивановну похоронили на Елабужском кладбище.
Могила не найдена.
Памятная доска в Елабуге на доме, где 31 августа 1941 года оборвалась жизнь Марины Цветаевой
Годы жизни Марины Цветаевой
1892 — 1893 — 1894 — 18951896 — 1897 — 1898 — 18991900 — 1901 — 1902 — 19031904 — 1905 — 1906 — 19071908 — 1909 — 1910 — 1911 1912 — 1913 — 1914 — 1915 1916 — 1917 — 1918 — 19191920 — 1921 — 1922 — 1923 1924 — 1925 — 1926 — 19271928 — 1929 — 1930 — 19311932 — 1933 — 1934 — 1935 1936 — 1937 — 1938 — 19391940 — 1941
Годы жизни Марины Цветаевой
Ранние года
Марина Цветаева родилась в Москве , дочь Ивана Владимировича Цветаева , профессора изящных искусств Московского университета , который впоследствии основал Музей изобразительных искусств Александра III (с 1937 года известный как Пушкинский музей ). (Имя семьи Цветаевых вызывает ассоциацию с цветами — русское слово цвета ( цвет- .) Означает «цвет» или «цветок») мать Цветаевой, Мария Александровна Mein , вторая жена Ивана, был пианист, весьма грамотный, с Немецкое и польское происхождение. Выросшая в условиях значительного материального благополучия, Цветаева позже отождествила себя с польской аристократией.
Двое сводных братьев и сестер Цветаевой, Валерия и Андрей, были детьми умершей первой жены Ивана, Варвары Дмитриевны Иловайской, дочери историка Дмитрия Иловайского . Единственная родная сестра Цветаевой Анастасия родилась в 1894 году. Дети часто ссорились, а иногда и жестоко. Между матерью Цветаевой и детьми Варвары возникла серьезная напряженность, а отец Цветаевой поддерживал тесный контакт с семьей Варвары. Отец Цветаевой был добрым, но глубоко погруженным в учебу и далеким от семьи. Он также все еще был глубоко влюблен в свою первую жену; он никогда не забудет ее. У Марии Цветаевой до замужества был роман, от которого она так и не оправилась. Мария Цветаева не одобряла поэтических наклонностей Марины; она хотела, чтобы ее дочь стала пианисткой, считая ее стихи бедными.
В 1902 году мать Цветаевой заболела туберкулезом . Считалось, что изменение климата помогает вылечить болезнь, поэтому семья путешествовала за границу незадолго до ее смерти в 1906 году, когда Цветаевой было 14 лет. Некоторое время они жили у моря в Нерви , недалеко от Генуи . Там, вдали от жестких ограничений буржуазной московской жизни, Цветаева впервые смогла свободно бегать, карабкаться по скалам и давать волю своему воображению в детских играх. В то время в Нерви проживало много русских революционеров- эмигрантов , которые, возможно, имели некоторое влияние на молодую Цветаеву.
В июне 1904 года Цветаева была отправлена в школу в Лозанне . Перемена в резиденции Цветаева повлекла за собой несколько изменений в школе, и во время путешествий она выучила итальянский, французский и немецкий языки. Она бросила строгие музыкальные занятия, навязанные ее матерью, и обратилась к поэзии. Она написала: «С такой матерью, как она, у меня был только один выбор: стать поэтом».
В 1908 году 16-летняя Цветаева изучала историю литературы в Сорбонне . В это время в русской поэзии произошли серьезные революционные изменения: расцвет русского символистского движения , и это движение должно было окрашивать большую часть ее более поздних работ. Ее привлекала не теория, а поэзия и серьезность, которые были способны создать такие писатели, как Андрей Белый и Александр Блок . Ее собственная первый сборник стихов, Вечерний Albom ( Вечерний альбом ), самиздат в 1910 году, способствовал ее значительной репутации как поэт. Он был хорошо принят, хотя ее ранние стихи считались безвкусными по сравнению с ее более поздними работами
Он привлек внимание поэта и критика Максимилиана Волошина , которого Цветаева описала после его смерти в «Живом слове о живом человеке». Волошин приехал к Цветаевой и вскоре стал ее другом и наставником.
Могила из детства
«Муся всё время рифмует. Может быть, будет поэт?» — так писала в дневнике Мария Цветаева о своей 4-летней дочери Марине.
Мария Цветаева, мать поэтессы. Фото — Википедия
Девочка оказалась прирождённой поэтессой — почти в буквальном смысле слова. Появившись на свет 8 октября 1892 года, она самовольно прибавила к дате рождения один день — чтобы связать его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова и добавить это красивое «совпадение» в своё творчество:
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.
Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.
Своё московское детство поэтесса всегда описывала в восторженных тонах, особенно воспевая семейные выезды на Оку, в Тарусу. Но даже в этих восторженных отзывах не обошлось без трагических нот, впоследствии пропитавших всю жизнь Цветаевой. Ещё молодой девушкой, обращаясь к Богу, она написала: «Ты дал мне детство — лучше сказки и дай мне смерть — в семнадцать лет!»
Цветаева в 1911 году. Фото — Википедия
Возможно, уже тогда в неординарной девушке зародилась желание быть похороненной в любимых местах. В рассказе «Хлыстовки» она писала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева»».
В 1962 году усилиями студента-филолога Семена Островского воля поэтессы была исполнена.
Википедия
Краткая биография
В 1909 г. Цветаева стала посещать лекции и собрания, организованные московским издательством символистов «Мусагет», где познакомилась со многими писателями и поэтами.
В 1910 г. на собственные средства молодая поэтесса издала первый сборник стихов под названием «Вечерний альбом» и посвятила его художнице Марии Башкирцевой
На вышедшую книгу обратили внимание известные поэты М. Волошин, В
Брюсов и Н. Гумилёв.
Зимой 1910-1911 гг. вышла в свет первая критическая статья Цветаевой, посвящённая творчеству В. Брюсова.
В 1911 г. Марина посещает дом М. Волошина в крымском Коктебеле, где собирались именитые поэты и деятели культуры. Там она встретила Сергея Эфрона, ставшего впоследствии мужем поэтессы.
В 1912 г. выходит второй сборник стихов поэтессы под названием «Волшебный фонарь». А в 1913 г. – сборник «Из двух книг».
Лето 1916 года Марина провела в гостях у своей сестры Анастасии в городе Александров во Владимирской области. Там она написала несколько замечательных стихотворных циклов.
Муж Цветаевой в 1918 г. ушёл в Добровольческую армию на юге страны, участвовал в боях против большевиков. Связь между супругами оборвалась. По окончании Гражданской войны в 1920 г. Эфрон попадает в Прагу, где поступает в университет на философский факультет. С помощью друга И. Эренбурга супругам удаётся обменяться письмами, и Марина начинает готовиться к отъезду из России.
Марина Цветаева с 1921 г. стала участвовать в литературных вечерах созданного в Москве Всероссийского союза поэтов, читала свои новые стихи. В этом же году поэтесса познакомилась и подружилась с князем Сергеем Волконским. К концу года Цветаева стала готовиться к эмиграции из России. Она привела в порядок архив и рукописи, распродала кое-какие вещи.
В 1922 г. был выпущен новый сборник стихов – «Вёрсты», получивший высокие оценки критиков и читателей.
С 1922 по 1939 гг. Марина Цветаева провела в эмиграции. Все эти годы она поддерживала связь с Б. Пастернаком, состояла с ним в переписке. Сначала она вместе со старшей дочерью Ариадной приехала в Берлин через Ригу, где воссоединилась с мужем. Немного пожив там, семья переехала в Чехию, где поэтесса написала свои знаменитые поэмы «Поэма горы» и «Поэма конца».
В 1925 г. семья переехала в Париж. Там Марина некоторое время участвовала в издании литературного журнала, названного в честь её стихов «Вёрсты».
В 1928 г. в Париже вышел сборник стихов «После России», ставший последним сборником, изданным при жизни поэтессы. В эмиграции она начинает писать прозаические произведения, которые пользуются большим успехом.
В 1930 г. покончил с собой Владимир Маяковский. Это событие стало шоком для Цветаевой. Она посвятила поэту цикл стихов.
Семья с 1930-х годов практически голодала, они жили в нищете. Сергей Яковлевич болел туберкулёзом, небольшой доход приносили статьи, которые писала Марина, да подработка старшей дочери (вышивание шляпок).
В 1930 г. Цветаевой удаётся собрать средства в эмигрантских кругах и отправить мужа на лечение в санаторий. По возвращении из санатория в 1931 г. Эфрон начинает сотрудничать с советскими спецслужбами.
В 1937 г. Ариадна с отцом возвращаются в Россию. Цветаева, хоть и испытывала сильнейшую ностальгию, не хотела ехать, т.к. считала, что прежней России уже нет.
В 1939 г. Цветаева всё же решается вернуться, поддавшись уговорам дочери и мужа.
08.1939 арестовали её дочь, а 10.10.1939 – мужа. Эфрон был расстрелян 16.10.1941. Ариадна 15 лет провела в лагерях. Цветаева, чтобы выжить, занималась переводами.
С началом войны поэтесса с сыном были эвакуированы в город Елабугу.
08.1941 Марина Ивановна Цветаева повесилась, оставив 3 предсмертных записки, в которых беспокоилась за дальнейшую жизнь сына.
Старшая дочь Ариадна
В мае 1911 года поэтесса познакомилась с Сергеем Эфроном, спустя год вышла за него замуж и родила первую дочь — Ариадну. Близкие прозвали ее Алей. Марина Ивановна души не чаяла в своем ребенке, который был похож на нее не только внешне. Цветаева называла Алю Психеей и посвятила ей сборник своих стихов. Девочка рано научилась читать и писать, была крайне эксцентричной и непохожей на других детей. В дневниковых заметках писательница часто говорила о том, что Ариадну ждет великое будущее, в котором она не сомневается. В письмах друзьям, в частности Максимилиану Волошину, Цветаева признавалась, что любит ребенка беззаветно, даже ревнует, когда та упоминает отца или его родственников при разговоре.
Критики и исследователи творчества и жизни Марины Ивановны сходились во мнении, что поэтесса испытывала даже не материнские чувства к своей старшей дочери, а такие, которые испытывает женщина к мужчине. Нечто беззаветное, страдающее, незыблемое с нотками ревности и самопожертвования.
Как аккуратно покрасить стену с остатками обоев на ней: пошаговая инструкция
Хрустящая снаружи, нежная внутри: запекаю свиную грудинку по бабушкиному рецепту
Для своей семьи летом готовлю простое и вкусное мороженое: простой рецепт
Рождение сына
Спустя год после смерти Ирины Цветаева напишет в письме Максимилиану Волошину, что давно уже не общается с сестрами мужа, которые отвратительно относились к ее детям и не присматривали за ними должным образом. Супругу, от которого она не получала писем уже давно, писала, что очень хочет родить сына. В 1921 году Эфрон находился уже в Праге, учился в Карловом университете. Впервые за 3,5 года он написал супруге, звал ее в Европу. Цветаева начала собираться в дорогу: улаживала дела на родине, приводила в порядок архивы, распродавала личные вещи. В 1922 году вместе с Ариадной она приехала в Ригу, а оттуда из Берлина в Прагу. Спустя три года Цветаева родила сына Георгия.
Посадка и забота о дубе на садовом участке: проблема заболоченности решена
Татьяна не вышла замуж и решила стать монахиней. Но у Бога были другие планы
Своим крохам я мариную огурчики без уксуса: получается очень вкусно — рецепт
Тогда же семья приняла решение перебраться в Париж. Там Сергея Эфрона застало печальное известие — НКВД обвинило его в заговоре против сына Троцкого. В эмиграции писательница продолжала работать, чтобы хоть как-то обеспечить себя лишней копейкой. В письмах она писала, что семья живет только на ее гонорары от книг. Цветаева жаловалась друзьям на нищету и скитальческий образ жизни. Некоторые оказывали ей посильную помощь, жалея малолетних детей.
Смерть
Арест бывшего агента НКВД состоялся 10 октября 1939 года. Заключенного пытали, чтобы получить информацию о других шпионах из «Союза возвращения», а также о жене и дочери. Но Эфрон отказался свидетельствовать против близких.
Два года в жестких условиях привели к помешательству и галлюцинациям. Сергея Яковлевича перевели в психиатрическое отделение «Бутырки». Врачи поставили пациенту хронический миокардит и резкую форму неврастении. Было прописано ограничить общение со следственными органами.
Цветаева пыталась вытащить мужа, писала письма Лаврентию Павловичу Берии, но тщетно. В 1941 году заключенный был осужден. Причиной смерти спутника жизни великой поэтессы стал расстрел. Его вместе с еще 135 приговоренными к высшей мере наказания убили на спецобъекте НКВД 16 октября того же года. Там, на Коммунарке, и находится его могила, в которой, кроме Эфрона, захоронены другие жертвы политических репрессий.
Стихи Марины Цветаевой
Реквием
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
***
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
На веках тень. Подобием короны
Лежали кудри… Я сдержала крик:
Мне стало ясно в этот краткий миг,
Что пробуждают мертвых наши стоны.
С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?
***
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
***
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
***
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Возвращение на плаху
Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что
Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение «Родина», которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело «добро» скоро станет ясно.
Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.
Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.
Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».
В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.
В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.
Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.
Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена.
Московское детство с европейским «оттенком»
Марина Цветаева москвичка, родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года. Отец, Иван Владимирович, преподавал в Московском университете, слыл знающим филологом и искусствоведом. Позже он возглавил Румянцевский музей, его заслугой считают и основание Музея изящных искусств.
Мать, Мария Мейн, была потомком выходцев из обрусевшей немецко-польской семьи. Она брала уроки музыки у Николая Рубинштейна, мечтала, чтобы и дочь Марина стала пианисткой.
У девочки рано открылся поэтический дар, с шести лет она начала писать стихи сразу на трех языках: родном русском, немецком и французском. С тех пор стихи и биография Марины Цветаевой сплелись в неразрывный клубок радостей и печалей, откровений и противоречий.
Кроме Москвы и Тарусы Марина подолгу жила в детстве в европейских странах, славившихся курортным сервисом: в Италии, Швейцарии и Германии. Это было вызвано слабым здоровьем матери. Поэтому и образование она получила не только столичное, но и европейское: сначала была частная женская гимназия в Москве, затем пансионы Швейцарии и Германии.
В первых же коротких стихах Цветаевой ощущается богатый внутренний мир девушки, который полон тревог и сомнений. Может быть, «черные» мысли, отчасти, это дань времени, символизму и романтизму поэзии, что тогда были в моде. Но порой эти пессимистические настроения становятся навязчивыми, практически болезненными. Как в этой «Молитве», написанной в 1909 году.
Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет!
«Я никогда ее не любила»
Цветаева благодарила Веру и Лилю Эфрон за то, что помогают девочкам, сама порой тоже ходила к родственницам мужа в гости, чтобы спастись от голода и неминуемой гибели. В один из дней Аля слегла с малярией в приюте, вслед за ней заболела и Ирина. Отчаянию матери не было предела. Она бегала за лекарствами, деньги на которые занимала и просила у родственников, однако вылечить обеих ей было не под силу. Выбор был очевиден — спасать Алю и молиться о выздоровлении Ирины, которая вела себя в связи с заболеванием по-настоящему жутко. Цветаева писала, что девочка бьется головой о стену и выглядит как сумасшедшая.
Перец срываю размером с кисть руки (во время цветения удобряю кусты в 2 этапа)
Имбирное печенье с героями мультфильмов и узорами от мастера из Венгрии
Со вторника в Москве ожидается температура воздуха как в заполярном Нарьян-Маре
От недостатка внимания и голода Ирина скончалась в 1920 году. Тогда же Цветаева пыталась искать виноватых в ее гибели, писала в письмах мужу, что Вера и Лиля не доглядели. Позже Эфрон отказывался общаться с сестрами из-за этого. В этот же период Марина Ивановна много пишет в дневниках и записных книжках. Себя она практически не винит в смерти дочери и просит Сергея «одеревенеть», поскольку толку от «ненормального» ребенка все равно мало было бы. Цветаева не забирала тело малышки из приюта и не хоронила ее. В тот период она в последний раз в своей жизни вспоминала об Ирине.
Героизм души — жить
Еще одной версии придерживается Мария Белкина – автор одной из ранних книг о последних годах жизни поэта.
Цветаева шла к гибели всю жизнь
Неважно, что это случилось 31 августа 1941 года. Могло быть и гораздо раньше
Недаром же она писала после смерти Маяковского: «Самоубийство – не там, где его видят, и длится оно не спуск курка». Всего-навсего 31-го никого не было дома, а обычно изба полна народу. Вдруг случай – осталась одна, вот и воспользовалась им.
Марина Цветаева: версии гибели
Первая попытка самоубийства у Цветаевой была в 16 лет. Но это и метания подросткового возраста, и эпоха. Кто тогда, в начале ХХ века не стрелялся? Материальные проблемы, бедность (вспомним того же Горького), несчастная любовь и – дуло к виску. Как страшно ни звучит, но – «в контексте эпохи». К счастью, пистолет тогда дал осечку.
Жизнь, по мнению Белкиной, давила на Цветаеву постоянно, хоть и с разной силой. Осенью 1940 года она записывала: «Никто не видит – не понимает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть».
А вот еще раньше, еще в Париже: «Я хотела бы умереть, но приходится жить для Мура».
Постоянная неустроенность жизни, неуют медленно, но верно делали свое дело: «Жизнь, что я видела от нее кроме помоев и помоек…»
Ей не было места в эмиграции, не было места на Родине. В современности вообще.
Когда началась война, Цветаева говорила, что очень бы хотела поменяться местами с Маяковским. А плывя на пароходе в Елабугу, стоя на борту парохода, она говорила: «Вот так – один шаг, и все кончено». То есть она постоянно ощущала себя на грани.
К тому же ей надо было жить ради чего-то. Самое главное – стихи. Но, вернувшись в СССР, она их практически не писала
Не менее важно – семья, за которую всегда чувствовала ответственность, в которой всегда была главной «добытчицей». Но семьи нет: она ничего не может сделать для дочери и мужа
Еще в 1940 году она была нужна, а сейчас даже на кусок хлеба для Мура заработать не может.
Как-то Цветаева сказала: «Героизм души – жить, героизм тела – умереть». Героизм души был исчерпан. Да и что ее ждало в будущем? Ее, «белоэмигрантку», не признающую никакой политики? К тому же она бы узнала о смерти мужа…
Интересные факты из жизни
Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.
В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.
Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.
Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.
Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.
«Вот и поеду. Как собака»
Именно муж сыграл в судьбе Цветаевой роковую роль. Поэтесса, хоть и порой горько жаловалась на жизнь в Европе, говоря «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём… мы медленно умираем от голода», всё же совершенно не собиралась ехать в СССР. Но Сергей Эфрон, прошедший огонь гражданской войны и революции, не мог побороть в себе ностальгию. Более того, у мужчины развился комплекс вины, он утверждал: «Мы воевали против своего народа».
Всё это накладывалось на зарубежную советскую пропаганду. Цветаева пыталась переубедить мужа:
«Сергей Яковлевич принес однажды домой газету – просоветскую, разумеется, – где были напечатаны фотографии столовой для рабочих на одном из провинциальных заводов. Столики накрыты тугими крахмальными скатертями; приборы сверкают; посреди каждого стола – горшок с цветами. Я ему говорю: а в тарелках – что? А в головах – что?»
Поэтесса пыталась противопоставлять пропаганде свои сведения: «Письма от отбывших (сама провожала и махала!) красноречивые: один все время просит переводов, а другая, жена инженера, настоящего, поехавшего на готовое место при заводе, очень подробно описывает, как ежевечерне, вместо обеда, пьют у подруги чай – с сахаром и хлебом»
Цветаева в 1935-м. Фото — РИА Новости
Но Эфрон оставался глух к этим соображениям, так что в очередной раз встал вопрос о расставании. «… я решительно не еду, значит – расставаться, а это (как ни грызёмся!) после 20 лет совместности – тяжело — говорила в письме Цветаева, — А не еду я, потому что уже раз уехала. (видели фильм «Je suis un èvadé», где каторжанин добровольно возвращается на каторгу, – так вот!)»
Фрагмент фильма «Я – беглый каторжник» 1932 года
Однако, расставания так и не случилось. Возможно, одну из главных ролей здесь сыграла старшая дочь супругов — Ариадна Эфрон. Она неоднократно удерживала порывавшегося уйти отца. Привязанная к нему, Ариадна перенимала и его идеи, рисуя в своей голове счастливое советское будущее. В 1937 25-летняя девушка уехала в СССР.
Ариадна Эфрон. Фото — Википедия
Оттуда Ариадна писала, что собирается работать в издательстве, очень рада и чувствует, как будто никогда и не уезжала из Москвы. В том же году пересёк советскую границу и Сергей Эфрон.
Цветаева много и тяжело размышляла об этой проблеме, задавала себе вопросы, нужна ли она мужу и взрослой дочери. Но в конце концов привязанность взяла верх — в 1939-м, написав сакраментальное «Вот и поеду. Как собака», она вместе с 14-летним сыном вернулась в Советский Союз.
Список источников