Тема и идея
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.
Интересные факты[править]
- Фамилия протагониста говорящая — но не в том смысле, какой может показаться современному русскому человеку, особенно молодому. В год выхода романа Гончарова (и ещё как минимум пару десятилетий) жаргонное слово «облом» означало не фрустрацию/неудачу, а человека, которого сейчас назвали бы «тормоз» (т. е. «медленный, нерасторопный тупица», «болван»). В XIX веке «обломом» обзывались («Ну, ты, облом, куда пошёл? Голова совсем не варит? Сюда
Пруф? Да хотя бы в «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.
иди!», «Облом ты этакий, что это тебе в голову взбрело?!»).
- Человек, с которым Штольц говорит об Обломове в финальной главе, по описанию напоминает самого Гончарова.
Алексеев
Не любитель Обломов. Характеристика гостей его может служить доказательством того, что эти знакомства весьма поверхностны. Начнем с Алексеева, человека неопределенного облика и возраста. Он — личность, на определенном этапе «потерявшая себя». Поэтому его каждый называет по-разному: то Иваном Васильевичем, то Иваном Ивановичем, то Иваном Михайловичем. Есть ли он, нет ли его, обществу все равно. Ранее он был при должности, пользовался определенным влиянием, считал себя светским львом. Его знали, приглашали. Но случилось неожиданное, и высокая должность была утрачена, взамен ей пришла «обычная служба» на рядовой должности, и сразу же Алексеев стал неинтересен окружающим. Не в скудности ли духовного мира этого человека кроется причина того, что так получилось? Утратив должность, он не нашел, на что далее можно опереться в жизни. Алексеев представляет собой остов, жалкую тень бывшего центра внимания. Обломов дает ему уничтожающую оценку: «Человека-то нет!»
Судьбинский
Судьбинский — человек, который «понял толк» в государственной службе. Он занимает высокую должность, но полностью обезличился, став похожим на канцелярское пресс-папье. Его будущая свадьба на дочери статского советника также всецело подчинена карьере. «Несчастный!» — думает о нем Обломов, понимая, что никогда и никакие высокие мысли и чувства не пробьются в толстокожую душу этого человека.
Пенкин
Брюнет с пушкинскими бакенбардами Пенкин — человек, которому хронически не хватает «глубины». Это, безусловно, пародийный образ. Одевается он с нарочитой небрежностью. По профессии Пенкин — литератор. Он пишет легко, однако его «пачкотня» никогда не тронет ничьего сердца. Характерно, что сам писатель неадекватно оценивает свои творческие возможности. Считает, что «все идет как надо». «Лучше совсем уж ничего не делать, чем делать кое-как!» — думает о нем Обломов.
Служба
После обучения время пролетало быстрее.
Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».
В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что
«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».
«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».
Проработав два года, допустил серьезную ошибку
При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал
Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.
После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:
«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».
Показали закулисье фильма Михалкова про Обломова
Интересно, Наш край Dinika
В 1979 году Никита Михалков снял фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Съемки проходили в селе Старая Басань Черниговской области (Украина), а эскизы к фильму и сценарий подготовил заслуженный художник РСФСР, сценарист, известный актёр и режиссёр Александр Адабашьян. Те самые эскизы, а также фотографии со съёмок фильма из фондов киноконцерна «Мосфильм» можно посмотреть на небольшой выставке в Ульяновске.
Напомним, Илью Обломова в фильме сыграл Олег Табаков, Андрея Штольца – Юрий Богатырёв, Ольгу – Елена Соловей, а колоритного слугу Захара – Андрей Попов.
Эскизы изображают как интерьер квартиры Обломова, так и дачу Ильинских. На выставке создана импровизированная комната Обломова с интерьером в стиле 19 века, центральным акцентом которого стал, конечно, диван. Фотографии со съёмок фильма переданы лично гендиректором, председателем правления Киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.
Фотографии и эскизы будут экспонироваться до 18 июня в выставочном зале Ульяновской областной научной библиотеки. Выставка «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»: штрихи к фильму» посвящена 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Это совместный проект библиотеки и «УльяновскКинофонда». На закрытие выставки, вероятно, приедет и сам автор эскизов.
Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» получил награду за лучший иностранный фильм на фестивале National Board of Review в США, призы за режиссуру, операторскую работу, лучшее исполнение главной женской роли на Международном кинофестивале в Оксфорде и Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене.
«Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха».
«…Захар заглянул в щель – что ж? Илья Ильич лежал себе на диване, опершись головой на ладонь; перед ним лежала книга. Захар отворил дверь.
— Вы чего лежите-то опять? – спросил он.
— Не мешай; видишь, читаю! – отрывисто сказал Обломов.
— Пора умываться да писать, – говорил неотвязчивый Захар.
— Да, в самом деле пора, – очнулся Илья Ильич. Сейчас ты поди. Я подумаю.
— И когда это он успел опять лечь-то! – ворчал Захар, прыгая на печку. – Проворен!»
«Теперь его поглотила любимая мысль: он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать; ему видятся все ясные дни, ясные лица, без забот и морщин, смеющиеся, круглые, с ярким румянцем, с двойным подбородком с неувядающим аппетитом; будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень.
— Боже, боже! – произнес он от полноты счастья и очнулся».
«А тут раздался со двора в пять голосов: “Картофеля! Песку, песку не надо ли? Уголья! Уголья!.. Пожертвуйте, милосердные господа, на построение храма господня!” А из соседнего, вновь строящегося дома раздавался стук топоров, крик рабочих.
— Ах! – горестно вслух вздохнул Илья Ильич. – “Что за жизнь! Какое безобразие этот столичный шум! Когда же настанет райское, желанное житье?
Когда в поля, в родные рощи? – думал он. – Лежать бы теперь на траве, под деревом, да глядеть сквозь ветки на солнышко и считать, сколько птичек перебывает на ветках. А тут тебе на траву то обед, то завтрак принесет какая-нибудь краснощекая прислужница, с голыми, круглыми и мягкими локтями и с загорелой шеей; потупляет, плутовка, взгляд и улыбается… Когда же настанет эта пора?..»
(4 голосов, средний: 4.00 из 5)
Загрузка …
Оцените новость:
История жизни Обломова
История жизни Ильи Обломова начинается, как выразился автор, “в глубине необъятной России”. Родился Илья Обломов в помещичьей семье, которая живет по традиционному патриархальному укладу. Детские года Обломова прошли в родовом поместье и деревни “Обломовка”. Жизнь там не отличалась разнообразием и насыщенностью.
Родители Илью любили. Ласковая няня радовала мальчика сказками каждый вечер. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для хозяев имения. Мальчик без проблем перенял наклонности своих родителей. Обломова всячески опекали от неприятностей и приучали, что труд – это занятие рабочих и вообще дело низкое.
Илья рос апатичным и замкнутым, пока в итоге не превратился в 32-х летнего безыдейного и пассивного мужчину. Заинтересованность хоть в чем-то кроме еды и сна, в нем напрочь отсутствовала. Но на какие же деньги жил Илья Обломов, если ничем не занимался? Доход герою обеспечивали крестьяне, которые трудились не покладая рук. Видя пассивность своего помещика, некоторые крестьяне и рабочие стали понемногу грабить его. Вот такая вот история жизни Обломова в романе Гончарова.
Где же живет Обломов?
По сути, у Ильи Обломова два места жительства: квартира в Петербурге и поместье в деревне «Обломовка”. Квартира Обломова в Петербурге находилась на одной из центральных улиц города под названием Гороховая. На Гороховой улице преимущественно жили люди средних классов. Первые два квартала улицы принадлежали к аристократической Адмиралтейской части города.
Спустя время, Обломов переселится на Выборгскую сторону городу. Она представляет из себя мещанский район и походит больше на провинцию, нежели на полноценную часть города. Теперь Обломов живет на Симбирской улице (ул. Космонавтов). Близкий друг Гончарова – Анатолий Кони высказался коротко и понятно по поводу улицы: “Длинная улица, совершенно провинциального типа”. Именно в квартире на Симбирской улице главному герою снится его знаменитый сон. Здесь осуществился идеал его жизни.
Что касается деревни “Обломовка”, сам Гончаров прекрасно описал ее в романе.
Лучший друг Обломова – Андрей Штольц
Андрей и Илья дружили с самого детства. Происхождения Обломова и Штольца разнятся. Про происхождение Обломова я уже все написал, разберемся с Андреем. Штольц – немец из небогатой, но дворянской семьи. Отец Штольца хорошо вописатал своего сына: обучил всем нужным практическим наукам, заставил рано работать и отослал от себя закончившего университет сына. Он научил Андрей тому, что деньги – главное в жизни. По итогу, главными чертами Штольца можно назвать тактичность, аккуратность и бережливость.
На этом моменте становится понятно, что Илья Обломов полная противоположность Адрея Штольца. Из первого героя так и веет прозябанием и пассивным созиданием жизни, а из второго льется энергия, бурная деятельность и активность. Обломов добрый и ленивый, больше всего его беспокоит собственный покой. Штольц сильный и активный, по заветам отца находится в постоянной деятельности. Любовь Обломову нужна не равноправная, а материнская (служанка Агафья Пшеницына). Штольцу же нужна равная по взглядам и уму женщина (Ольга Ильинская).
Любовь Обломова к мысли и его доброта привели к тому, что в него влюбилась энергичная девушка по имени Ольга. Они любят много извилистых разговоров, но это все. К сожалению, его неспособность к действию разрушает то, что могло бы быть, и, наконец, Ольга отвергает его:
Услышав эти слова, Обломов падает в обморок и впадает в глубокую болезнь. Ольга уходит с лучшим другом Обломова, энергичным немцем Штольцем. Обломов возвращается в свою квартиру и женится на служанке.
Влияние романа «Обломов» Ивана Гончарова на общественную жизнь
Позже Ленин увидел в романе Гончаров «Обломов» символ всего, что было не так с Россией. Книга и ее центральный персонаж имели такой успех, что «Обломовщина» стало именем нарицательным, которое характеризует вялость, бездействие и пассивность. Слово же «Обломов» означает «ленивый человек» и очень часто используется даже теми людьми, кто и не читал роман.
Обломов итог
Ну и какой же итог, спросите вы? Роман Обломов — это продолжительное размышление над вопросом, который волновал человека на протяжении тысячелетий и к решению которого мы сегодня находимся неблизко. Что выше – активная или созерцательная жизнь?
Отношения с окружающими
Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.
«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»
Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.
В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.
«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».
Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.
Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.
Служба
После обучения время пролетало быстрее.
Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».
Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.
В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что
«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».
Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.
«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».
Проработав два года, допустил серьезную ошибку
При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал
Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.
После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:
«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».
Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.
Символика Обломовки
Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.
Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.
Действующие лица
- Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
- Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
- Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
- Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
- Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
- Анисья — жена Захара.
- Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.
История создания
Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.
Работа над романом шла медленно, в конце 1840-х годов Гончаров писал издателю Андрею Краевскому:
Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.
Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план „Обломова“». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.
Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвёртой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.
Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.
Опубликованный в 1859 году роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвящённой 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.
Быт Обломова
Словно продолжением мягкого, апатичного, ленивого Обломова в романе описывается быт героя. На первый взгляд его комната был прекрасно убранной: «Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей». Однако если присмотреться лучше, то становилась заметна паутина, запыленные зеркала и давно открытые и забытые книги, пятна на коврах, неубранные предметы обихода, хлебные крошки и даже забытая тарелка с обглоданной косточкой. Все это делало комнату героя неухоженной, заброшенной, производило впечатление, будто тут давно никто не живет: хозяева давно покинули жилье, не успев прибраться. В какой-то мере это было верно: Обломов давно не жил в реальном мире, заменив его на мир иллюзорный. Это особенно ярко видно в эпизоде, когда к герою приходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия, и, тем более, подняться с постели навстречу посетителям. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром грез и реальности, то есть, встав с постели, Обломов в какой-то мере бы согласился пожить в реальном измерении, но герой этого не хотел.
Сюжет
Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич вместе со своим слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице, даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.
Его друг детства, Андрей Штольц из обрусевших немцев, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение.
Однако, поддавшись интригам подлого Тарантьева, Обломов переезжает в нанятую ему квартиру на Выборгскую сторону (в то время дальняя сельская окраина города), попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно всё хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в бездеятельности и безволии. По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, но, узнав об этом, сам Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный «сон», и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной, Иван Мухояров (в отличие от сестры, человек бесчестный и жестокий), который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Добродушная Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. В расстроенных чувствах, Илья Ильич заболевает горячкой. От того, чтобы ему не стать полностью обобранной жертвой мошенничества, его спасает лучший друг Штольц.
Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича. Впоследствии у них появляется сын Андрей, названный в честь Штольца. В то же время Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца; он же, спустя некоторое время, посещает Обломова. Больной и рано разбитый инсультом из-за малоподвижного образа жизни, предчувствуя скорую смерть, Илья Ильич просит своего друга не оставлять его сына. Через два года Обломов тихо и незаметно умирает во сне. Его сына выпросили на воспитание Андрей и Ольга Штольц. Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне. А верный слуга Захар — старик, переживший своего молодого хозяина, — с горя запил и начал просить милостыню.
Жанр и литературное направление
Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.
Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.
Детство
Топ-food-блогер не уточняет дату и место своего рождения, сохраняя интригу. По информации одних источников он родился 28 марта 1989 года, по другим – 4 октября 1990 г. Местом его рождения называют иногда окраину Ленинграда, иногда – Ленобласть.
Он стал вторым ребенком в семье, где уже подрастала старшая дочь Анна. Когда ему было около шести лет, родители развелись. Впоследствии мама снова вышла замуж, и у него появились отчим и сводный брат.
Летние каникулы они с сестрой обычно проводили в находящейся недалеко от Северной столицы деревне у бабушки с дедушкой, и во всем им помогали. Любимым писателем юного Олега был Джек Лондон.
Их семья часто меняла место жительства, поэтому он сменил несколько школ и учился, по его словам, «нехотя». Однако средний балл его аттестата был неплохим, и он, окончив школу, сумел поступить в один из университетов города на Неве. Данные о выбранной им профессии в открытых источниках также разнятся. Одни пишут, что он решил стать архитектором, другие – что IT- специалистом. Как бы там ни было, но вскоре он начал зарабатывать на жизнь разработкой сайтов, отыскивая заказы на их создание на биржах фриланса.
История создания романа «Обломов»
Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения «Обыкновенной истории», где основным мотивом, по словам автора, было осознание «труда, живого дела в борьбе с всероссийским застоем», И. А. Гончаров обращается к образу Обломова.
В октябре 1848 г. был создан первый вариант «Сна Обломова», а в марте 1849 г. в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при журнале «Современник» печатается «Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа».
С этого момента начинается длительная и кропотливая работа над произведением. Поездка на родину, в Симбирск, в 1848 г. способствовала дальнейшему развитию замысла.
Работа над романом была прервана в 1852 г. – Иван Александрович отправился в кругосветное путешествие. 25 февраля 1855 г. Гончаров возвращается в Петербург и уже 29 ноября того же года читает в кругу знакомых практически завершенную первую часть романа. Можно предположить, что мысли об «Обломове» не покидали писателя во время двухлетнего плаванья.
Однако публикация первой части романа (в незаконченном варианте) осуществилась только в 1857 г. Такой перерыв в творческой работе был вызван важнейшими событиями в личной жизни Гончарова. Глубокое и безответное чувство к Е. В. Толстой, пережитое в это время Иваном Александровичем, вероятно, отразилось во взаимоотношениях его литературных героев – Ильи и Ольги.
После публикации начала романа в «Русском вестнике» у М. Н. Каткова Гончаров берет четырехмесячный отпуск и уезжает в Мариенбад: поправить здоровье и поработать над романом. 21 июня 1857г.
писатель приехал на знаменитые воды, а 31 июля уже была завершена первая часть «Обломова», написана вторая и больше половины третьей. Этот период впоследствии был назван биографами писателя «мариенбадовским чудом». Роман был практически завершен.
Гончаров прочитал свое произведение Тургеневу и Боткину при встрече в Париже.
Совет
В критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» Иван Александрович написал об этом периоде своего творчества: «…
Кончил в 1857 году за границею на водах «Обломова» и тогда же прямо из Мариенбада поехал в Париж, где застал двух-трех писателей из русских литераторов и прочел им только что написанные в уединении…
три последние части «Обломова» за исключением последних глав, которые дописал в Петербурге, и опять прочел их уже тем же лицам».
Публикация завершенного романа «Обломов» началась в январе 1859 г. В течение четырех месяцев журнал «Отечественные записки» знакомил читателей с новым произведением И. А. Гончарова.
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили «Обломова», не спорили об «Обломове» – так оценил появление романа критик А. В. Дружинин.
Заключение
Сюжет романа «Обломов» Гончарова построен на принципе противопоставления как контрастирующих персонажей, так и противоположных по характеру событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять идею автора, затрагивающего в романе не только вопросы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активным, деятельным и пассивным, рефлексирующим основами, между достоянием прошлого и открытиями будущего
Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя основополагающими мировыми началами
Тест по произведению
-
Вопрос 1 из 19
Начать тест(новая вкладка)
Список источников