Год Собаки (1994)
«Серебряный медведь» за вклад в искусство на Международном фестивале в Берлине
Драма режиссера Семена Аграновича. По сюжету,бывший уголовник Сергей(Игорь Скляр) знакомится с немолодой несчастной женщиной Верой(Инна Чурикова).
Когда Сергей совершает очередное преступление,вместе с ним убегает Вера. Свое счастье они находят в заброшенном поселке,зараженном радиацией.
По словам создателей фильма,за основу сценария они взяли заметку из газеты. В статье была рассказана история одного зека,который сбежал из колонии,добрался до чернобыльской зоны и через несколько месяцев умер от лучевой болезни.
Картина в пику Америке
— Расскажите, как вы стали работать с Куросавой?
— В прошлом генерал милиции и убежденный сталинист, а на тот момент первый заместитель председателя Госкино, Николай Сизов любил японского классика Куросаву и как-то пригласил меня к себе: «Акира должен приехать снимать картину. Что ты о нем знаешь?» Я, до этого работавший помощником режиссера на картине Абрама Роома «Гранатовый браслет», выпалил: «Я вообще не люблю японские картины!» Но с Сизовым спорить было невозможно: «А теперь будешь каждый день смотреть картины Куросавы, а то он приедет, а ты и фильмы его не видел». И я стал ездить в Госфильмофонд. Помню, поэт и режиссер Григорий Поженян, узнавший о моих просмотрах, посоветовал: «Плюнь на него, картина никому не нужна, кроме Куросавы».
— Зачем нашей стране было давать деньги на фильм, который ставит японец?
— Политика. СССР спас Куросаву. Он в Голливуде взялся снимать фильм о нападении японцев на Перл-Харбор — «Тора! Тора! Тора!», но ему американцы навязали свои взгляды, и он расторг контракт, выплатил большую неустойку. Был в отчаянии. Мы его спасли — дали возможность сделать кино. Получается, он «перешел» от американцев к нам.
ВАСИЛЬЕВ на могиле КУРОСАВЫ в пригороде Токио
— КГБ «принимал участие» в съемках?
— На площадке дежурили агенты. Помню, меня вызвал первый заместитель председателя Госкино Борис Павленок и сказал: «Почему у вас в фильме китайские названия? Убрать!» Я тогда оправдывался, ссылался на сценариста, писателя Юрия Нагибина и дневники автора книги Арсеньева. Весь отснятый материал просматривали «компетентные» люди. Куросава писал в дневниках: «Пленки не дают, в группе работают одни стукачи и идиоты». Мне пришлось половину съемочной группы поменять.
— Куросава сам выбрал сценарий?
— Сначала он хотел сделать «Тараса Бульбу», потом стал писать сценарий по повести Достоевского «Записки из мертвого дома», но он не получился. А тут его тема природы сильно зацепила. У нас в 1961 году фильм «Дерсу Узала» уже был снят режиссером Бабаяном, однако глава Союза кинематографистов СССР Лев Кулиджанов решил: «Пусть Куросава снимает. Все равно хуже не сделает». На проект отпустили большие деньги. В среднем фильм стоил 400 тысяч рублей, а тут дали 2 миллиона. Пять режиссеров по вине этой картины остались без работы, потому что их проекты отложили.
Куросава подходил к делу ответственно: с нашими барышнями не крутил, в гулянках не участвовал… Помню, 22 апреля 1974 года, перед отъездом в экспедицию на Дальний Восток, на «Мосфильме» устроили субботник. Вдруг Куросава говорит: «Мы тоже хотим участвовать». Мы согласились. Но нас через час вызвал узнавший директор киностудии и говорит: «Вы представляете, что в заграничных газетах появится фото и подписью «Куросава в Союзе работает дворником». Чтобы японцы на территории «Мосфильма» с ведрами не появлялись!»
Встреча Леонида БРЕЖНЕВА с американским президентом Джеральдом ФОРДОМ прошла на высшем уровне: с водочкой, икоркой и охотой. Фото с сайта imgur.com
«Дерсу Узала» (1975)
Советско-японский фильм снят по мотивам произведений русского географа Владимира Арсеньева. Практически вся съемочная группа этого кино состояла из советских артистов, но руководил процессом культовый японский режиссер Акира Куросава.
Юрий Соломин (Арсеньев) и Максим Мунзук в роли Дерсу Узала. Кадр из фильма «Дерсу Узала»
На съемки фильма, рассказывающего об освоении Уссурийского края и мудром следопыте Дерсу Узала, выделили 4 миллиона долларов. Он вызвал настоящий политический скандал, когда власти Китая заявили об экспансионистской политике СССР и пропаганде захвата «исконно китайских земель».
Но американские киноакадемики оценили его по достоинству, вручив в 1976 году «Оскар» за лучший иностранный фильм. Получал статуэтку режиссер Акира Куросава, а актеров Юрия Соломина и Максима Мунзука так и не выпустили за границу.
«Утомленные солнцем» (1994)
Режиссер: Никита Михалков
В главных ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте, Надежда Михалкова, Андре Умански, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова, Владимир Ильин, Алла Казанская, Нина Архипова
1936 год. Большая и шумная семья комдива Котова наслаждается всеми прелестями солнечного летнего дня на даче. В доме собралась куча народу: жена Котова, его милая дочка Надя, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.
Кажется, что счастье будет длиться вечно, но это вовсе не так…
Благодаря этому фильму зритель очень четко может почувствовать аромат эпохи. Этому способствуют и прекрасные декорации, и природа, и блестящая игра актеров, особенно маленькой дочери режиссера — Надежды Михалковой.
Этот фильм в 1995 году принес ее отцу заслуженный «Оскар» и открыл ему дорогу в Голливуд.
О поступлении во ВГИК
На пресс-конференции, посвященной юбилею, Меньшов рассказал, что в отличии от дочери — телеведущей Юлии Меньшовой, которая помнит себя с пеленок, сам он хорошо помнит свое детство с пяти лет. Также он отметил, что всегда мечтал заниматься кино, однако сразу пойти в кинематограф ему не удалось. Ему говорили: «Какой ВГИК, какое кино? Это дело для избранных, наше дело — пед- или мединституты».
В итоге он сначала работал моряком на водолазном катере. Но в то время, напомнил Меньшов, «все были увлечены кинематографом, выходили новые прекрасные фильмы». Сам будущий актер и режиссер «очень любил Николая Николаевича Рыбникова», «Весну на Заречной улице» с Рыбниковым в главной роли пересматривает до сих пор. А лучшим современным фильмом он считает картину «Горько» Жоры Крыжовникова.
Меньшов вспомнил, как вместе с другом приехал поступать во ВГИК из Астрахани, где тогда жил. По его словам, товарищ хорошо подготовился, а он сам «даже не знал, что нужно что-то читать, думал, что нужно просто прогуливаться перед комиссией, а они скажут — годится или не годится». В итоге в 1961 году Меньшов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ, в 1970 году окончил аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма).
— У меня украли звездный час, — сожалеет Юрий Соломин
— Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе, — считает народный артист России Юрий Соломин. — Меня пригласили в гостиницу «Москва», где были накрыты столики и на экране показывали прямой эфир церемонии награждения. Но я не досмотрел и ушел. О том, что наша картина получила «Оскар», я узнал от жены. Я редко плачу, но у меня потекли слезы. Жена не поняла, и я объяснил: «Пойми, у нас с Мунзуком украли наш звездный час». В Госкино никто нас не поздравил… А выбрал меня на роль Арсеньева режиссер по сериалу «Адъютант его превосходительства», который он посмотрел. Проб не было. На съемках отмечали мой день рождения. Куросава, по первому образованию художник, нарисовал для меня картину — тигра. Она хранится у меня в театре.
СОЛОМИН, КУРОСАВА и МУНЗУК создали фильм-легенду
Кстати
— Как мне рассказали, Соломина не пустили в США из-за одного сотрудника ФБР, который сказал: «Вы сошли с ума? Вы не видели его в «Адъютанте его превосходительства». Он матерый разведчик», — поделилась актриса Ирина Линдт.
«Кавказский пленник»1996, номинант
Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.
Российские (и советские) фильмы – лауреаты «Оскара»
1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»
кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой»
Первый советский фильм, завоевавший «Оскара». Снят Л.Варламовым и И.Копалиным по инициативе Сталина. Фильм создавался поистине с кровью — погибали фронтовые кинооператоры, в 30-градусные морозы отказывала аппаратура. Но советский народ должен был увидеть свою важнейшую победу. Лента с триумфом прошла по экранам. После переозвучивания и перемонтажа фильм был отправлен в Америку. Под названием «Москва наносит ответный удар» получил награду за лучший документальный фильм.
1968 – «Война и мир»
кадр из фильма «Война и мир»
С.Бондарчук взял на себя серьезную ответственность — воссоздать на экране мощнейший роман Л.Толстого. Почти 6 лет работы, грандиозные батальные сцены. В съемках Бородинской битвы было занято рекордное число массовки — 120 тыс. человек. Производство картины обошлось в огромную сумму, по разным сведениям, от 8 до 18 миллионов рублей. Великолепный актерский ансамбль, использование музейного реквизита, красивые костюмы — фильм весьма впечатляющий.
1975 – «Дерсу Узала»
Советско-японский фильм А.Куросавы по книгам русского географа В.Арсеньева.
кадр из фильма «Дерсу Узала»
Дерсу Узала – реально живший человек, проводник известного путешественника по Уссурийскому краю. Простой охотник покорил ученого своей мудростью и отвагой. Фильм одновременно и приключенческий и философский. Съемки велись на Дальнем Востоке. Исполнителей главных ролей, Максима Мунзука и Юрия Соломина, советские власти не отпустили на церемонию награждения.
1980 – «Москва слезам не верит»
Мелодраму В.Меньшова кинокритики обругали.
кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Однако у народа картина получила полное признание – 85 миллионов зрителей в первый же год проката. Простые девчонки в поисках своего счастья – такой сюжет неизменно близок людям. Фильм прошел с феноменальным успехом, очень понравился Брежневу. Почти 100 стран купили ленту. Режиссер на вручении «Оскара» не присутствовал – он был «невыездным». Да и узнал о награде чуть ли не последним. Статуэтка киноакадемии оказалась в его руках только в 1989 году.
1994 – «Утомленные солнцем»
кадр из фильма «Утомленные солнцем»
Фильм Н.Михалкова — трагическая история о честности и совести. В ничем неомраченную жизнь семьи сталинского комдива исподволь приходит беда. 1936 год, начало политических репрессий. Противостояние человечности и тоталитаризма. Безупречный выбор актеров, талант режиссера — и на экране предстает подлинная атмосфера тех страшных для страны лет. В 2009 в Лондоне был поставлен одноименный спектакль, основанный на событиях фильма.
1999 – «Старик и море»
Мультфильм А.Петрова снят по повести Хемингуэя.
кадр из м\фильма «Старик и море»
Работа продолжалась два с половиной года. Техника, в которой работает Петров, непривычная всем компьютерная анимация. «Пальцевая живопись» требует неимоверного терпения, ибо каждый кадр буквально рисуется на стекле. Талантливый художник создал глубоко одухотворенную картину. Проект был очень затратным, но великолепный результат стоил того. В 2000 получил «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.
«Чайковский»1971, номинант
«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.
«Утомленные солнцем»1994, лауреат
https://youtube.com/watch?v=NdZ67x2Meuc
Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.
Умер от зависти
— Расскажите, что вам запомнилось со съемок?
— Есть персонаж у Арсеньева — Ли Цунбин, пожилой китаец из богатой семьи, который ушел в тайгу и жил один. Куросава меня попросил найти настоящего китайца. Я откопал в Москве одного, договорился. Но через месяц он умер. Нашли другого китайца, уже ехать в экспедицию, а тот умирает. Третьего еду уже искать в Приморский край, город Арсеньев. Нашли старика, сторожа Дядю Гришу, зарплата 15 рублей. Жил он в комнатке шесть квадратных метров. Объяснили: «На «Волге» ездить будем, питание бесплатно». Привезли. И тут с ним знакомится актер Максим Мунзук. И рассказал ему, что получает в день аж 40 рублей! И дядя Гриша бегом ко мне: «Почему мне только 5 рублей? Не буду сниматься. И мне платите по 40 рублей в день». Никакие объяснения, что Мунзук — народный артист, депутат, самый известный человек в Туве, не действовали. Еле уговорил. Снялся у нас дядя Гриша, вернулся домой и через три дня умер.
— Вам-то, наверное, после «Оскара» считать копейки не пришлось?
— Когда все узнали, моей жене Светлане стали звонить: «Ты теперь не будешь работать!» Но дали только премию мне, оператору Федору Добронравову — 400 рублей и художнику Юрию Ракше — 250. Я и Добронравов купили холодильники, а Ракша — краски. Остальные ничего не получили.
— Вы дружили с Мунзуком. Книгу о нем написали…
— Его со съемок мог любой увести, и я следил, чтобы он не выпил лишнего. Помню, Мунзук должен был прыгать на сук утонувшего дерева в таежной речке. Он боится, отпрашивается у Куросавы, мол, заболел. Я это дело пресек. Едем в машине, а Мунзук говорит: «Ты не любишь актеров. Вот Куросава не поехал, потому что не хотел видеть, как умирает актер». Оказалось, он плавать не умел. В общем, сцену снимали несколько раз, потому что Мунзук тонул в кадре, а не прыгал на сук.
Косуля Катя — артистка, а не трофей генсека БРЕЖНЕВА
«Москва слезам не верит» (1980)
Только в первый год проката картину Владимира Меньшова посмотрели более 85 миллионов человек, а большой ценитель кино Леонид Брежнев назвал «Москву …» лучшим фильмом года.
Это и спасло киноленту, которую советские критики встретили в штыки, называя открытой пропагандой западного образа жизни. Для кинопроката фильм приобрели более 100 стран мира, а 1981 года его создателя удостоили премии Американской киноакадемии.
Но сам Меньшов считался невыездным и остался в Москве. Статуэтку «Оскара» вручили атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. О самом событии стало известно 1 апреля, поэтому режиссер счел новость за шутку.
«Оскар» Меньшова хранился в запасниках Госкино СССР до 1988 года, пока его в целях рекламы не отдали режиссеру на церемонии вручения наград кинопремии «Ника». Изначально планировалось, что Меньшов подержит ее в руках и вернет, но не тут-то было. Режиссер решил навсегда забрать ее себе. Он «отправил» куда подальше клерков из Госкино, а разразившийся скандал пришлось быстро замять.
«Братья Карамазовы»1969, номинант
Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.
Творческие планы
У режиссера спросили, не хотел бы он снять фильм про Баку, где родился. Он парировал, что ему 80, а не 50 лет, «хотелось бы снять кинокартины и о Баку, и о Париже, и о Москве, „хотелок“ много, а сил уже не так много, надо их распределять». Сейчас Меньшов работает над документальным фильмом, посвященном 100-летию ВГИКа.
Рассуждая о возможных будущих кинопроектах, Меньшов посетовал, что в последние годы сталкивается с проблемами с финансированием. В частности, он планировал снять картину, главные роли в которой исполнили бы Вера Алентова, Юлия Меньшова, Анатолий Лобоцкий и другие. Также он хотел снять фильм про войну в Корее.
Фауст (2011)
«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля
Фильм по мотивам первой части одноименного произведения Гете,когда ученый доктор влюбляется в простую девушку Маргариту и ради одной ночи с ней продает душу дьяволу.
Это четвертая картина режиссера Александра Сокурова,которая завершает его тетралогию о власти. «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст».
В фильме играют немецкие артисты. Роль Мефистофеля исполнил создатель пластического театра «Дерево» Антон Адасинский.
Примечательно,что на роль Маргариты Сокуров искал «истинно немецкое лицо», а пробы прошла немецкая артистка русского происхождения Изольда Дюшаук,которая в восьмилетнем возрасте вместе с родителями переехала из Сургута с Берлин.
Медведица подвела
— Медведя и тигра для съемок взяли из цирка?
— Нет, их поймали охотники в тайге, а мы их год выращивали. Медведица Рита стала ручной, а нам нужен дикий зверь. Наступил день съемок. Мы понимали, что Рита рванет — неизвестно, в какую сторону, поэтому поставили четыре камеры. Снимаем одним дублем, потому что второго уже не будет. Только наша медведица не в сторону рванула, а бросилась к самой высокой ели. Залезла наверх и весь день качается — аж ель ходуном ходит. Мы с камерами до вечера ждали, когда Рита спустится. А она вместо того, чтобы убежать, бросилась в родную клетку. Сдали Риту в зоопарк.
— Косулю тоже пришлось в зоопарк отдать?
— Косулю Катю тоже взяли маленькой. Однажды на съемки приехали «ответственные» товарищи: «По поручению Политбюро мы заберем эту косулю для одного мероприятия». Я возмутился: «Как это вы заберете косулю?! Она — артистка». А мне объясняют доходчиво: «Мы ведь можем и вас вместе с косулей выпустить в вольер…» Оказывается, у Леонида Брежнева в 1974 году была запланирована встреча с американским президентом Джеральдом Фордом и генсек хотел развлечь гостя охотой. Забрали нашу Катю, мы ее уже вечером поминаем, слезы льем. Однако через две недели нам вернули косулю. А еще привезли из США журнал: на одной странице Брежнев целится в Катю, а на другой — Форд закрывает дуло карабина ладонью. Заголовок такой: «Вот о чем мечтает генеральный секретарь Леонид Брежнев!» В советское время, если бы рассказал об этом, меня бы отправили в Магадан.
Прикинь!
В честь Дерсу Узала названы астероид, село, жук и фонд развития экотуризма.
Имей в виду
«Лесной человек» Дерсу одно время жил у Арсеньева в городе, но решил вернуться в тайгу. На память от Арсеньева он получил ружье, из-за которого и был убит недалеко от железной дороги бывшим каторжником. На этом месте в память о Дерсу посадили ель.
Российские фильмы, которые номинировались на «Оскар» в разные годы
Кроме лауреатов, заслуженно добившихся успеха, немало отечественных фильмов боролись – и борются — за премию американской академии киноискусства:
Но не следует думать, что для российского кино «Оскар» или другие кинопремии – самоцель. Кино создается в первую очередь для людей. Лучшие советские и российские фильмы во все времена несли послание к человеческому в человеке. Возрождение духовности – что может быть важнее?
P.S. Критики много рассуждали (и продолжают это делать) по поводу кризиса российской киноидустрии, хотя за последнее десятилетие стали чаще появляться отечественные ленты, отмеченные на иных международных фестивалях.
Представляется, что в подобной ситуации уместнее говорить не столько о «кризисе жанра» российского кино, сколько о его становлении в новых для себя и государственно-политических, и социально-общественных, и даже эстетических реалиях. Думается, что и здесь у нашей страны – свой особый путь, главное, поскорее его обрести.
Список источников