fbpx
nacionalnye-proekty

Выполнимы ли российские нацпроекты?

СОДЕРЖАНИЕ
0
41 просмотров
26 декабря 2018

В последние годы гражданам нашей страны стали более-менее внятно рассказывать, что такое национальные проекты, о которых говорят на каждом углу. С начала 2019 года должны начать работать почти дюжина проектов, а местных чиновников, которые плохо понимают, что представляют собой новшества, будут достаточно строго карать.

Проекты «бегут» впереди бюджета

24 декабря 2018 год в Горках прошло заседание президентского Совет по стратегическому развитию и национальным проектам. Только в декабре этого года было проведено три таких заседания. Спешка вполне объяснима. В соответствии с указом президента уже 1 января 2019 года должны работать в полную силу 12 национальных проектов, о которых говорил президент Путин в майских указах.

Национальные проекты

И это все притом, что общественность толком ничего не знает о сути этих проектов. До недавнего времени не было понятно, сколько они будут стоить. Только в конце ноября премьер объявил о том, что уточненная сумма необходимых средств составляет величину в размере 5,7 трлн. руб. на ближайшие три года. При этом 1.3 трлн. руб. будут направлен в регионы в форме трансфертов. Половина обозначенной суммы будут направлены на реализацию проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука».

Между тем простые граждане страны ждут от властей не рассказов о великих достижениях, а социального равенства, которого нет и в помине.

Вице-премьер Татьяна Голикова на очередном брифинге сообщила представителям прессы, то, что регионы готовы утверждать проекты на шестилетний срок, не глядя на то, что федеральный закон о бюджете принимают на три года.

В переводе на человеческий язык это означает следующее – бюджет принимают на три года, но на практике, его каждый год пересматривают. При этом паспорта  проектов принимают на 6 лет подряд. Зачем это делать, если за это время произойдут серьезные экономические изменения?

Что главы регионов делали 10 месяцев?!

Каждый проект – это  головоломка. Любой проект состоит из нескольких федеральных программ, которые находятся под кураторством вице-премьеров и министров из федерального правительства, но для исполнение государственных программ должны быть приняты соответствующие региональные. Премьер потребовал от региональных руководителей представить их до конца года, то есть за несколько рабочих дней. Возникает вопрос: а что они делали ранее?

Премьер на очередном заседании правительства сыграл в сурового управленца и пригрозил региональным руководителям всеми карами кремлевскими. Вплоть до увольнения.

Первые результаты реализации нацпроектов будут показаны в феврале на инвестфоруме в Сочи. Главным наблюдателем за деятельностью губернаторов будет Росстат. Кстати, с прошлого года это ведомство перешло в подчинение Министерства экономики.

Вчера же произвели назначение нового начальника отечественной статистики. Таким образом правительство выразило недовольство представленными статистическими данными. Ведь это старая истина – не правительство плохо трудится, просто неправильно считают. Эту идею подтвердил и министр Антон Силуанов.

У него появились вопросы по качеству расчета динамики настоящих доходов населения. По словам вице-премьера, оно ужасное.

Ростстат уже успел сделать заявление о том, что будет введет еще один (91-й) индикатор, который предназначен для оценки продуктивности исполнения нацпроектов. То есть – работы губернаторов.

Необходимо сказать о том, что еще 2006 году полномочный представитель президента Д. Козел предлагал внедрить систему оценки эффективности руководителей регионов. В его предложении было названо 30 индикаторов, через год был принят указ президента, в котором список был расширен до 43 — а вот уже видим и 91 пункт.

Это перечень оценок многократно изменяли и расширяли, но эти рейтинги не показывают публике. Эта статистика закрытая и на нее могут смотреть лишь обитатели Кремля и Белого Дома на набережной.

Основные проблемы — невыполнимость и непрозрачность

С началом выполнения задач, поставленных в нацпроектах, Москва получает серьезный рычаг для давления на губернаторов. В условиях современной (закрытой) работы Росстата по оцениванию продуктивности работы глав губерний и областей становится проще одних покарать, других приласкать. Учитывая повышенные политические ожидания от итогов выполнения проектов, похоже, что глав будут чаще наказывать.

Константин Калачев отмечает, что национальные проекты похожи на дамоклов меч, который висит над региональными элитами, что-то типа инструмента для поддержки тонуса. Даже при небольшом желании всегда можно найти, к чему придраться и подвести под наказание любого чиновника, с отметкой за «срыв» сроков. Надо понимать, что выговор или замечание могут стать поводом для увольнения.

То есть региональным министрам и главам придется очень постараться, иначе они сразу окажутся «крайними». Но по-другому заданные цели не будут достигнуты. Чиновники получили стимул для поднятия продуктивности, и теперь потребуется продемонстрировать, что будет с тем, кто тормозит.

В современной политической и экономической ситуации доказать потребность в реализации проектов обосновать не так и сложно. Гораздо тяжелее обосновать всю эту систему.

Да, к этим проектам существуют вопросы. Не все они имеют ответы, да и целевые индикаторы можно оспорить. Некоторые показатели просто невозможно отследить с использованием статистики. Какие-то данные будут оценены на глазок.

Непрозрачность – это серьезная проблема проектов, но других механизмов развития государства ешл руководство не предлагает.

По словам Дениса Фролова из юридической компании BMS Law Firm:

— Ситуация с проектами, похоже, будет такой же, как и с майскими указами, которые если и исполняются, то только на бумаге. Здесь надо различать официальные заявления и реальную действительность. Например, в соответствии с майским указам зарплаты работников бюджетной сферы должны были заметно увеличиться, но на практике этого так и не произошло — повышение оплаты труда носило «точечный» характер, а в целом все осталось по-прежнему.

Чиновники отчитались, что все результаты достигнуты. То же самое, думаю, будет и с национальными проектами. Например, в части повышения доходов граждан. В последние годы покупательская способность населения РФ падает, но чиновники постоянно говорят о «положительных тенденциях».

Поэтому и оценить эффективность национальных проектов будет сложно, так как, на мой взгляд, никаких реальных критериев их исполнения нет — все представленные показатели просто не имеют отношения к реальности.

Комментировать
0
41 просмотров