Российский ЦНИИАГ (Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики), что входит в холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех», известен тем, что разработал высокоточные системы для российских ракет «Искандер», «Булава» и «Тополь-М». В настоящее время учреждение заканчивает разработку двух интересных проектов, которые могут существенно помочь в освоении Арктики. Обе новинки были презентованы на международной конференции «Арктика – территория диалога», прошедшей на днях в Санкт-Петербурге.
Система безопасной посадки
Первый из этих двух проектов – автоматическая система безопасной посадки самолетов и вертолетов. Идея ее заключается в том, что на земле, вблизи взлетно-посадочной полосы размещаются небольшие блоки, а на самом летательном аппарате устанавливается специальный бортовой модуль, который измеряет расстояние машины от каждого из наземных блоков-маяков, что позволяет получить точные координаты летательного аппарата.
«Достоинство системы в том, что она позволяет за небольшие деньги оснастить необорудованный аэродром системой посадки. Даже если туман, ночь, нет освещения, координаты положения выводятся пилоту на монитор, и он, обеспечивая удержание воздушного судна на нужной линии снижения, совершает благополучную посадку», — прокомментировал ценность подобной системы в интервью российским СМИ начальник лаборатории ЦНИИАГ Георгий Кветкин.
Существенным достоинством такого решения является то, что системе не требуются для работы навигационные спутники, — подчеркнул начальник лаборатории.
Новая технология удобна и для частной авиации: наземные блоки смогут безопасно посадить бизнес-джеты, грузовые вертолеты, авиатехнику МЧС, а также санитарную авиацию.
Конструкторам осталось закончить государственную сертификацию новой разработки, и она будет доступна для заказов. Сообщается, что сотрудники ЦНИИМАГ уже обсуждают с представителями концерна «Вертолеты России» о применении этого устройства.
Безопасное кораблевождение
Второе устройство предназначено для морского использования, но действует по сходному принципу с первым. На берегу устанавливаются ориентировочные маяки, а на борту морского корабля – приемо-передающий модуль, помогающий капитану ориентироваться при любой погоде с помощью радиосигналов.
Автономная радионавигационная система судов (АРНАС) будет крайне полезной для кораблевождения по узким каналам, фьордам и загруженным портам.
В наши дни все морские корабли пользуются спутниковым способом навигации.
«Пока спутник работает, навигация есть. А когда не работает, координаты сбиваются. Мы же предлагаем автономную систему, которая может стать дублирующей на случай выхода из строя спутников», — отметил Г. Кветкин.
Он подчеркнул, что обе системы уникальны по простоте и надежности, и должны пользоваться спросом. Сколько может стоить установка таких систем, он не ответил, но рекомендовал учитывать, что если танкер сядет на мель и перегородит движение по всему каналу, затраты могут быть значительно выше.