Описание сорта
Фиалка Полина Виардо является одним из самых красивых комнатных растений, которое отличается пестрым окрасом листьев и яркими цветками винных оттенков. Сорт был выведен известным селекционером из города Винницы Еленой Лебедевой. Именно эта ученая подарила миру великое множество самых оригинальных растений, горячо любимых всеми поклонниками фиалок. Цветок был представлен не так давно – в 2012 г., но с тех пор уже завоевал «сердца и окна» наших соотечественников.
Цветок получил название в честь легендарной певицы Полины Виардо испано-французского происхождения. Она прославилась не только своими вокальными данными, но и головокружительным романом с Иваном Тургеневым. Хорошо известно, что российский прозаик питал к этой женщине самые сильные чувства и часто называл своей музой.
В большинстве случаев они выглядят как «махровые» звезды с волнообразным краем, достигающие 8 см в диаметре. На каждом лепестке заметна белая тонкая кайма, которая эффектно контрастирует с основным оттенком листовых пластин. Эта деталь только подчеркивает изысканность и красоту сенполии.
Первый выброс цветоносов Полины Виардо обычно представляет собой лишь подготовку, при этом с каждым последующим бутоны становятся все более и более крупными. Не менее привлекательно смотрится и розетка Виардо. Ее размеры также довольно внушительны, при этом яркие пестрые листовые пластины изогнуты и держатся на удлиненных черенках «ложкой», благодаря чему розетка этого необычного комнатного цветка порой кажется немного рыхлой.
Следует иметь в виду, что, несмотря на то, что цветоносы закладываются довольно обильно, добиться шапочного цветения почти невозможно. Дело в том, что на каждом из них обычно формируется не больше 3 цветоносов, как правило, всего 1–2 бутона. ЛЕ-Полина расцветает довольно редко – не чаще одного раза в год.
Имейте в виду, что взрослая фиалка этого вида не будет давать бутонов, пока не отрастит мощную полноценную розетку, а это, в свою очередь, невозможно без поддержания оптимальных условий обитания: температуры, уровня увлажненности, степени освещенности и поступления удобрений.
Уход
Фиалка Полина Виардо известна своим капризным нравом. Это растение показывает свой трудный характер при любом удобном случае, хотя, справедливости ради, следует отметить, что это касается лишь ситуаций, связанных с неправильным уходом за зеленым питомцем. Для обильного цветения и образования пышной красивой розетки узамбарской фиалке необходим продолжительный световой день, верно выбранный субстрат, горшок подходящего размера, регулярный полив и правильные удобрения. Уровень влажности и температурный режим играют только второстепенное значение, хотя на холоде или, наоборот, в жарком воздухе сенполия начинает чахнуть. Этот недостаток можно нивелировать достаточной вентиляцией в комнате.
Освещение
Сенполия Полина Виардо требует 12–15-часового светового дня, именно поэтому в период с ноября по март ей требуется дополнительное подсвечивание. Обычно для этого приобретают специальные люминесцентные или светодиодные фитолампы. Большая часть цветоводов отдают предпочтение второму варианту, поскольку такие осветительные приборы не нагревают воздух вокруг цвета, да и с экономической точки зрения LED-лампы намного выгоднее. Имейте в виду, что оптимальная для узамбарской фиалки температура свечения варьируется от 4000К до 6200К. Именно этот уровень считается максимально приближенным к естественной инсоляции.
необходимо предусмотреть дренажные отверстия: сквозь них избыт Южные не рекомендуются, поскольку в летний период прямые солнечные лучи могут привести к ожогам. Если возможности переставить цветок нет, то стоит немного притемнить его. Для этого на окно можно наклеить пленку или тонкую бумагу.
Грунт
Наши бабушки и прабабушки сажали фиалки в довольно объемные горшки, но с ЛЕ-Полиной Виардо этот подход никак нельзя назвать верным: сенполия не любит слишком просторные емкости. Поэтому для выращивания следует выбирать горшок, диаметр которого в 2–3 раза меньше размера цветочной розетки. Оптимальным вариантом станут контейнеры в 7–8 см: в них корни могут полноценно развиваться и при этом не страдать от чрезмерного количества почвосмеси.
В горшке необходимо предусмотреть дренажные отверстия: сквозь них избыток воды будет выводиться в поддон. Грунт должен быть рыхлым, легким, водо- и воздухопроницаемым. Состав субстрата подбирается в зависимости от типа полива. Так, при верхнем орошении оптимальным вариантом станет смесь из торфа с перлитом в пропорции 2 к 1, а для фитильного лучше выбрать оба компонента в равных пропорциях. В почвосмесь необходимо добавить истолченный уголь (древесный или активированный) и мох-сфагнум. Они являются антисептиками и будут защищать растение от гнилей и других грибковых инфекций.
Полив
Сенполия относится к растениям, которые крайне чувствительны к переувлажнению грунта, при этом опасность заключается в том, что все неблагоприятные последствия залива проявляют себя не сразу, а только по прошествии некоторого времени. Особенно опасен избыток влаги в жаркий период. В этом случае фиалки часто сталкиваются с бактериозом, который очень быстро распространяется по зеленым листьям и стеблям, что приводит к скорой гибели цветка.
При организации орошения ЛЕ-Полины следует придерживаться некоторых рекомендаций:
- для полива следует использовать исключительно мягкую отстоянную либо отфильтрованную воду комнатной температуры;
- чересчур жесткую воду необходимо непременно смягчать, для этого ее разводят щавелевой кислотой в пропорции 1/2 чайной ложки на 5–6 литров жидкости;
- спустя 15–30 минут после полива необходимо вылить всю влагу из поддона: при длительном контакте с корнями она вызывает загнивание корешков.
Подкормки
Через месяц после приобретения либо пересаживания ЛЕ-Полины можно начать введение подкормок. Растение хорошо откликается на минеральные вещества, которые оказывают благотворное воздействие на его рост и обильное цветение. Лучше всего использовать готовые магазинные препараты. Наиболее эффективными считаются «Кемира Люкс», а также Royal Mix.
Небольшой совет: при проведении подкормок стоит снизить дозировку препарата в 2–4 раза в сравнении с рекомендованной в инструкции, но при этом сами подкормки проводить чаще, особенно в момент цветения.
Температурный фон
Растение плохо реагирует на сильную жару, но и прохладу не переносит. Растение начинает болеть при температурах выше 25 градусов, при этом минимально допустимый нижний уровень тепла составляет 11–12 градусов.
Больше о фиалках ЛЕ-Полина Виардо смотрите в видео ниже.
Ирина Стрельникова #Совсемдругойгород экскурсии по Москве
P.S. Однажды в Ясной Поляне, в один из приездов Тургенева к Толстому, в присутствии многочисленных гостей зашла речь о смерти. Лев Николаевич говорил, что религиозный человек, живущий истинной жизнью и отказавшийся от всего животного, от страха смерти избавлен. И наоборот, страх смерти свидетельствует о греховности. Тут уж ощущение некоторой фальши стало резать ухо Тургеневу. И он сказал: «Кто боится смерти — пусть подымет руку!» И сам поднял. А, оглядевшись вокруг, усмехнулся: «Я, кажется, один». Присутствовавшие, как завороженные, смотрели на учителя жизни — Толстого. И тут Лев Николаевич поднял на Тургенева свой пристальный, тяжелый взгляд из-под кустистых бровей, секунду помедлил и … тоже поднял руку. Внимавшие гости решили, что это он из учтивости…
Толстой с сестрой Марией Николаевной
Полина Виардо
Полина Виардо
В 19-м веке в высшем свете не нашлось бы, пожалуй, ни одного человека, который не слышал хоть раз это имя — Полина Виардо. Выдающаяся оперная дива родилась в столице Франции в 1821 году. Ее отец — Мануэль Гарсиа — испанский певец и преподаватель музыки.
В семье было еще двое детей, которые тоже стали известными исполнителями (Мануэль Гарсиа-младший и Мария Малибран). Своим талантом они обязаны отцу, который передал, а затем правильно развил музыкальные способности.
Певческие данные юной Полины были настолько выдающимися, что в 16 лет она уже давала сольные концерты. А спустя два года сыграла на сцене Лондонского оперного театра в спектакле «Отелло» роль Дездемоны.
Девушка не обладала красивой внешностью, некоторые даже утверждали, что на нее совершенно невозможно смотреть анфас. Но стоило ей только запеть, как все восхищенно замирали. Голос был необыкновенной красоты, утонченный и полный чувства.
В 19-летнем возрасте Полина вышла замуж за композитора, директора Парижского оперного театра Луи Виардо. Он был старше на двадцать один год, но влюбился в супругу, как юноша. Нельзя сказать, что она тоже пылко относилась к мужу, скорее, позволяла себя обожать. Однажды девушка призналась в дневнике, что Луи скучен, как ночной колпак.
Певица много гастролировала, в том числе и по России. Она часто приезжала в эту страну, выступала вместе с другими известными певцами. Своим талантом Полина вдохновила многих композиторов, которые писали произведения персонально для нее.
Среди них были:
- Ф.Шопен;
- К.Сен-Санс;
- Г.Берлиоз;
- Дж. Мейербер и др.
Кроме того, Виардо сама писала музыкальные произведения (оперу «Последний колдун»), составляла сборники.
Полина владела несколькими иностранными языками:
- испанским;
- русским;
- немецким;
- французским;
- итальянским;
- английским.
Эта талантливая женщина перевела некоторые произведения русской литературы на французский язык. Кроме того, она была заботливой матерью, родила и воспитала четверых детей. В 1863 году семья Виардо переехала в Баден-Баден из-за политики Наполеона, которую не разделял отец семейства.
Умерла певица в возрасте 88 лет в Париже в окружении любящих родственников.
Викторианская барышня
Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни. Так, например, ее дядя, король Вильгельм IV, абсолютно не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Викторианские нормы морали порой доходили до абсурда: античным статуям закрывали гениталии фиговыми листками, а для купания на пляже ставили специальные закрытые купальные машины. Викторианским девушкам предписывалось не только хранить физическую девственность до брака, но и не пытаться узнавать что-то о сексе или деторождении, поскольку это считалось постыдным. В свою очередь, замужние женщины не должны были снимать в присутствии мужа ночную рубашку, а в период беременности — появляться на людях.
Назад Далее
Критика[править]
Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева («Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте»).
И она , и Елена (жена Инсарова), и Одинцова (предмет любви Базарова) при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд, оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей. |
— Эдуард Надточий |
Соболезнования
«Виардо была превосходна». Михаил Глинка, русский композитор
«…ни одного театрального жеста; мера во всем; изумительная дикция: каждое слово выговаривалось ясно; вдохновенное, пламенное исполнение в связи с творческой концепцией исполняемого довершали совершенство пения». Е. И. Апрелева-Бларамберг, русский писатель и переводчик
«Она больше напоминает нам грозное великолепие джунглей, чем цивилизованную красоту и прирученную грацию нашего европейского мира». Генрих Гейне, немецкий поэт
«Она поет, как дышит… она слушает не свой голос, но сердце». Альфред де Мюссе, французский поэт и драматург
Образ «тургеневских девушек»: характеристика
Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.
Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».
Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна
Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива
Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.
«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.
Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.
Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.
Карьера Полины Виардо
В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздём сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью.
В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься её карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Баттиста Рубини. Гастролировала в России также в 1845, 1846, 1853 годах.
У Виардо было много поклонников. В частности, русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав её исполнение в «Севильском цирюльнике». В он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырём детям Полины, как к своим собственным, и обожал её до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а её положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.
Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз.
Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.
Полина Виардо. Художник Т. А. Нефф, 1842 год
Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для неё. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием «Последний колдун» (фр. Le dernier sorcier).
Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение — гг.). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала её прототипом главной героини романа «Консуэло».
Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».
Полина Виардо на портрете Евгения Плюшара (ок. )
В Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию (её муж Луи Виардо был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.
В 1910 году Полина Виардо умерла, окруженная любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартра в Париже. В 1874 году Иван Тургенев купил в Буживале дом и парк для Виардо.
Плохой совет Жорж Санд
Как и мечтала Полина, ей предложили вернуться в парижскую Итальянскую оперу. Она там уже пробовала сделаться примой один раз. А в недавнем прошлом там блистал ее отец — Мануэль Гарсиа, цыган из Севильи. Сам Россини «подгонял» под него партию Альмавивы в «Севильском цирюльнике»! А когда Мануэль стал терять голос, занялся карьерой двух своих дочерей. Роль оперной примадонны сперва отводилась одной старшей, красавице Марии (вскоре она выйдет замуж и под фамилией Малибран прославится). Полина была, что называется, гадким утенком, ее прочили в аккомпаниаторы. В учителя к ней наняли композитора Листа. Полина была так влюблена в него, что опаздывала на занятия: от волнения все не могла зашнуровать корсет. Конец этим урокам положил отец, услышав, как она под собственный аккомпанемент напевает арию Розины: «Закрой крышку рояля. Ты будешь певицей!»
Луи Виардо
В Итальянской опере девятнадцатилетнюю дебютантку встретили настороженно: царившая там прима Штольц не собиралась сдавать своих позиций. Но у Полины появился влиятельный покровитель — директор театра, сорокалетний элегантный господин Людовик Виардо. Он явно был влюблен в нее, но не предпринимал ни малейших попыток воспользоваться служебным положением. Полина же, привыкшая считать себя дурнушкой, наслаждалась внезапно обретенной способностью покорять мужские сердца. Оказалось, для этого ей достаточно просто подняться на сцену… Среди ее поклонников был сам Альфред де Мюссе, известный писатель и светский красавец. Два предложения были сделаны Полине почти одновременно: кроме Альфреда еще и от господина Виардо. Умненькая Полина по совету старшей подруги, писательницы Жорж Санд, выбрала последнего, «хотя он и уныл, как ночной колпак». Казалось, этот брак сулит большие карьерные перспективы, и наоборот: отказывать директору Итальянской оперы было опасно. Раздосадованный де Мюссе нарисовал на Полину 17 карикатур, с каждым разом все более и более удлиняя ее и без того крупный нос.
Как выяснилось, Полина все же просчиталась с выбором: мсье Виардо оказался излишне щепетилен и, женившись на певице собственного театра, счел неправильным оставаться на должности директора. А после его отставки Полина не продержалась в Итальянской опере и сезона. Пришлось скитаться по Европе. В Лондоне, в Мадриде, в Берлине и Вене новоиспеченную мадам Виардо принимали хорошо, но надолго зацепиться нигде не удавалось. К тому же после рождения в декабре 1841 года первой дочери Луизы голос у Полины стал понемногу слабеть. Вот тут-то и пришло приглашение из России: пятьдесят тысяч рублей за сезон, хорошие деньги. Кто бы знал, что в результате мадам Виардо найдет здесь не только богатство и быстро преходящую сценическую славу, но и бессмертие! И дело здесь не столько в ее искусстве, сколько в любви «хорошего охотника и плохого литератора».
Полина
Сутулая спина, слишком покатые плечи, глаза выпуклые, как у лягушки, черты лица крупные, мужские, а большой толстогубый рот многие просто находили безобразным. Один бельгийский художник о Полине Виардо сказал: «Она отчаянно нехороша собой. Но, боюсь, если я увижу ее еще раз, влюблюсь!»
Полина Виардо
Тургенев увидел эту женщину в день ее дебюта на русской сцене. На «Севильского цирюльника», послушать 22-летнюю приму, успевшую прогреметь в Европе, собрался весь Петербург. Когда Полина вышла к рампе, в партере, где сидел Тургенев, кто-то разочарованно протянул: «Некрасива». «В самом деле», — подумал тогда Иван. Но тут артистка запела, и произошло чудо: ее лицо сделалось вдохновенным, лягушачьи глаза засияли, а из большого рта полились восхитительные, бархатные звуки. «Кто сказал «некрасива»? Какая нелепость! Да ни одной черты нельзя изменить в этом прекрасном лице!» — пронеслось в голове у Тургенева. Театр сотрясался от рукоплесканий и криков «Браво!». Цветы дождем сыпались на сцену. Виардо взяла русскую публику с первого же штурма.
Очень скоро Тургенев свел знакомство с ее мужем, Луи Виардо, — сошлись на общей страсти к охоте. А 1 ноября 1843-го (этот день он потом праздновал всю жизнь), Иван Сергеевич был представлен и Полине – его отрекомендовали как «молодого великорусского помещика, хорошего охотника, приятного собеседника и плохого литератора». Тургенев, впрочем, этой сомнительной рекомендации даже не расслышал. Он ни о чем уже не мог ни говорить, ни думать, кроме как об этой женщине. Стал без конца ходить в театр. Денег у него, наследника миллионного состояния, никогда не водилось (маменька-то была скупа), так он покупал самый дешевый билет, а потом являлся без приглашения в ложу к каким-нибудь знакомым, усаживался, не замечая, что оставляет хозяев без места, и неистово аплодировал, возбуждая ропот в соседях. Бывало, во время пения Виардо он плакал, закрыв мокрое лицо ладонями.
Полина позволяла Тургеневу в перерывах между репетициями бывать в ее грим-уборной. Наравне с одним графом, старичком генералом и сыном директора Императорских театров. Там на полу лежала медвежья шкура, и мадам казалось забавным сажать на каждую из четырех лап по влюбленному мужчине. Но вот на изысканные званые вечера, которые певица устраивала у себя дома, Тургенева не приглашали. И он даже не смел оскорбиться!
Весь Петербург был в курсе его отчаянной, безответной любви. Иван сам говорил о ней везде и всюду, просто не в силах был остановиться. Однажды явился к Белинскому и с порога объявил: «Я так счастлив сегодня!» Оказалось, у него разболелась голова, и мадам Виардо собственноручно потерла ему виски одеколоном. Белинский не выдержал: «Ну можно ли верить в такую трескучую любовь, как ваша?!» Но много ли он понимал в этом, несчастный чахоточный?
Наконец слухи о безумной страсти Ивана дошли и до матери, и та спешно прибыла в столицу слушать Виардо. Вышла из театра со словами: «И вправду хорошо поет проклятая цыганка!» Кстати, безошибочно определив происхождение певицы. Она вообще была умна – эта властная и вздорная Варвара Петровна. И считала, что уж с кем – с кем, а с сыном управится. Вот только на этот раз разговор с Иваном у нее не получился — тот словно не слышал или не понимал ни слова. А вскоре стало известно, что Полина с Луи уезжают. И Тургенев подал прошение об отставке, чтобы отправиться за ними. Варвара Петровна ахнула, но не нашла, что тут можно предпринять. Просто запретила домашним произносить имя сына, так же как и «проклятой цыганки».
Список источников