Глобальные климатические изменения приводят не только к экологическим проблемам. Быстрое отступление к северу кромки полярных льдов, похожее на полное их исчезновение, оборачивается, с точки зрения американских военных экспертов, растущей угрозой безопасности. Многие из них уверены в том, что со дня на день в арктических морях будет «не протолкнуться» от русских и, возможно, китайских субмарин и надводных боевых кораблей. Свое мнение по данному вопросу опубликовал в норвежской газете «Verdens Gang» аналитик Андреа Рогнстранд.
По его убеждению, отступление северных льдов формирует новые дилеммы и потенциальные конфликты для глобальной безопасности. Как известно, недавний доклад американского минобороны выражает встревоженность по причине вероятной конкуренции вокруг судоходной линии из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан. В отчете говорится, что Соединенные Штаты весьма пристально следят за укреплением позиций РФ и КНР в арктических широтах.
Таяние многовековых толстых льдов привело к радикальному наращиванию коммерческой активности в регионе. По данным «Вашингтон пост», морской путь к северу от России короче традиционного на восемь тысяч километров или на две недели плавания. Коммерческий интерес всегда сопряжен с необходимостью регулирования и обеспечения безопасности, притом не только экономической.
Естественно, Пентагон упомянул в докладе Россию и Китай. По словам аналитиков министерства обороны США, Пекин активно готовится к экспансии в северные воды, в начале мая спустил на воду новый ледокол и своей небывалой активностью вызывает беспокойство у приарктических стран. Концентрация в одном месте усилий двух союзников, которые одновременно являются соперниками Вашингтона, не могла не вызвать подозрений и беспокойства в Белом Доме.
«Уверен, они создают новый Шелковый путь, только северный, морской. По моему убеждению, Арктика никому не принадлежит, ее могут использовать все, претендуя лишь на собственные территориальные воды. В этом нет угрозы безопасности, откровенно говоря. Однако, как только кто-то захочет данный регион монопольно присвоить, тогда да, это будет угроза и будет для меня тревожным сигналом», — отметил адмирал Джеймс Фогго, командующий силами НАТО.
Больше всего экспертов беспокоит представившаяся возможность использования северного морского пути подлодками потенциального противника.
«Конечно, подводный морской флот того же Китая устарел и имеет недостатки, но китайские верфи забиты строящимися новыми судами. Уже через 10-15 лет их атомоходы можно будет видеть в регионе», — говорит Тур Ивар Стрёммен, капитан третьего ранга Военно-Морской Академии Норвегии.