fbpx
Авария космической ракеты

Почему «Роскосмос» терпит миллиардные убытки из-за аварий

0
103 просмотров
30 мая 2019

Российская государственная корпорация «Роскосмос» озвучила официальную сумму ущерба, понесенного из-за аварий космической техники в 2010-2018 г.г. Цена этих ЧП составила 36 миллиардов рублей.

Авария космической ракеты

В целом за обозначенный временной отрезок Российская Федерация столкнулась с 11 аварийными ситуациями в ходе космических стартов. Эта информация указана в официальной правовой документации, обнародованной на портале Роскосмоса.

При этом за указанные девять лет произошел ряд аварийных пусков космической техники, которые не были застрахованы.

Из-за них госкорпорация «Роскосмос» понесла убытки в размере более 10,5 млрд рублей, источники возмещения которых не установлены. Так, убыток от аварии ракеты-носителя «Протон-М» с аппаратом «ГЛОНАСС», в 2013 году превысил 5 млрд рублей. Запуск не был застрахован, источники финансирования убытка не определены до настоящего времени.

Высокая аварийность ракетной техники давно стала одной из главных причин критики российской космической отрасли наряду с коррупцией и финансовыми нарушениями.

Упомянутая авария ракеты «Протон» с космическим аппаратом «ГЛОНАСС» 2 июля 2013 года на космодроме Байконур была одной из самых резонансных. Она произошла в прямом эфире канала «Россия 24», когда ведущий сказал, комментируя кадры с падающей ракетой: «Что-то идет не так. Кажется, это будет катастрофа».

Однако большая волна критики поднялась после того, как стала известна причина аварии. Комиссия по расследованию причин ЧП выяснила, что к трагедии привела неправильная работа датчиков угловых скоростей — три из шести были установлены «вверх ногами». Выявить причину помог обломок ракеты, который уцелел после взрыва и последующего пожара.

Тогда были установлены три сотрудника Центра им. Хруничева, которые монтировали датчики на ракету. «Рабочий, молодой человек, недавно закончил технический колледж. Работу по установке датчиков угловых скоростей он выполнял всего второй раз», — сказал тогда заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин.

На фоне участившихся аварийных пусков космических аппаратов, в пилотируемой космонавтике избегать аварий удавалось до 2020 года. Первый за 40 лет крупный инцидент с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошел 11 октября 2020 года при старте с космодрома Байконур. При отделении боковых ускорителей второй ступени, на второй минуте полета на высоте порядка 50 км возникла авария ракеты-носителя, после чего в автоматическом режиме сработала система аварийного спасения (САС), благодаря которой экипаж уцелел.

Это была первая и знаковая авария космической техники, которая произошла уже при новой администрации «Роскосмоса»: после назначения Дмитрия Рогозина на должность главы госкорпорации.

Тогда Рогозин заявил, что подобные инциденты вероятны, когда речь идет о сложных технических системах.

«Техника — это все-таки техника. И она рано или поздно дает сбой. Вы знаете, что нет ни одного образца техники, которая имеет стопроцентную надежность. Коэффициент надежности техники равен, скажем, 99, и за запятой какие-то там еще проценты. Но все-таки эти проценты — это те случаи, которые рано или поздно происходят», — заявил Рогозин.

Комментировать
0
103 просмотров