АКТЕР
После выхода фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Никита Михалков стал довольно популярен. Молодого актера охотно приглашали сниматься, что впоследствии стоило ему учебы в Щукинском училище. Среди фильмов того времени – «Перекличка», «Красная палатка», «Дворянское гнездо». Однако самые известные свои роли Михалков сыграл несколько позже, когда сам уже снимал фильмы как режиссер.
Одна из таких ролей – в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». «Я очень люблю эту картину, — признается Михалков. — Люблю по многим причинам. Одна из важнейших – это то, что мне очень нравится работать с Андроном Кончаловским как с режиссером. Он замечательно чувствует актера, и я, снимаясь у Андрона, совершенно забываю о своей режиссерской профессии, упиваясь исключительно «актерскими стихиями».
Затем были не менее интересные работы в фильмах Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Запомнился зрителям и князь Пожарский в «Статском советнике» и ошеломляющий, совершенно гротесковый бандит Михалыч в «Жмурках» Алексея Балабанова.
Разумеется, Никита Михалков играл и в своих фильмах, но признается, что делал это вынужденно.
«В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария.
Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор», — говорит Михалков. Единственная роль, которую он с самого начала писал для себя – в дебютной картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».
О «Едим как дома», ужасающем впечатлении от кинематографа и киноляпах
— Подумала, что название сети быстрого питания «Едим как дома», которую вы хотели запустить вместе с Андреем Кончаловским, получилось довольно пророческим. Потому что мы ели — только не как дома, а просто дома — все лето. Во-первых, что с проектом? Во-вторых, как вам далась вынужденная изоляция?
— Пока все «заморожено» из-за пандемии. Все предприятия, которые могли бы этим заниматься, стоят. И у нас та же проблема, что и у многих других людей.
А что касается моей изоляции, я провел ее потрясающе. Сидел в деревне, мы с братьями Пресняковыми писали пьесу «12». А еще посмотрели 150 фильмов. Во-первых, для меня это была потрясающая школа. А, во-вторых, я увидел реальную картину происходящего в кинематографе. В целом — ужасающее впечатление.
— Вы смотрели современное российское кино или какое?
— Абсолютно всякое.
Но, конечно, не все, что было сделано за всю историю кинематографа. Современные сериалы — наши, американские, современные картины — наши, американские, французские, итальянские. И вот ты смотришь кино, три-четыре картины нашего времени, и потом кислородный аппарат — Дино Ризи, Феллини, Тарковский, Маджиди, Барнетт, Панфилов, Мельвиль или никому не известная режиссер Аличе Рорвахер. Причем удивительное многообразие, допустим, того же Маджида Маджиди, снимающего копеечные по бюджету шедевры.
КНИГИ
В 2014 году вышла книга Никиты Михалкова «Публичное одиночество». В ней собраны высказывания режиссера на самые разные темы за 40 лет. «Это не воспоминания, написанные годы спустя, которых так много сегодня и в которых любые прошлые события и лица могут быть освещены и представлены в «нужном свете». Это документированная хроника того, что было мною сказано ранее, и того, что я говорю сейчас», — пишет Михалков в предисловии и отмечает, что не отказывается ни от одного слова, сказанного за эти годы.
Год спустя режиссер представил автобиографию под названием «Территория моей любви». А в 2016 году вышла новая книга Никиты Михалкова «Бесогон. Россия между прошлым и будущим», написанная по мотивам его авторской программы «Бесогон TV».
О критике, неправоте и условиях, при которых удалится от дел
— А бывали в жизни случаи, когда понимали, что вы неправы? За которые вам стыдно.
— Да, бывали. Причем иногда это происходило довольно быстро. Иногда это приходило в процессе, но ты не мог остановиться. Или не хотел. Но, как правило, это носит какой-то ключевой характер в отношениях. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
— Про вас много говорят, и взгляды на вас, на ваше творчество бывают диаметрально противоположные. Как считаете, вы хороший человек?
— Я бы не смог ответить на этот вопрос. Иногда кажется, что поступаешь правильно, оправдываешь то, что делаешь. И, наверно, есть люди, которые могли бы тебя оправдать. Но совсем где-то глубоко твоя неправота начинает проступать, в конце концов на это можно закрыть глаза, а можно попытаться исправить.
— Ну и вы как, закрываете глаза или исправляете?
— Бывало по-разному.
— То есть вы и хороший человек, но и плохой?
— Наверное, как и любой человек. Что такое «плохой»? Наверное, для людей, которым помогаю, даже не видя их в глаза никогда в жизни, я хороший человек. Есть люди, которым помогаю, и помогаю настолько, что люди имеют возможность подумать: «Ничего себе, сколько же он украл, чтобы столько незнакомому человеку отдать?» Это же тоже зависит от того, какой стакан — полупустой или полуполный. Но по большому счету меня не волнует, что про меня думают люди, которые меня не знают. Мне было бы больно, если бы плохим человеком меня посчитали люди, которых я люблю, которым я верю, которых я уважаю. Наверно, я искал бы тогда причину, почему они это делают. Люди, которые обо мне делают выводы по тому, что про меня пишут… 90% того, что про меня пишут и писали начиная с моих 27 лет, после захлебываний по поводу молодого таланта, — в принципе, неправда. Просто неправда.
— Никита Сергеевич, у вас есть какая-то планка, которую вы для себя наметили чисто умозрительно, после которой вы скажете: «Все, уеду в глушь, буду выращивать тюльпаны и гори все огнем, все эти «Бесогоны», эти «Револьверы»… Все хорошо, но хочется просто природы и тишины».
— Нет. Я все-таки общественное животное. Я и так это делаю, уезжаю на природу. Другое дело, что это не являет собою Рубикон: вот сейчас я уеду, и все.
— Как Пугачева. Она сказала: «Я больше не выступаю, до свидания».
— И продолжила петь. Причем еще как. Еще и кино про себя сняла.
— Но в другом ритме. У нее дети, вот это все. Немножко другая история.
— Понимаете, есть люди, которые строят дом, чтобы в нем жить, а есть люди, которые строят дом, чтобы его показывать. И, как сказал Грибоедов, есть жизнь внутренняя, которая намного интереснее, чем жизнь внешняя. Да, была эта жажда публичности… Помните, у Пушкина: «Желал ли славы я?» Да, да, конечно, желал. Но приходит какой-то момент, и ты понимаешь, что нет, не пресытился. Просто тебе было это нужно 30 лет назад. Как я мечтал в детстве о том, что стал Героем Советского Союза, приехал на коне со звездой, в папахе и в бурке в школу к учительнице математики. Чтобы показать: «Ты меня мучила своей математикой, вот, смотри на меня!» Вот такие детские желания, конечно, были. А сейчас как-то все иначе.
Начало карьеры в кино
Актерский дебют Никиты Михалкова пришелся на фильм «Солнце светит всем» Константина Воинова. Дело было в 1959 году, будущий оскароносец был совсем юношей (14 лет).
После «Туч над Борском» и «Приключений Кроша» молодого актера позвал к себе Георгий Данелия, который снимал «Я шагаю по Москве». Роль Кольки в этой ленте принесла ему первую известность.
В том же году Михалков поступил в Щукинское училище, параллельно снимаясь в кино. В «Щуке» подобное не поощрялось, и с четвертого курса молодого человека просто выгнали. Тогда Михалков пошел во ВГИК, где его взяли на второй курс.
В 1969 году Никите Михалкову повезло сняться в двух известных лентах. Сначала у своего старшего брата Андрея Кончаловского в «Дворянском гнезде» (экранизации романа Тургенева), а затем у Михаила Калатозова в «Красной палатке» (вместе с Клаудиа Кардинале, Шоном Коннери и Питером Финчем).
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.
Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. «Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным», — вспоминает Никита Сергеевич их встречу.
Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд «Русский силуэт», который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.
У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: «Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место».
По материалам книг Н.С. Михалкова «Территория моей любви» и «Публичное одиночество», программ «Линия жизни» и «Белая студия» телеканала «Культура» и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
- Народный артист РФ (1984)
- Полный кавалер ордена Почетного легиона (1992)
- Командор Почетного легиона «За вклад в мировую культуру» (1994, Франция)
- Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995)
- Удостоен ордена Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1997)
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1984)
- Награжден медалью им. Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
- Получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства за фильм «Сибирский цирюльник» (2000)
- Приз Акиры Курасавы в размере пятидесяти тысяч долларов в рамках 21-го международного кинофестиваля в Токио
- Медаль имени Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
- Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2000, «Сибирский цирюльник»)
- Премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль (2006, «Статский советник»)
- Премия «Золотой орел-2016» за вклад в мировой кинематограф
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1967 — Девочка и вещи — курсовая работа
- 1967 — И эти губы, и глаза зелёные… — курсовая работа
- 1968 — А я уезжаю домой — курсовая работа
- 1970 — Спокойный день в конце войны — дипломная работа
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
- 1975 — Раба любви
- 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
- 1979 — Пять вечеров
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
- 1981 — Родня
- 1983 — Без свидетелей
- 1987 — Очи чёрные
- 1990 — Автостоп
- 1991 — Урга — территория любви
- 1993 — Вспоминая Чехова
- 1994 — Утомлённые солнцем
- 1998 — Сибирский цирюльник
- 2007 — 12
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
- 201? — Солнечный удар (рабочее название проекта по произведениям Ивана Бунина)
Документальное кино
- 1992 — «Иллюзион» — цикл передач об истории немого кино. Автор и ведущий — Н. С. Михалков. РТР.
- 1993 — Анна: от 6 до 18
- 1995 — Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи
- 2003 — Русские без России Телесериал о судьбах русской эмиграции.
- 2003 — Отец. Мама
- 2007 — 55
Актёрские работы
- 1959 — Солнце светит всем — школьник
- 1960 — Тучи над Борском — Петя
- 1961 — Приключения Кроша — Вадим
- 1963 — Я шагаю по Москве — Коля
- 1965 — Год как жизнь — Жюль
- 1966 — Шуточка — Жених
- 1966 — Перекличка — Сергей Бородин
- 1966 — Не самый удачный день — Никита (почти камео)
- 1967 — Звёзды и солдаты — прапорщик Глазунов
- 1969 — Дворянское гнездо — князь
- 1969 — Песнь о Маншук — Ежов
- 1969 — Красная палатка — Чухновский
- 1970 — Спорт, спорт, спорт — Кирибеевич
- 1972 — Станционный смотритель — Минский
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — есаул Брылов
- 1975 — Раба любви — подпольщик Иван
- 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Николай Иванович Трилецкий
- 1979 — Сибириада — нефтяник Алексей Устюжанин
- 1981 — Два голоса
- 1981 — Родня — официант
- 1981 — Портрет жены художника — Борис Петрович
- 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — сэр Генри Баскервиль
- 1982 — Вокзал для двоих — Андрей
- 1982 — Инспектор ГАИ — Трунов
- 1982 — Полёты во сне и наяву — кинорежиссёр (камео)
- 1984 — Жестокий романс — Паратов
- 1990 — Под северным сиянием
- 1991 — Униженные и оскорблённые — князь Валковский
- 1992 — Прекрасная незнакомка
- 1993 — Анна: от 6 до 18 (документальное видео)
- 1994 — Утомлённые солнцем — Котов
- 1996 — Ревизор — Городничий
- 1998 — Сибирский цирюльник — император Александр III
- 2000 — Вера, надежда, кровь
- 2003 — Русские без России (Документальное видео)
- 2005 — Жмурки — криминальный авторитет Михалыч
- 2005 — Персона Нон Грата — Олег, вице-министр иностранных дел РФ
- 2005 — Статский советник — князь Пожарский Глеб Георгиевич
- 2006 — Мне не больно — Сергей Сергеевич
- 2007 — 12 — Старшина присяжных
- 2007 — Тупой жирный заяц — Никита Сергеевич
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Котов
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Котов
Сценарист
- 1970 — Риск
- 1972 — Шоколад
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
- 1977 — Транссибирский экспресс (Госпремия Казахской ССР 1978 года)
- 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
- 1977 — Ненависть
- 1979 — Пять вечеров
- 1980 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
- 1983 — Без свидетелей
- 1986 — Мой любимый клоун
- 1987 — Очи чёрные
- 1989 — Одинокий охотник
- 1990 — Автостоп
- 1992 — Урга — территория любви (Урга)
- 1993 — Анна: от 6 до 18 (Документальное видео)
- 1994 — Утомлённые солнцем
- 1998 — Сибирский цирюльник
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
Продюсер
- 1993 — Анна: от 6 до 18
- 1994 — Утомлённые солнцем
- 1999 — Сибирский цирюльник
- 2000 — Нежный возраст
- 2004 — 72 метра
- 2005 — Статский советник
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:
- Председатель Союза кинематографистов РФ
- Доверенное лицо президента России В.В. Путина
- Президент Московского международного кинофестиваля
- Президент Российского фонда культуры
- Президент Совета Российского союза правообладателей
Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.
Политические взгляды
Сам Михалков в интервью журнал Maxim поведал, что в советские времена не стремился в КПСС и даже написал на себя «анонимку», чтобы его не взяли в партию. По его словам, удалось отвертеться.
Ситуация изменилась в начале 90-х. Михалков активно включился в общественную жизнь страны. Одно время он даже был советником вице-президента Российской Федерации Александра Руцкого по вопросам культуры. Во время октябрьского противостояния 1993 года Михалков остался верен своему патрону.
На выборах в Госдуму в 1995-м Михалков шел в парламент от партии «Наш дом – Россия», а в 1999-м принимал участие в предвыборной кампании Бориса Березовского. Хотя в 1993-м Михалков занял сторону Руцкого, уже в 1996-м он поддержал во время избирательной кампании Бориса Ельцина. 20 лет спустя он заявил, что о том решении не жалеет.
Известен режиссер и своим положительным отношением к Владимиру Путину. Еще весной 2000-го он подписал письмо в поддержку его политики на территории Чечни. Также он был доверенным лицом ВВП на президентских выборах в 2012 и 2018 годах.
Отметился Михалков и еще одним письмом. Его подпись стояла под обращением от российских деятелей культуры, в котором Путина просили остаться на третий президентский срок. Кроме Никиты Сергеевича, его подписали скульптор Зураб Церетели, художник Таир Салахов и ректор «Репинки» Альберт Чаркин. Позже Михалков утверждал, что подписал обращение, не читая его.
Во главе Союза кинематографистов
Председателем Союза кинематографистов Михалков был выбран в 1998 году. На Этом посту он сменил Игоря Масленникова, автора «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Пост главы СК Михалков занимает уже свыше 20 лет и не намерен кому-либо уступать, хотя и заявлял, что за место не держится. Как Никита Сергеевич не держится за место, стало ясно в конце 2000-х, когда на съезде кинематографистов вместо него выбрали Марлена Хуциева, создателя «Весны на Заречной улице».
Оперативно был собран чрезвычайный Внеочередной съезд СК РФ, который отменил это решение, а Михалков переизбрал главой организации. Затем по требованию Михалкова из СК был исключен кинокритик Виктор Матизен (тот самый, что нелестно отозвался о «Золотом орле»). Досталось и самому Хуциеву, его вывели из членов ученого совета ВГИКа.
Также Михалков возглавляет Российский фонд культуры, известный тем, что при его поддержке снимаются многие отечественные кинокартины. У руля фонда режиссер стоит с 1993-го, когда сменил на этом посту академика Дмитрия Лихачева.
Примечания
- ↑ на сайте Newsru.com
- на сайте vesti.ru
- ЦГАЛИ Санкт-Петербурга, фонд 356, опись 1 , дело 854а, лист 17.
- Тёмное рекламное прошлое // МК в Питере. — от 6 мая 2009. — № 19 (848)
- . Новая газета. из первоисточника 24 августа 2011.
- . РИА Новости. из первоисточника 24 августа 2011.
- на Право.ru
- на Лента.ru
- ↑
- Письмо подписано З. Церетели, президентом Российской академии художеств, Т. Салаховым, вице-президентом Российской академии художеств, А. Чаркиным, ректором СПб. ГАИЖСиА им. И. Е. Репина и Н. Михалковым, президентом Российского фонда культуры
- Церетели З., Салахов Т., Чаркин А., Михалков Н. // Российская газета. — 2007. — № 4493 от 16 октября.
- ↑ Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма. Никита Михалков. Москва. MMX
- . NEWSru (26 сентября 2006). из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
- на YouTube
- ↑
- ЦИК опубликовал полный список доверенных лиц Путина
Фильмы, номинированные на «Оскар»
«Братья Карамазовы» реж. Иван Пырьев (1968)
Трехсерийная экранизация последнего романа Достоевского стала последним фильмом и для Ивана Пырьева. Он умер после окончания съемки второй серии, а третью режиссировали актеры «Братьев Карамазовых» – Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
«Чайковский» реж. Игорь Таланкин (1970)
Образцовый байопик о великом русском композиторе был представлен на «Оскар» в двух номинациях: «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая адаптация музыкальной темы». Помимо этого, фильм номинировался на «Золотой глобус», а Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Чайковского, получил награду за эту роль на фестивале в Сан-Себастьяне.
«А зори здесь тихие» реж. Станислав Ростоцкий (1972)
Душераздирающая история о женском взводе стала хитом проката не только в СССР, но и в Китае, где позже сняли ремейк фильма Станислава Ростоцкого. Помимо номинации на «Оскар», «А зори здесь тихие» взяли и памятный приз на Венецианском кинофестивале.
«Белый Бим Черное Ухо» реж. Станислав Ростоцкий (1978)
Фильм о драматической судьбе собаки и ее хозяина до сих пор вышибает слезу, оставляя далеко позади «Хатико» и «Освободите Вилли». Видимо он растрогал и киноакадемиков. Правда награду так и не взял.
https://youtube.com/watch?v=oRzamhOqPA8
«Частная жизнь» реж. Юлий Райзман (1982)
Сергей Абрикосов, бывший директор одного крупного завода, уходит на пенсию. Он всегда был жестким руководителем, непримиримым к людским слабостям. Но время изменилось, а его убеждения остались незыблемыми. Люди, окружающее Абрикосова, перестают соответствовать его понятиям о том, каким должен быть советский человек. Этот фильм, в отличие от других отечественных номинантов, сейчас мало кому известен. Даже видеофрагментов его не найти на просторах интернета.
«Военно-полевой роман» реж. Петр Тодоровский (1983)
Любовная история, происходящая в тяжелое послевоенное время, сначала покорила Берлинский кинофестиваль, где Инну Чурикову отметили как лучшую актрису. После этого фильм был номинирован и на «Оскар».
«Урга – территория любви» реж. Никита Михалков (1991)
Самый экзотический фильм Никиты Михалкова о любви и толерантности вырос из анекдотического сюжета о том, как монгол, проживающий на севере Китая, поехал в город за презервативами, потому что у них с женой трое детей, а больше по закону иметь невозможно. Киноакадемики по достоинству оценили нетривиальность подхода русского режиссера к тому, как снимать кино об отношениях, будь то любовные или межнациональные, но «Оскара» за этот фильм так и не дали.
«Кавказский пленник» реж. Сергей Бодров ст. (1996)
Сергей Бодров, перенеся действие одноименного рассказа Льва Толстого в современность, снял актуальный на то время фильм о Чеченской войне. Художественные достоинства «Кавказского пленника» отметили номинациями и на «Золотой глобус», и на «Оскар».
«Вор» реж. Павел Чухрай (1997)
Картина Павла Чухрая, раскрывающая классическую, заложенную еще Достоевским, сюжетную формулу преступления и наказания, была номинантом на «Оскар», «Золотой глобус», «Феликс», но привезла в Россию только специальный приз Венецианского фестиваля.
«12» реж. Никита Михалков (1997)
Судебная драма Никиты Михалкова является ремейком классического голливудского фильма «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957). Не удивительно, что «12» заинтересовали Американскую киноакадемию.
Декор двери — как своими руками оформить входные и межкомнатные двери. 115 фото интересных идей украшения
КИНОПРЕМИИ
ОСКАР
Победитель в категории:
Лучший иностранный фильм — 1996 — Утомленные солнцем
Номинирован в категории:
Лучший иностранный фильм — 1993 — Урга: территория любви
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:
- Премия жюри — 1994 — Утомленные солнцем
- Приз экуменического жюри — 1994 — Утомленные солнцем
Номинирован в категориях:
Золотая пальмовая ветвь — 1987 — Очи черные
Победитель в категориях:
Лучшая режиссерская работа — 1992 — Урга: территория любви
КИНОТАВР
Победитель в категориях:
- Главная премия по итогам рейтинга — 1992 — Урга: территория любви
- Приз президентского совета — 1992 — Урга: территория любви
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:
- Золотой лев — 1991 — Урга: территория любви
- Золотой лев — 2007 — 12
- Специальный лев за вклад в киноискусство — 2007
Победитель в категориях:
Лучший фильм — 1993 — Урга: территория любви
Победитель в категориях:
Приз ФИПРЕССИ — 1983 — Без свидетелей
Номинирован в категориях:
- Лучший иностранный фильм
- 1996 — Утомленные солнцем
- 1989 — Очи черные
Детские годы
Будущий оскароносец родился в семье советского поэта и писателя Сергея Михалкова, известного «Дядей Степой» и словами для гимнов СССР и России. Мама Никиты Наталья Кончаловская тоже была из мира литературы. У Никиты был старший брат Андрей, который тоже стал режиссером, но прославился именно под фамилией матери.
В семь лет Никиту определили в спецшколу с уклоном в математику, но после трех классов перевели в обычную, так как мальчик не справлялся с точными науками. Попутно его отдали в «музыкалку» и театральную студию. Уже подростком Никита мечтал об актерской карьере, поэтому после школы поступил в «Щуку».
«Бесогон»
Последние годы Михалков не скрывает своих монархических убеждений. Он занимает пост сопредседателя совета Российского земского движения и является членом президиума Всемирного русского народного собора.
Свои идеи режиссер предпочитает транслировать через соцсети. Все начиналось с «Живого журнала», где он в 2011 году создал аккаунт nikitabesogon. Сам он пояснял, что выбрал интернет-ник по имени своего небесного покровителя. Тогда же он завел аккаунт во «ВКонтакте».
Следующим шагом стало создание Youtube-канала «Besogon TV». Из ютьюб-формата позже выросла авторская программа Никиты Михалкова «Бесогон ТВ». Впервые она вышла в эфир 8 марта 2014 года.
Порой через свою программу Михалков выдавал зрителям теории заговоров или делал в ней странные заявления. Так, после аварии на АЭС «Фукусима» он назвал случившееся карой Господней для Японии.
Одно из самых странных заявлений прозвучало весной 2020 года. В одном из выпусков «Бесогона» под названием «У кого в кармане государство?» режиссер заявил, что под видом вакцинации от коронавируса американский миллиардер и глава Microsoft Билл Гейтс реализует проект по чипированию людей.
В ВГТРК видели многое, но такие заявления оказались чересчур даже для них. Повторы сняли с эфира, в чем режиссер углядел проявление цензуры. После заявлений Михалкова повтор выпуска дважды пустили в эфир, однако показаны они были в 23:00 и 3:00. Никита Сергеевич объяснил такое решение тем, что на канале надеются, что у программы будет минимум зрителей.
См. также
Александр Михалков | Василий Суриков (1848—1916) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ольга Михайловна Глебова | Владимир Михалков (1886—1932) |
Пётр Кончаловский (1876—1956) |
Ольга Сурикова (1878—1958) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил Михалков (1922—2006) |
Александр Михалков | Сергей Михалков (1913—2009) |
Наталья Кончаловская (1903—1988) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Аринбасарова (р. 1946) |
Андрей Михалков-Кончаловский (р. 1937) |
Юлия Высоцкая (р. 1973) |
Анастасия Вертинская (р. 1944) |
Никита Михалков (р. 1945) |
Татьяна Михалкова (Шигаева) (р. 1947) |
||||||||||||||||||||||||||||
Егор Михалков-Кончаловский (р. 1966) |
Мария Михалкова (р. 1999) |
Пётр Михалков (р. 2003) |
Степан Михалков (р. 1966) |
Анна Михалкова (р. 1974) |
Артём Михалков (р. 1975) |
Надежда Михалкова (р. 1986) |
|||||||||||||||||||||||||||
О семье Алексея Баталова, Грефе и «Шоколадном револьвере»
— Помню прекрасно, как вы помогали Алексею Баталову, который в последние годы тяжело болел. Сейчас возбуждено уголовное дело, на имущество семьи Баталова — жены Гитаны и дочки Маши — посягают какие-то люди. Вы участвуете в этой истории, помогаете как председатель Союза кинематографистов?
— Если говорить как председатель — надо создавать механизм, который просто будет защищать людей, попавших в такую ситуацию. Вдов, детей тех, кто уходит, родственников звезд нашей культуры, науки и так далее.
— При какой организации это надо создавать?
— Может быть, при Думе, может быть, при Совете Федерации, может быть, при Фонде культуры — не знаю. Но их необходимо защищать. История с семьей Баталова — мало кто представляет катастрофичность ситуации. Гитана. Вдова Баталова. Бывшая артистка цирка. Ей 85 лет. Всю жизнь, выйдя замуж за Алексея Владимировича, она была за его спиной. Она так и осталась той самой наивной прекрасной цыганской актрисой, которая безоглядно бросила все — карьеру, цирк — все, что любила, и пошла за ним. У них родилась девочка. Не очень здоровая, но очень талантливый человек. И я думаю, сейчас надо сделать все, чтобы эта квартира в какой-то момент автоматически стала квартирой-музеем Баталова. И при желании семьи зафиксировать это законодательно.
— Если продолжать тему конфликтов. В ТАСС выходило интервью Грефа, где в продолжение вашего публичного диалога после «Бесогона» он сказал, что с вашей стороны были обращения к его организации. У вас не было мысли просто с ним встретиться, поговорить и все прояснить?
— Напомните, в интервью он что говорил?
— В частности, говорил, что вы хорошо знакомы, «в том числе по разным, скажем так, пикантным ситуациям». И что вы не раз обращались в Сбербанк за помощью — «и письменно, и устно».
— Но это же ложь! Я же сказал в «Бесогоне»: «Друзья дорогие, покажите мне, покажите конкретно — когда, где и зачем я к вам обращался. Только документ покажите, а не бла-бла». И что? Да ничего. Но мало того, что это ложь. Это еще должностное преступление. Когда руководитель банка раскрывает отношения с клиентом.
— То есть отношения были?
— Я же сказал, их не было. Это ложь. Но если бы они были, эти отношения, как утверждает господин Греф, — то это должностное преступление.
Михалков — аристократ советского кино
Народный артист РФ, популярнейший режиссёр, актёр, лауреат множества отечественных и зарубежных премий, и даже настоящий современный аристократ — всё это Никита Михалков. Фильмы его авторства давно и прочно вошли в обязательный минимум для просмотра, который может цитировать каждый россиянин с самого детства.
«Пять вечеров», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомлённые солнцем» — каждая из этих лент является настоящей иконой и раздёргана на цитаты. Но кем же является Никита Сергеевич в реальной жизни, откуда произрастают корни его таланта?
Михалков: краткая биография
Аристократизм Михалкова упомянут не зря — появился на свет будущий светоч советского кинематографа 21 октября 1945 года в весьма интеллигентных условиях: отцом нашего героя был русский публицист, военкор и баснописец Сергей Михалков, а матерью — детская писательница Наталья Петровна з известного рода Кончаловских. Таким образом, по матери будущий знаменитый режиссёр был потомком известных русских живописцев — Петра Кончаловского и Василия Сурикова.
Казалось бы, с таким солидным генеалогическим древом, состоящим исключительно из талантливых творцов, жизненный путь Никиты Сергеевича Михалкова был предрешён. Но, вопреки всему, в семилетнем возрасте маленький Никита был отправлен в математическую школу, где и отмучился несколько лет. После полного провала на фронте точных наук будущий мэтр советского кинематографа всё-таки была переведён в обычную школу, к которой добавились школа музыкальная и театральная студия.
С 1963 по 1966 год Никита Сергеевич отучился в Театральном училище имени Щукина, откуда впоследствии выгнан за своё нетерпение — молодой Михалков поторопился записаться на участие в съёмочном процессе, что являлось запрещённым для студентов.
Из «Щуки» он перешёл во ВГИК, режиссёрский факультет которого и окончил, в качестве финального теста создав короткометражку «Спокойный день в конце войны». После учёбы он добровольно ушёл в армию, отслужив срочную службу во флоте. В армии новоиспечённый режиссёр не оставил творчество, погрузившись в армейскую самодеятельность — сценические выступления, собиравшие обширную аудиторию.
Творчество
Детские занятия Никиты в театральном кружке позволили ему начать актёрскую карьеру уже в 14 лет, с роли ребёнка в фильме «Тучи над Борском». Первой же действительно заметной ролью Михалкова была знаменитая роль парня-метростроителя Коли в фильме «Я шагаю по Москве», где уже сложившийся актёр лично исполняет знаменитую заглавную песню.
Впоследствии именитый режиссёр не раз возвращался к актёрской деятельности, играя главные или второстепенные роли в своей же кинопродукции, например, роль криминального авторитета Михалыча в «Жмурках».
Свой режиссёрский путь же Никита Сергеевич Михалков начал со знаменитой ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих», исполненной в жанре истерн в 1974 году. Дебют молодого режиссёра заслужил признание среди критиков как новаторский детектив в оболочке приключенческой ленты.
Настолько яркий старт просто не мог не продолжиться таким же ярким продолжением — на экраны СССР работы Михалкова выходили почти ежегодно, принеся ему в конце концов множество почётных званий и орденов, членство во многих общественных организациях и даже Оскар за работу «Утомлённые солнцем».
Наш сегодняшний герой является не только творческим человеком, но и видным общественно-политическим деятелем, своими консервативными взглядами вызывающим споры и разногласия в СМИ и сети Интернет. Тем не менее, несмотря на противоречивость идей режиссера, все его усилия направлены на поддержание кинематографа в России.
Личная жизнь
По Интернету и СМИ гуляет множество слухов про бурную и не всегда счастливую личную жизнь Никиты Сергеевича, однако женат он был всего дважды. Первая жена, Анастасия Вертинская, встретилась Михалкову ещё во времена обучения в Щукинском училище. Именно она подарила режиссеру первенца — сына Степана.
Второй же женой, с которой режиссёр и прошёл весь свой жизненный путь, стала Татьяна Шигаева. Семейная жизнь пары редко становится объектом внимания прессы благодаря привычке четы держать свои разногласия в тайне, однако, в конце концов супруги разорвали отношения, оставшись в браке только официально. Татьяна Михалкова в данный момент проживает отдельно, в своей подмосковной резиденции.
А чем же заняты отпрыски:
Одним словом — жизнь удалась.
Семья
- Прадед по материнской линии — художник Василий Суриков (1848—1916).
- Дед по материнской линии — художник Пётр Кончаловский (1876—1956).
- Отец — Сергей Михалков (1913—2009) — детский писатель.
- Мать: поэтесса, переводчица Наталья Кончаловская (1903—1988)
- Старшая сводная сестра Екатерина Алексеевна Семёнова (Богданова) (род. 1931): дочь от первого брака Натальи Кончаловской. Была замужем за писателем Юлианом Семёновым (1931—1993).
- Племяница Ольга Семёнова (род. 1967) — журналист
- Старший брат — кинорежиссёр Андрей Михалков-Кончаловский (род. 1937), в советские времена эмигрировал в США, где снял несколько популярных кинофильмов. В конце 1990-х годов вернулся в Россию.
- Племянник Егор Кончаловский (род. 1966) — кинорежиссёр
Дети
Степан (род. 1966) — ресторатор, сын Анастасии Вертинской
Дети Татьяны Михалковой
- Анна (род. 1974) — актриса
- Артём (род. 1975) — режиссёр и актёр
- Надежда (род. 1986) — актриса
Внуки
- Дети Степана: Александра (род. 1992), Василий (род. ок. 1999), Пётр (род. ок. 2002),
- Сыновья Анны: Андрей (род. 2000), Сергей (род. 2001),
- Дочь Артёма: Наталья (род. 2002),
- Дочь Надежды: Нина (род. 2011).
Фильмография: Режиссер
- Грибоедов (2016)
- Своя земля (2015)
- Балет в пламени войны (2015)
- Легкое дыхание Ивана Бунина (2014)
- Солнечный удар (2014)
- Утомленные солнцем-2: Цитадель (2011)
- Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
- 12 (2007)
- Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
- Утомленные солнцем (1994)
- Анна. От 6 до 18 (1993)
- Вспоминая Чехова (1993)
- Урга (1991)
- Автостоп (1990)
- Очи черные (1987) /Oci ciornie/
- Без свидетелей (1983)
- Родня (1981)
- Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
- Пять вечеров (1978)
- Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
- Раба любви (1975)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- Спокойный день в конце войны (1970)
- … А я уезжаю домой (1968)
- Девочка и вещи (1967)
Список источников