Причина смерти Михаила Светина
В межрайонной Гатчинской больнице Михаил Светин умер на 85-м году жизни. Об этом написала «Комсомольская правда». Представитель лечебного учреждения официально заявил, что причина смерти Михаила Светина – геморрагический инсульт.
Госпитализировали артиста практически сразу, когда ему стало плохо. Это произошло в Вырице, когда он с женой отдыхал на даче. В середине дня Михаил Семенович потерял сознание. Супруга незамедлительно позвонила в «Скорую помощь». После того, как актера доставили в больницу, его направили в реанимацию. Состояние больного было тяжелым. Поэтому сразу вызвали нейрохирурга. Он прилетел на вертолете из областной больницы.
Родные пытались перевезти Светина в институт Поленова, в Петербург. Ведь именно там артист уже давно наблюдался. Врачи знали о состоянии его здоровья. Но медики Гатчинской больницы не разрешили перевозку пациента. Ведь пожилой актер вряд ли перенес бы транспортировку.
И так в 2015-м году 23 августа семью, да и поклонников Светина серьезно взволновало здоровье артиста. Ведь у него случился инсульт. Михаилу Семеновичу сделали серьезную операцию, затем поместили в реанимацию, под аппарат искусственной вентиляции легких. Но, невзирая на старания врачей, 30 августа утром Светин умер.
Спустя несколько дней его похоронили на Серафимовском кладбище. Причем, это не стало тайной для поклонников. Где похоронен Михаил Светин нынче знают все почитатели таланта этого величайшего актера. Он остался в сердцах поклонников жизнерадостным и дружелюбным человеком.
Фильмы
Михаила Семеновича начали приглашать играть в кино. В 1974 году на экраны вышла комедия «Ни пуха, ни пера», где Светин сыграл врача Семена Семеновича. В кадре актер появился с Аркадием Аркадьевым, Николаем Гринько и Александром Леньковым. В том же году вышла драма Элема Климова «Агония» о временах правления Николая I и заговоре с целью убийства Григория Распутина. Старца сыграл Алексей Петренко, Михаилу Светину достался образ Терехова. В фильме снялись Леонид Броневой, Анатолий Ромашин и Алиса Фрейндлих.
Михаил Светин в фильме «Агония»
Но не этот, а следующий фильм принес актеру популярность. Режиссеры разглядели в Светине незаурядный комедийный талант. В середине 1970-х на экраны вышла «золотая» комедия «Афоня» Георгия Данелии. Блестящая режиссерская работа и звездный состав ленты, в котором нашлось место Михаилу Светину (он сыграл эпизодическую роль шофера Воронкова), превратили картину в киношедевр советского кинематографа.
Михаил Светин в фильме «Афоня»
В 1976 году Марк Захаров позвал Михаила Светина в комедию «12 стульев», где сына турецкоподданного Остапа Бендера сыграл блистательный Андрей Миронов. Киевлянину досталась роль инженера Брунса в 4-ой серии. И снова звездное окружение: Анатолий Папанов, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Абдулов.
Михаил Светин в фильме «12 стульев»
Михаил Светин востребован в кино, каждый год выходит по нескольку картин с его участием. В 1980-м зрители увидели актера в комедии «Копилка» в роли Шамбурси. Это искрометная лента о скромном рантье, складывающем деньги от карточных выигрышей в копилку, чтобы раз в году отлично провести время с закадычными друзьями. Компанию Светину составили Зиновий Гердт, Игорь Дмитриев и Эрнст Романов.
Михаил Светин в фильме «Копилка»
В 1981 году Михаил Светин появился в шести лентах, среди которых комедия «Будьте моим мужем», на съемочной площадке которой Светин во второй раз встретился с Мироновым. А еще он появился в двухсерийном музыкальном фильме «Сильва» и мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» с Людмилой Гурченко в главной роли. Михаилу Светину досталась роль «пентюха» Виктора Михайловича, театрального музыканта.
Виктория Горшенина и Михаил Светин в фильме «Сильва»
Громкая, оглушительная слава пришла к актеру в 40 лет. Светину досталась звездная роль в добром новогоднем фильме «Чародеи», в котором рассказывается об удивительных событиях в институте НУИНУ. Михаил Светин сыграл сотрудника института Фому Остапыча Брыля, работавшего в паре с Ковровым (Эммануил Виторган) в мастерской волшебной древесины. Комедия-сказка вышла в 1982 году. Песню о том, что «главное – чтобы костюмчик сидел», пела вся страна, а фильм стал поистине культовым. Многие без этой ленты, как и без рязановского хита, не представляют новогодних праздников.
Эммануил Виторган и Михаил Светин в фильме «Чародеи»
Добрые, немножко нелепые и наивные герои Михаила Светина вызывали симпатию и улыбку зрителя. Преклонный возраст актера не мешал ему жить активной творческой жизнью. На театральной сцене Светин (с 1996 года – Народный артист РФ) играл министра финансов в спектакле «Тень» по пьесе Евгения Шварца, сэра Тоби Бэлча в «Двенадцатой ночи» и соседа Бени в постановке «Трудные люди».
Михаил Светин в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»
Не менее насыщенной была работа Михаила Светина в кинематографе. Он появился в лентах «Человек с бульвара Капуцинов» (аптекарь), «Дон Сезар де Базан» (виконт де Монтехо), «Светлая личность» (Пташников), в комедии «Про бизнесмена Фому» сыграл председателя колхоза Зозулина. В первом десятилетии 2000-х зрители увидели любимого актера в «Золотом теленке» в роли зицпредседателя Фунта, в новогоднем мюзикле «Первый дома» (Фома Брыль), комедии «Парадокс» (ученый-математик) и фильме-сказке «Правдивая история об Алых парусах» (продавец тканей).
Михаил Светин в фильме «Золотой теленок»
В 2010-м Михаил Светин в соавторстве с кинокритиком Еленой Алексеевой написал книгу «Разговоры по телефону: Мемуары». В ней артист в виде монологов и телефонных разговоров рассказал о жизненных ситуациях и комических случаях своей богатой творческой биографии, дополнив мемуары уникальными фотографиями. Последний фильм с участием Михаила Светина вышел в январе 2014 года на Первом канале. Это военная драма «Линия Марты», снятая режиссером Олегом Газе. Сюжетная линия – двойная, события развиваются в блокадном Ленинграде и в наше время. В картине снялись Алиса Фрейндлих и Василий Лановой. Светин сыграл Георгия Галанчика.
Знаковый период в карьере
Переломным моментом в собственной карьере Михаил Левитин считает 1978 год, когда он получил приглашение поработать в Московском театре миниатюр. Молодой режиссер вдохнул в это место новую жизнь. В театре, который давно потерял свой некогда высокий статус, стали появляться постановки по мотивам работ нетипичных для того времени драматургов Исаака Бабеля, Курта Воннегута, Габриэля Гарсии Маркеса, прочих талантливых авторов западной и отечественной прозы.
Михаил Левитин (режиссер) запомнился заядлым театралам тем, что стал первым постановщиком, который сумел грамотно реализовать пьесы настолько сложных для восприятия авторов, как Николай Олейников, Даниил Хармс, Александр Вернадский.
В начале 90-х уже именитый постановщик пьес основал Первый международный театральный форум, посвященный творчеству величайших современных драматургов. Таким образом, широкая аудитория получила возможность узнать, в каком направлении развивается отечественный театр, побывать на научных конференциях, познакомиться с новаторскими идеями в сфере режиссуры.
В 1987 году Михаил Левитин получил должность главного постановщика Театра миниатюр. Вскоре учреждение было переименовано в «Эрмитаж». С этого времени театр получил статус одного из самых популярных мест среди театралов.
Михаил Левитин: биография
Михаил Захарович Левитин появился на свет в Одессе в 1945 году. Когда мальчику исполнилось 16 лет, семья перебралась на постоянное жительство в Москву. Здесь парень поступил в Институт кинематографии. Окончив престижный вуз, молодой артист продолжил обучение в Государственном институте театра и сатиры, где постигал профессию режиссера под наставничеством известного постановщика Юрия Завадского.
Дипломной работой для Левитина стала режиссура пьесы в Театре на Таганке. Постановка пользовалась успехом у аудитории. В результате Михаилу удалось заявить о себе как о довольно серьезном постановщике.
После удачного дебюта в качестве режиссера, автор решил посвятить всего себя работе в театре. За 10-летний период с момента премьеры первой постановки Михаил Левитин поставил огромный список спектаклей. Пьесы режиссера вызывали настоящий ажиотаж среди зрителей в Москве и Ленинграде.
Вскоре постановщик отправился покорять Ригу, а затем и театральную сцену в прочих крупных городах бывшего Советского Союза.
Знакомство с Райкиным
Итак, студентом театрального вуза у Михаила стать не получилось, однако опускать руки упорный юноша не собирался. Однажды он натолкнулся на афишу «Гастроли театра Райкина». Призвав на помощь всю свою наглость, Светин твердо решил добиться встречи со знаменитым эстрадником. Выяснив, что звезда отдыхает в гостинице «Москва», он позвонил Райкину в номер, однако тот не пожелал с ним разговаривать.
Удивительно, но и после этого не сдался Михаил Светин. Биография звезды отечественного кино свидетельствует о том, что ему все же удалось подкараулить Райкина у гостиницы. Эстрадник сначала отказывался устроить прослушивание юному дарованию, однако Светину все же удалось убедить его дать ему шанс.
Важное для него прослушивание состоялось в театре Маяковского. Михаил так старался, что ему все же удалось произвести впечатление на Райкина, который согласился принять его в качестве ученика
Светин присоединился к вспомогательному составу, стал работать с Райкиным. Однако это сотрудничество продлилось недолго, так как молодой человек начал указывать другим, как им следует играть свои роли, после чего его выгнали. Тем не менее он остался благодарен судьбе за этот бесценный опыт.
«Чародеи»
Считается, что свою звездную роль Михаил сыграл в «Чародеях» — новогодней сказке, повествующей о чудесах, которые способна творить истинная любовь. В центре внимания необычный институт, в котором полным ходом идет изготовление волшебной палочки. Сотрудники готовы презентовать свое изобретение 31 декабря, однако враги директора института стараются помешать этому. Светин в этой музыкальной комедии воплотил образ Фомы Остаповича Брыля – маленького человека, имеющего свою личную трагедию. Известно, что такие роли особенно нравились мастеру перевоплощения.
Одесса – город, в котором снимались «Чародеи». Михаил Светин позже рассказал журналистам о том, что режиссер Константин Бромберг активно поощрял импровизацию на съемочной площадке. Многие удачные находки рождались прямо во время работы, царила атмосфера раскованности и свободы. Зрителям новогодняя сказка пришлась по душе, а многие актеры, снявшиеся в ней, в том числе и Светин, приобрели звездный статус.
Выбор жизненного пути
Михаил Светин – актер, которого сложно назвать баловнем судьбы, его дорога к славе оказалась долгой. Конечно же, мечта стать артистом пришла к будущей звезде еще в раннем детстве. Известно, что Михаила завораживал немой кинематограф, ему нравилось то, как актеры передавали свои мысли взглядами и движениями, а не словами. Неудивительно, что кумиром ребенка был Чарли Чаплин.
После школы Михаил стал студентом Киевского музыкального училища, освоил игру на гобое. Затем ему пришлось прервать обучение, так как его призвали в армию. Отдав долг Родине, Светин решил поступать в театральный, для чего отправился в Москву. К сожалению, столичные вузы не спешили распахнуть свои двери перед прирожденным комиком. Молодому человеку отказывали в приеме, ссылаясь на его маленький рост и дефект речи. Интересно, что рост Михаила Светина действительно составлял чуть более 150 см.
Уютный дом и крепкая семья
Терпение супруги Михаила Семеновича приводило в восхищение. Он был ей бесконечно благодарен за то, что она терпела их многолетние переезды и скитания, выносила все трудности, в одиночку справлялась с хозяйственными заботами, прощала ему его неуживчивость и бытовую неприспособленность.
Уходя в мир иной, бабуля произнесла слово «шкаф»: под ковром лежал ключ от ящика
Как использовать обратную психологию и заставить людей делать то, что вы хотите
Наблюдала за еврейской семьей и поняла, что успех их воспитания не в гиперопеке
Но и сам Михаил старался сглаживать острые углы и никогда не спорить с женой. В семье он был на удивление бесконфликтным. Когда возникали какие-то противоречия, Светин всегда уступал. Как он мог спорить с безмерно любимой женой? Ведь он ее по-настоящему обожал! Любая сложная ситуация в их семье быстро разрешалась, благодаря тому что Светин, стремясь не обидеть супругу, сам был готов пострадать.
Благодаря стараниям Брониславы Константиновны их дом был необыкновенно уютным и ухоженным. Дочь выросла, завела семью и уехала в Америку. С внучками, к сожалению, не получалось видеться так часто, как хотелось бы. Но они продолжали оставаться вдвоем и делать друг друга счастливыми.
Их знакомство
Они познакомились в 1958-м. В театре г. Камышина Светин репетировал в своем первом спектакле. Это был «Брак поневоле», где 28-летний актер играл лысого старичка, а красавица Бронислава, которой в то время было 17 лет, – его молодую супругу.
Невысокий и неказистый актер поначалу девушке совсем не понравился. Но он сразу решил, что женится на этой юной красавице. Несмотря на то что коллеги пытались его остановить, уверяя, что она ему не по зубам, Михаил не намерен был отступать. Эпизодические роли, которые ему поручались, он играл с таким вдохновением и самоотверженностью, что девушка не устояла. Не поддаться очарованию Светина оказалось невозможным. Когда он сделал ей предложение, девушка поначалу отказалось под предлогом, что ей необходимо подумать. Тогда он и прибегнул к своей знаменитой уловке, которую, шутя, называл потом шантажом. Он пригрозил, что женится на дочери коллеги. После этого Бронислава сразу согласилась.
Для больших цветов нужны были подставки, и муж просто сделал их из медной трубы
«Черная Багира»: фотограф рассказал, как он сделал этот, и другие снимки зверей
Как выглядит мама Анастасии Волочковой: они очень похожи
Михаил Левитин: личная жизнь
Прославленный режиссер, публицист и телеведущий всегда пользовался успехом у женщин. В свое время Левитину приписывали романы с десятками известных театральных артисток и киноактрис.
Михаил три раза состоял в браке. Наиболее удачным для режиссера оказался союз с одной из самых желанных женщин СССР – актрисой Ольгой Остроумовой. Этот брак успешно продолжался на протяжении 17 лет. У пары имеется дочь Ольга и сын Михаил, названные в честь родителей.
В конечном итоге Михаил был вынужден уйти из семьи. Причиной развода послужило желание супруги, которая упрекала режиссера постоянными изменами. Последней каплей для жены артиста Ольги Остроумовой стало появление у Левитина ребенка на стороне.
В настоящее время режиссер ведет холостяцкую жизнь. Согласно утверждениям Михаила, неблагополучные браки заставили его переосмыслить жизнь и расставить правильные приоритеты. Сегодня наивысшей ценностью для Левитина является личная свобода.
Личная жизнь
Плотный график актера в театре и на киностудии не помешал ему создать крепкую и счастливую семью. В 1959 году Михаил Светин женился на театральной актрисе Брониславе Проскурниной, выходившей с ним на сцену ленинградского Малого драматического театра. Артисты встретились в Камышине, и, несмотря на разницу в возрасте (Проскурнина моложе Светина на 12 лет), они прожили душа в душу 57 лет.
Михаил Светин с женой, дочерью и внучкой
В браке появилась единственная дочь артиста Светлана Светина. Она родила Михаилу Семеновичу двух внучек – Анну и Александру, по которым дедушка очень скучал. Дочь вышла замуж и эмигрировала в Америку. Внучки Михаила Светина – творческие личности. Аня – выпускница художественной академии, Саша – копия дедушки, у нее отличный музыкальный слух, девушка играет на гитаре и фортепиано, поет, участвует в мюзиклах и спектаклях. Брат Михаила Светина – Леонид Гольцман – музыкант-гобоист, педагог и концертмейстер. Живет в Израиле.
Театральные работы
- «Слон» А. Копкова
- «Смешные истории с маленькими неприятностями»
- «Виновник торжества» Б. Рацера и В. Константинова — Вадим Петрович
Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского (1966—1970)
- 1966 — «Дурочка» (Лопе де Вега) — Турин, слуга Лисео
- 1966 — «Димка-невидимка» (В.Коростылёв, М. Львовский) — Дедушка Гали и Васи
- 1966 — «Страшный суд» (В. Шкваркин) — Изнанкин
- 1966 — «Денис Давыдов» (В. Соловьёв) — Фома, крестьянин-партизан
- 1966 — «Английский характер» (Чисто английское убийство) (С. Хэйр, И. Романович) — профессор Ботвайн
- 1967 — «Варвары» (М. Горький) — Гриша Редозубов
- 1967 — «Традиционный сбор» (В. Розов) — Голованченко
- 1967 — «Великий волшебник» (В. Губарев) — пират Кошачий зуб
- 1968 — «Дом сумасшедших» (Э. Скарпетта) — Феличе
- 1968 — «Разбойники» (Ф. Шиллер) — Даниель
- 1968 — «Звонок в пустую квартиру» (Д. Угрюмов) — Дубровский
- 1969 — «Испанский священник» (Дж. Флетчер) — Дьего
- 1969 — «Апрель начинается в марте» (В. Осипов) — Босяк
- 1969 — «Пеппи Длинныйчулок» (А. Линдгрен) — Полицейский
Ленинградский областной Малый драматический театр (1970—1980)
- 1971 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, реж.: Ю. И. Ермаков — Мартын Прокофьич Нароков, старик, (премьера — 3 февраля 1971)
- 1972 — «О женщине» Э. С. Радзинского, реж. Юлий Дворкин — Иван Францевич, (премьера — 25 апреля 1972)
- 1972 — «Странная особа» В. К. Константинова, Б. М. Рацера, реж.: Ю. И. Ермакова, В. В. Петрова — Данилов, (премьера — 13 июня 1972)
- 1973 — «Карлсон снова прилетел» Астрид Линдгрен, реж.: В. В. Ваха — Карлсон
- 1974 — «Инцидент» Николаса Э. Баэра, реж.: Ефим Падве — Билл Уилкс
- 1976 — «Проводы» И. М. Дворецкого, реж.: Ефим Падве — Плинер
Санкт-Петербургский театр комедии (1980—2015)
Гримуборная в Театре Комедии, посмертно закреплённая за Михаилом Светиным
- — «Баня» В. Маяковского — Победоносиков
- 1980 — «Теркин-Теркин» А. Твардовского — несколько эпизодов
- — «Сказка Арденского леса» Ю. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится», режиссёр Пётр Фоменко — герцог Фредерик, узурпатор
- — «Гарольд и Мод» К. Хиггинса — Бернар
- 1982 — «Характеры» В. Шукшина — Ефим Пьяных
- — «Варлам, сын Захария» Инги Гаручавы и Петра Хотяновского — Арестант
- 1983 — «Льстец» К. Гольдони — Бригелла
- 1983 — «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова — отдыхающий
- 1983 — «Мельница счастья» В. Мережко — Сербушкин
- — «Всё могут короли» С. Михалкова, режиссёр Юрий Аксёнов — Попов, член комиссии
- 1984 — «Синее небо, а в нём облака» В. Арро — Ветлугин
- 1984 — «Тень» Е. Шварца, режиссёр Юрий Аксёнов — Министр финансов
- — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — сэр Тоби Бэлч
- 1986 — «И. О.» У. Умарбекова — Кузубай
- — «Даёшь Америку!» А. Копкова, режиссёр Михаил Скоморохов — Мочалкин, мечтатель о буржуазной жизни (бенефис артиста в 1999 году, к 40-летию творческой деятельности)
- — «Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, режиссёр Татьяна Казакова — Бени, сосед
- — «Дон Педро» С. Носова, режиссёр Татьяна Казакова — Григорий Васильевич
- — «Тень» Е. Шварца, режиссёр Татьяна Казакова — Министр финансов
- — «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, режиссёр Татьяна Казакова — Иван Антоныч Расплюев, сосед и приятель Кречинского
Смерть
В августе 2015 года 84-летнего Михаила Светина доставили в Гатчинскую районную больницу. Госпитализировали актера в воскресенье прямо из дачи в Вырице, где он отдыхал с женой и неожиданно потерял сознание. Неотложка доставила Светина в больницу, где врачи заподозрили инсульт и положили больного в реанимационную палату.
Михаил Светин в последние годы
Вызванный из Санкт-Петербурга нейрохирург сделал Светину операцию, но его состояние ухудшалось. Перевозить Михаила Светина в институт им. Поленова, где он давно наблюдался, не позволили. Надежды родных и друзей на выздоровление не оправдались: смерть наступила 30 августа. Ее причиной стал геморрагический инсульт.
Могила Михаила Светина
Похороны Михаила Светина состоялись 2 сентября. Попрощались с актером в родном Театре комедии имени Н. П. Акимова. Могила артиста находится на санкт-петербургском Серафимовском кладбище, памятник сделан по эскизу внучки-художницы Анны. На постаменте сидит грустный клоун, горестно обхвативший голову руками.
Переезды
Работая в провинциальном Камышине, они мечтали о большой сцене. Переезжали из одного города в другой, побывав в Иркутске, Кемерово, Петрозаводске, Петропавловске, Киеве… Быть музой и «броней» для Светина оказалось очень непросто. Он переходил из театра в театр, нигде подолгу не задерживаясь из-за своего скверного, неуживчивого характера. Он постоянно ссорился с режиссерами. Позже, снимаясь в кино, он сумел поссориться и с Рязановым, и с Данелией, и с Гайдаем.
Молодожёны хотели пригласить на свадьбу 30 человек: в итоге их было 16 000
От бабушки нам досталось старое пианино: превратили его в роскошный бар (фото)
Сколько воды нужно? Если вы едите мало фруктов, вода не справится с увлажнением
К началу шестидесятых, когда чета переехала в Ленинград, они успели сменить семь театров в разных городах. В то время кормилицей семьи была Бронислава. Они не имели своего угла, ютились по съемным квартирам. Когда родилась дочь (1965), ее пришлось оставить у родителей Светина в Киеве. Несмотря на осаждающие его неудачи, Светин не позволял себе раскисать, всегда верил в успех. Они с женой жили очень дружно, постоянно поддерживая друг друга. После участия в съемках «Чародеев» (1982) молодой актер получил наконец комнату в коммуналке.
Биография
Михаил Семёнович Светин (при рождении — Михаил Соломонович Гольцман) родился 11 декабря 1929 года (по другим источникам — 1930 года) на Малой Житомирской улице в Киеве в семье рабочего Соломона Исааковича Гольцмана, мать работала воспитательницей детдома. Бабушка и дедушка со стороны отца до революции владели бакалейным магазином в Крыжополе и считались весьма состоятельными людьми.
Из Киева семья эвакуировалась незадолго перед тем, как в город вошли (вслед за лечащимся в санатории в Алупке от туберкулёза Мишей уехали мать с братом Лёней). Семья воссоединилась в Ташкенте. В Киев вернулись уже после войны.
Служил в военном оркестре и батальоне самоходных артиллерийских установок (САУ) в Умани, после демобилизации продолжил учёбу на третьем курсе Киевского музыкального училища.
В 1955 году окончил Киевское музыкальное училище по классу гобоя. После окончания училища некоторое время преподавал музыку в средней школе, сделал две безуспешные попытки поступить в ГИТИС и Театральный институт имени Бориса Щукина. В качестве актёра служил в театрах Камышина, Кемерова, Петропавловска, Иркутска, Пензы, Петрозаводска. Некоторое время проработал в Театре Аркадия Райкина.
В интервью Светин рассказывал, что свою настоящую фамилию ему пришлось сменить в процессе трудовой деятельности в кино и театре по независящим от него причинам. В качестве основы псевдонима послужило имя его дочери Светланы. Официально сменил паспорт на новую фамилию в 1983 году.
В 1964 году поступил в труппу Киевского театра музыкальной комедии. С 1970 года служил в Малом драматическом театре в Ленинграде.
Кинослава пришла к актёру в начале 1980-х годов после выхода на экраны популярных фильмов «Чародеи» и «Любимая женщина механика Гаврилова». После этих фильмов о Светине стали говорить как о «короле эпизода», пригласили на работу в ленинградский театр и предоставили квартиру в центре города. В Ленинградском театре комедии им. Н. П. Акимова Михаил Светин служил с 1980 года и до конца жизни. Спектакли с его участием — «Трудные люди» (Бони), «Дон Педро», «Тень» и другие — пользовались неизменным успехом у зрителей.
23 августа 2015 года 85-летний (по другим источникам — 84-летний) актёр был доставлен в Гатчинскую центральную районную клиническую больницу с подозрением на инсульт. Экстренная операция не увенчалась успехом. В воскресенье, 30 августа 2015 года, Михаил Семёнович Светин скончался после тяжёлой болезни. Прощание с актёром состоялось 2 сентября в Театре комедии им. Акимова. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
Семья
Брат — Леонид Соломонович Гольцман (род. 1937), украинский и израильскийгобоист, концертмейстер и музыкальный педагог.
- Жена — Бронислава Константиновна Проскурнина (род. 1941; в 1959—2015 годах), актриса Санкт-Петербургского Малого театра;
- дочь Светлана Михайловна Светина (род. 1965), замужем за программистом, проживает в США (Нью-Джерси);
- внучки Анна и Александра.
Признание и награды
Заслуженный артист РСФСР (24 августа 1987)
- Народный артист Российской Федерации (13 июня 1996)
- Орден Почёта (29 октября 2004) — за заслуги в области театрального искусства и многолетнюю плодотворную работу
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 октября 2009) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
Смена фамилии
Некоторое время Михаил гастролировал по городам, выступал на провинциальных подмостках в Иркутске, Петропавловске, Кемерово, Пензе. На короткий срок ему удалось устроиться в Киевский театр оперетты, однако вскоре актера выгнали и оттуда. Это решение было связано с возникновением национального вопроса.
Михаил Соломонович Гольцман – настоящее имя актера. Светин – фамилия, которую он использовал в качестве сценического псевдонима. Не исключено, что именно история с театром заставила комика официально отказаться от фамилии родителей и стать Светиным. Интересно, что поменял он и отчество, сделавшись Михаилом Семеновичем.
Семейная жизнь легендарного актера
Невзирая на успешную карьеру, Светин преуспел и в создании прочной семьи. Женой Михаила Семеновича стала Бронислава Проскурина. Она была знаменитой актрисой драматического театра. Встреча состоялась в Камышине. Ничто не помешало прожить им вместе более пятидесяти лет.
В 1983-м Михаил Семенович и сменил паспорт, подобрав себе псевдоним в честь собственной дочери, которую назвали Светланой. Дочь артиста подарила знаменитому отцу двух внучек. Муж ее работает программистом в Америке. Поэтому Светлана жила в Нью-Джерси. В интервью Светин часто жаловался, что скучает по родным, которых редко видел.
Дебют в качестве прозаика
В 70-х Михаил Левитин принял решение совмещать занятие театральной режиссурой с писательской деятельностью. В этот период автор дебютировал в качестве прозаика. Первой работой артиста, которая была вынесена на суд широкой аудитории, стал рассказ «Итальянское счастье». В 1979 году рукописное творение Левитина опубликовали в популярном издании «Неделя».
Сегодня Михаил Захарович имеет статус одного из наиболее талантливых отечественных прозаиков. Артист является автором десятков книг и публикаций, входит в Союз писателей России. Его работы неоднократно появлялись в авторитетных журналах, таких как: «Театр», «Нева», «Октябрь», «Знамя».
Михаил Левитин неоднократно удостаивался номинаций на престижнейшую отечественную премию «Букер», которой награждаются успешные деятели в области литературы. Всемирную славу прозаику принесли романы «Плутодрама», «Сплошное неприличие», «Убийцы, вы дураки». Многие работы автора являются частью постоянного репертуара театра «Эрмитаж».
Список источников