Согласно индийской статистике, ВВС страны теряют вследствие ЧП, аварий и отказов техники больше пилотов МиГ-21 в мирное время, нежели в военное.
Утверждение индийской стороны, что командир звена Абхинандан Вартхаман сбил более новый пакистанский многоцелевой истребитель F-16, пилотируя морально устаревший МиГ-21 (пусть и относительно свежей модификации Bison), вызывает недоверие и споры. Тем не менее, постоянные происшествия с МиГами древней советской разработки все более убедительно демонстрируют: истребителю этого типа пора на заслуженный отдых.
Помимо потерянного в схватке с пакистанскими истребителями, еще один индийский МиГ-21 разбился 8 марта во время обычного планового следования по маршруту. Как сообщается, МиГ взлетел с авиабазы Нале в штате Раджастан и потерял управляемость и врезался в землю после столкновения с птицей.
В свое время МиГ-21 стал революционным боевым самолетом и не раз доказал свою эффективность в целом ряде войн. Тем не менее, репутация этой машины-ветерана в последние годы не на высоте: только одни индийские ВВС потеряли за все время эксплуатации примерно 480 МиГов различных типов, при этом погибли около 200 пилотов и 40 других человек в катастрофах, вследствие чего МиГ-21 получил неофициальное прозвище «летающий гроб».
Эту машину уже давно прекратили выпускать на авиазаводах во всех странах мира, производивших ее прежде. Есть данные о 113 самолетах данного типа, эксплуатируемых по сей день индийскими ВВС, а всего они получили с 1963 года 1200 машин типа МиГ-21.
Как ни печально, потери индийских ВВС «двадцать первых» более многочисленны в мирное время, а не в ходе военных конфликтов. Согласно статистике, к сегодняшнему дню во время боевых столкновений было потеряно 135 индийских истребителей данного типа. Как утверждает национальное министерство обороны, наибольшее число(63 МиГа разных типов) потеряны индийскими ВВС в ходе конфликта с Бангладеш в 1971 году. На второй позиции по потерям – война 1965 года с Пакистаном (50 самолетов), на третьем месте – Каргильская война (инцидент на индо-пакистанской границе в 1999 году), когда было потеряно два МиГа. Во время войны с Китаем 1962 года не было зафиксировано потери ни одного МиГа.
Из отчета индийского Совета штатов следует, что только в период 1971-72 годов из 872 МиГов, приобретенных индийскими ВВС, 380 были потеряны в авариях. И если взглянуть в целом, то из общего количества 1050 авиакатастроф с участием индийских ВВС 480 были связаны с МиГами различных типов. Первоначально Индия планировала списать все МиГи-21 к середине 1980-х, но вместо этого их решили проапгрейдить до относительно современной модификации «Бизон», оснастив мощным многорежимным радаром, улучшенными авионикой и средствами связи.
В 2011 году специалисты индийских ВВС проанализировали 1000 авиапроисшествий, зафиксированных за последние десятилетия. В итоге выяснилось, что ошибки пилотов стали причиной 39% подобных аварий, технические неполадки вызвали 39,5% авиакатастроф, птицы стали причиной потери самолета в 9% случаев, 1,5% ЧП стали следствием ошибок наземного персонала, и в 0,6% случаев вина лежала на совести компаний «Хиндустан аэронотикс».
Правительство Индии утверждает, что с 2007 по 2013 годы в аварии попали 34 МиГа разных типов. А с апреля 1999 по апрель 2004 года разбились 76 МиГов, при этом были потеряны 35 летчиков и пятеро гражданских.
Имеется и другая статистика: за десятилетие с 1990 по 2000 год национальные ВВС утратили 172 МиГа различных типов, при этом погибли 35 пилотов. Основной причиной трагических ЧП называют неисправность техники, человеческий фактор и столкновения с птицами.
По мнению индийских авиационных экспертов, истребители советской разработки МиГ-21 были устаревшими уже к концу 20 столетия, несмотря на всевозможные обновления и продление сроков эксплуатации. Индия планирует начиная с 2022 года постепенно снимать эти истребители с вооружения наряду с МиГ-23 и МиГ-27. На первое время для пополнения дряхлеющего на глазах самолетного парка национальных ВВС будут закуплены легкие многоцелевые истребители-бомбардировщики четвертого поколения «Тэджас» (разработка «Хиндустан Аэронотикс») и «Рафаль» (французский концерн «Дассо»).
О МиГ-21
МиГ-21 (разработка Микояна и Гуревича) – сверхзвуковой реактивный истребитель и самолет-перехватчик, разработанный в Советском Союзе. Индия приобрела первый самолет МиГ-21 в 1961 году, а затем производством этих самолетов занялась компания “Хиндустан аэронотикс”.
У МиГ-21 были проблемы с безопасностью, но последние примерно 50 лет он был основой индийских ВВС. Из-за низких операционных и эксплуатационных расходов МиГ-21 получил прозвище “народный истребитель”. Однако в последующие десятилетия из-за числа аварий его прозвали “летающим гробом” и “поставщиком вдов”.