Процессинг
Чтобы освободить Фредди от влияния прошлого, Мастер проводит с ним процессинг (так в дианетике называется проработка).
Интерпретации одного из упражнений я посвящал отдельное видео.
Сейчас я поясню только самое непонятное упражнение, когда Фредди ходит от стены к окну.
Данное упражнение представляет собой телесно-ориентированный процесс, цель которого – поместить человека в момент «здесь и сейчас». Процесс выполняется от 4 до 8 часов. Испытуемый должен выполнять команды напарника: перемещаться в пространстве, прикасаться к предметам и описывать их.
В «Дианетике 55» этот процесс называется «Выбор мест в пространстве»
В книге «Анализ ума» Денниса Стивенса этот процесс называется «Возмещение важности». В книге Майкла Райтера этот процесс называется «Трехмерная ходилка»
Для чего всё это нужно?
Согласно дианетике, травмирующие события прошлого, сохранившись в бессознательной памяти, мешают человеку действовать свободно и достигать поставленных целей. Эмоциональный заряд, связанный с этими событиями, искажает работу ума, восприятия и нарушает связь с телом
Из-за этого связь человека с реальным миром ослабевает, и большую часть своей жизни он проводит внутри построений своего собственного ума, наделяя их особой важностью
Например, для Фредди особую важность имеет Дорис, его прошлое решение не возвращаться к ней, болезнь матери, смерть отца. Эти важности, находящиеся в прошлом, мешают ему действовать в настоящем, лишают его полноценной связи с моментом «здесь и сейчас», со своим телом и своим восприятием
Чтобы нормально развиваться и действовать, важность должна быть сконцентрирована в настоящем моменте. Показанный процесс, по мнению приверженцев дианетики, восстанавливает нормальную связь субъекта с его телом, переносит важность к текущему моменту и возвращает индивиду контакт с физической реальностью
Показанный процесс, по мнению приверженцев дианетики, восстанавливает нормальную связь субъекта с его телом, переносит важность к текущему моменту и возвращает индивиду контакт с физической реальностью
Главный герой, не вызывающий симпатии
Прошедший век, 50-е годы. Ветеран второй мировой войны, моряк в отставке Фредди Куэлл не находит своего места в послевоенной гражданской жизни. Героя сложно назвать приятным человеком: неудачник со скверным характером, алкоголик, невоспитанный субъект с неуравновешенной психикой и дурной наследственностью, почти шизофреник. Отсутствие семьи, друзей делает Фредди асоциальным одиночкой без всякого смысла существования.
Такие личности никому в этом мире неинтересны. Тем легче они попадают в сети различных культовых организаций. Секты с удовольствием подбирают на бескрайних просторах потерянные души. Их руководители имеют полный набор готовых ключей, а волшебная формула всегда работает:
Критика
Лента, наверное, оставила у меня пока самое глубокое впечатление на этом фестивале. Это большое кино, готовая американская классика. Это мультиуровневое, глубокое и насыщенное произведение. Чтобы по-настоящему оценить его, даже мне, подготовленному зрителю, потребуется посмотреть «Мастера» ещё не раз. К великому счастью, вчера «Мастер» демонстрировался на 70 мм. Это абсолютно потрясающе. Снято шедеврально, композиция изысканна, картинка блестящая. Изумительно воссоздана ретро-фактура — дотошно и детально.
Алексей Простяков, «КиноБизон»
Сразу же после релиза ленты на Венецианском киносмотре «Мастер» стал едва ли не главным культурным феноменом года в США. Восторженные журналисты предсказывали ему главный приз фестиваля, но фильм отделался призами за лучшие мужские роли и режиссёрскую работу. Некоторые СМИ сообщали, что Андерсон не забрал «Золотого льва» исключительно потому, что уже получил большое количество ключевых наград.
Американская премьера картины встретила практически единогласное одобрение критиков. Публиковались реплики о том, что «Мастер» — лучший фильм П. Т. Андерсона и буквально второй «Гражданин Кейн». Иностранные обозреватели были более сдержаны, заявив, что шумиха вокруг фильма преувеличена.
По мнению Кэри Дарлинг из The Dallas Morning News, «Мастер» может войти в историю, как одна из самых неотразимых работ П. Т. Андерсона, во многом благодаря актёрским работам Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана. Ей вторит Лиза Кеннеди из The Denver Post: «„Мастер“ настолько же смешан, насколько изумителен». Согласно словам Кеннеди, Андерсону удалось поймать дух 1950-х годов.
Критики особенно отмечают актёрские перевоплощения Феникса и Хоффмана. Репортёру газеты Globe and Mail Лиаму Лэйси работа Феникса напомнила Монтгомери Клифта, а сотрудник Newsday Рэйфер Газман назвал Хоффмана «блистательным». Многие критики назвали эту роль Феникса лучшей в его карьере.
При подведении киноитогов 2012 года авторитетнейший британский киножурнал Sight & Sound признал «Мастера» лучшим фильмом уходящего года.
Сам Пол Томас Андерсон так отзывался о собственном проекте: «Это история о том, как люди встречаются, как между ними возникает любовь и как развиваются их бурные отношения. Это отец и сын, не хозяин и слуга, а именно двое любящих друг друга людей. Что само по себе дает огромное пространство для повествования».
История
Согласно информации на сайте ПрофиСинема и на сайте самой кинокомпании, кинокомпания «Мастер-фильм» была создана в 1996 году. Однако на сайте Аниматор.ру указывается, что «Общество с ограниченной ответственностью Кинокомпания Мастер-Фильм создано в 1995 году», также указывается, что кинокомпания создана в 1995 году в некрологе одного из её создателей Вячеслава Маясова. В некоторых источниках указывается, что общество с ограниченной ответственностью «Кинокомпания «Мастер-фильм» зарегистрировано в 1992 году.
Согласно Энциклопедии отечественной мультипликации, кинокомпанию «Мастер-фильм» создал в 1996 году Александр Герасимов совместно с Вячеславом Маясовым, Герасимов стал генеральным продюсером кинокомпании, а Маясов стал генеральным директором кинокомпании. С сентября 2006 года после смерти Вячеслава Маясова, Герасимов является одновременно генеральным директором кинокомпании «Мастер-Фильм».
В октябре 2006 года Александр Герасимов зарегистрировал общество с ограниченной ответственностью «Cтудия «Мастер-фильм».
По информации на сайте ПрофиСинема, кинокомпания «Мастер-Фильм», студия «Мастер-Фильм», а также «Фонд социально-культурных программ «Губерния» объединены в кинематографический холдинг «Мастер-Фильм».
Фредди
Фредди – мастер по приготовлению ядерных алкогольных смесей. Он пьет их, наказывая себя за что-то, убегая от какой-то невыносимой правды и блокируя свою боль. Он в чем-то винит себя, и заигрывает со своим желанием себе навредить.
Как ни странно, несмотря на то, что Фредди – персонаж отталкивающий и непривлекательный, он пользуется вниманием женщин. Причина этого кроется в мифологическом значении данного персонажа, о чем я скажу в конце
Нападение на бизнесмена
Инцидент с нападением на бизнесмена станет понятным, если прислушаться к звуковому фону. Где-то вдалеке слышен детский плач, и видно, что он мешает Фредди сосредоточиться, раздражает его. В результате он выходит из себя и вымещает свой гнев на бизнесмене.
Плачущий ребенок – это внутренний ребенок мужчины, которому когда-то было запрещено плакать, но который так и не получил той любви, в которой нуждался. Поэтому мужчины не выносят детский плач.
Бизнесмен удивительно похож на Ланкастера Додда, с которым Фредди суждено встретиться, однако его играет другой актёр. Этому эпизоду вторит сцена, в которой Фредди фотографирует Мастера.
После конфликта с бизнесменом Фредди убегает и ему приходится сменить работу. Мы наблюдаем дурной цикл, в котором он живет: выпить, ввязаться в скандал и убегать от преследования. Это сценарий, обусловленный травматическими событиями его прошлого. В дианетике такие отклонения от рационального поведения называются аберрациями.
Мастер: «Ты аберрирован».
Отравление «отца»
Фредди сменил работу и теперь мы видим его на капустном поле. По сценарию, это должно было быть поле сахарной свёклы; на этом предприятии Фредди работает химиком. Соответственно, у него есть хорошая возможность делать самогон.
Во время вечеринки он замечает старика, похожего на его отца и предлагает ему выпить. 17:13.
По дружелюбному отношению Фредди к старику можно сделать вывод, что Фредди любил отца и нуждался в нем. Но волей или неволей, Фредди отравляет старика, реализуя свою бессознательную агрессию в отношении отца. Вероятно, при своей любви к отцу, Фредди также носил в себе какую-то тяжелую обиду на него.
«Как умер твой отец? – Спился»
Если отец пьет, значит, у него проблемы с самореализацией. Мужчина реализует себя только в каком-либо Деле. Тот, кто пьет, не может делать дело и не может научить делу. Так что, часть своих проблем Фредди унаследовал от отца.
Корабль
Но Фредди повезло, и, в очередной раз убегая от своих преследователей, он оказался на корабле с Ланкастером Доддом, который не только заменит ему отца, но и станет учителем.
Додд принимает его, т.к. узнал в нём знакомое лицо.
«Никак не вспомню, где же мы с тобой виделись» (24:12)
Эту фразу он повторяет несколько раз на протяжении фильма. Узнавание – это важный акт в процессе поиска родственной души. Если мы узнаём кого-то, это значит, что нас с этим человеком что-то объединяет. Самая глубинная основа, которая нас объединяет друг с другом, есть наша подлинная Родина.
«Я влюблён».
Неслучайно влюблённые испытывают ощущение, что уже очень давно знакомы со своим возлюбленным. Это ощущение родства, но родства не по плоти, а по духу.
Учитель узнаёт ученика так же, как отец узнаёт сына. У Ланкастера Додда есть и родной сын, Вэл, и зять, Кларк, но никто из них не может стать учеником Мастера. Родной сын Додда — потенциальный предатель. Когда полицейские приходят за Мастером, Вэл готов сдать им своего отца.
Кларк, зять Додда, подкаблучник; он делает то, велит жена.
Фредди совершенно другой. Он не предатель, он умеет ограничивать волю женщины, он потенциальный лидер, он готов служить общему Делу и защищать учителя.
Поэтому Мастер делает Фредди своим протеже, даёт ему возможность подняться до уровня учителя.
Отношения с матерью
Во время неформальной проработки мы узнаём другие детали из личной жизни Фредди. Его мать попала в сумасшедший дом и Фредди воспитывался теткой по имени Берта, которая потом его совратила. 42:20
Это тоже заложило в нем определенные сценарии, влияющие на его поведение. Он боится стать безумным, как мать, пьет, повторяя модель поведения отца и считает себя подонком.
Дорис
Наверное, самый значимый внутренний конфликт Фредди связан с Дорис. С одной стороны, он хочет быть с ней, а с другой – считает себя недостойным ее любви. Она слишком чиста для него. Кроме того, ей было всего 16 лет. Поэтому он ушел от нее.
Итак, Мастер увидел в Фредди потенциального ученика и делает его своим протеже, приближенным. Понятно, что ближайшее окружение учителя не может не отреагировать на это.
Они заметили, что Фредди влияет на Мастера:
«Ты вдохновляешь его»
и будут пытаться помешать их сближению.
Сюжет
Действие картины происходит в 40-50-е годы XX века. Главный герой, моряк, воевавший в Японии во время Второй мировой войны, а ныне простой бродяга-алкоголик Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), только что демобилизовался, и вспоминает все радости жизни на «гражданке», где он устраивается на работу в обычное фотоателье. В свободное время он делает сильный алкогольный напиток собственного приготовления. Куэлл обладает ярко выраженным посттравматическим стрессовым расстройством, мешающим ему спокойно общаться с людьми.
На корабле, плывущем по заливу Сан-Франциско, Куэлл знакомится с могущественным и харизматичным создателем религиозного движения «Истоки» Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман). Додд предлагает Фредди остаться на свадьбу его дочери Элизабет (Эмбир Чайлдерс). Таким образом и начинается их совместное многолетнее сотрудничество. «Учитель» проводит экспериментальные тесты на своём подопечном, тот, в свою очередь, путешествует с ним и его семьёй по всей Америке, распространяя повсюду веру «Истоков».
Однажды на пороге дома Хелен Салливан (Лора Дерн), владелицы штаб-квартиры «Истоков» в Филадельфии, появляется полицейский отряд, в приказы которого входил арест «Учителя» за организацию нелегальной религиозной школы. Фредди в гневе не желает отпускать его, ввязывается в драку с офицерами и попадает за решётку вместе с Доддом. После освобождения из тюрьмы члены «Истоков» всё больше подозревают Куэлла в том, что он либо сумасшедший, либо двойной агент.
После успешного прохождения нескольких экзаменов Куэлл отправляется с «Учителем» в Финикс, на презентацию новой работы Додда под названием «Раздвоенная сабля» (англ. Split Saber). Там, во время очередного испытания, Фредди обманывает своего наставника и, не сказав ничего, на мотоцикле направляется в родные места, чтобы навестить любовь своей юности — Дорис Солстад (Мэдисен Бити). Там Куэлл с разочарованием узнаёт, что Дорис с семейством уже несколько лет проживает в Алабаме.
Проходит некоторое время. Додд обнаруживает местоположение Куэлла, сообщает ему по телефону, что теперь он с «Истоками» расположился в Англии и настаивает на том, чтобы его ученик срочно навестил его. Возбуждённый Фредди оказывается в его кабинете спустя несколько дней, но Пегги (Эми Адамс), жена Ланкастера, заявляет, что ему больше не место в рядах их движения. Додд, наконец, понимает, что супруга права и в финальной сцене ставит перед Фредди ультиматум: посвятить «Истокам» всю жизнь или идти своей дорогой.
Создание
Съёмочная группа фильма «Мастер» на 69-м Венецианском кинофестивале, сентябрь 2012 года
После триумфа «Нефти», предыдущего проекта Андерсона, режиссёр принялся за работу над сценарием тогда ещё безымянного фильма об основателе новой религиозной организации 1950-х годов. На главную роль приглашался постоянный актёр Андерсона Филип Сеймур Хоффман, который в итоге и сыграл предназначенную ему роль. Вскоре после этого Андерсон сообщил, что находится в затруднительном финансовом положении, и съёмки откладываются на неопределённый срок.
В феврале 2011 года дочь миллиардера Ларри Эллисона, Меган, согласилась стать продюсером «Мастера». Андерсон заявил, что идея о создании подобной картины крутилась у него в голове 12 лет. Для написания сценария режиссёр использовал ранние наброски «Нефти», истории актёра Джейсона Робардса о том, как много он пил в дни войны, находясь на службе в военно-морском флоте, и биографии Джона Стейнбека и Рональда Л. Хаббарда, основателя саентологии. Сценарий, по словам Андерсона, неоднократно переписывался.
На роль Фредди Куэлла рассматривался Джереми Реннер, а роль Пегги Додд предлагали Риз Уизерспун. Съёмки начались в июне 2011 года в Калифорнии в городах Вальехо и Сакраменто, а также на верфи Mare Island NSY. В конце июня съёмки проходили в начальной школе Hillside в Беркли. Оператором первоначально был утверждён старый друг Андерсона Роберт Элсвит, но позже его заменил Михай Малаймер-младший. Музыку написал участник группы Radiohead Джонни Гринвуд, уже работавший с Андерсоном на съёмочной площадке «Нефти».
Примечательно, что Андерсон специально прибегнул к использованию 65-mm негативной плёнки (70-mm прокатный позитив), которая не применялась с 1996 года, когда был снят «Гамлет» Кеннета Браны. Андерсон так прокомментировал это:
Мы экспериментировали с форматом, играли с разными инструментами. В какой-то момент попробовали старую камеру, и нам показалось, что это ровно то, что нужно. Она страшно стрекотала — кажется, в фильме её стрекот так и остался бы слышен, если бы мы не прикрыли его звуками вентиляторов. |
Том Круз, известный саентолог и близкий друг Андерсона, был недоволен тем, под каким углом режиссёр взглянул на тему зарождения саентологии. Чтобы избежать конфликта с Крузом, игравшим у него в «Магнолии», Андерсон показал ему рабочую версию картины. Режиссёр прокомментировал это так: «Круз посмотрел фильм. Это останется только между нами. Все прекрасно, впрочем».
Срыв
Со временем, Фредди становится полноценным участником миссии, но однажды срывается и сбегает от Мастера.
Почему это произошло?
Фредди бросил пить, стал полноценным членом общества и теперь почувствовал себя достойным встретиться с Дорис. Наверняка, в его решении уйти свою роль сыграла установка, которую внушила ему Пегги.
Разумеется, Дорис не стала несколько лет его ждать и вышла замуж. Для девушки в большинстве случаев важнее выйти замуж, чем жить ради какой-то идеи или ждать свою «единственную любовь». Женщины очень практичны и предпочитают синицу в руках.
Отправившись к Дорис, Фредди решил исправить ошибку, которую совершил когда-то. Но к сожалению, исправление прошлых ошибок само является ошибкой.
Почему? Дело в том, что мы не совершаем ошибок. Это важная мысль, осознание которой избавит вас от многих проблем и напрасного самобичевания. Разумеется, речь не идет о каких-то серьезных преступлениях. Мы говорим о ситуациях вроде той, когда нам вдруг приходит мысль, что вот с той девушкой или с тем мол.человеком наша жизнь была бы гораздо лучше. Мы начинаем думать, что могли когда-то поступить иначе, и постоянно виним себя за это, зацикливая свою жизнь на прошлом событии и запирая себя в тюрьме собственных фантазий.
Важно осознать, что на самом деле, мы поступить иначе не могли, потому что в тот момент у нас был другой уровень осознанности и мы иначе оценивали ситуацию. Можно сказать, что мы всегда поступаем наилучшим образом
Наилучшим – для того уровня развития, на котором мы в данный момент находимся.
Конечно, потом мы можем стать умнее и будем считать, что поступили так по глупости, но это не означает, что мы могли поступить иначе. На тот момент — не могли. Поэтому нелепо себя за это винить.
Так что, Фредди отправившись к Дорис, совершает бессмысленный и глупый поступок. Пытаясь исправить ошибку в отношениях с Дорис (якобы ошибку), он предаёт учителя. Неудивительно, что в итоге, увидев, что он и Дорис не получил, и учителя потерял, он начинает винить себя еще больше и спивается.
«Истоки» и сайентология
Параллели со скандальным движением Церковь сайентологии и его лидером Роном Хаббардом возникли у журналистов и общественности еще до выхода фильма The Master в свет. Надо сказать, аналогии весьма обоснованные и похожие на правду.
Официальная версия Пола Андерсона: прямой связи сюжета с историей жизни Р.Л. Хаббарда нет, есть общий интерес к зарождению культов в послевоенное время. Тем не менее очевидные совпадения по времени, биографическим деталям, философским взглядам и даже внешности подтверждают: прототип лидера «Истоков» Ланкастера Додда — Роналд Хаббард собственной персоной.
Фальшивые пророки не впервые возникают в работах Андерсона, эта тема действительно привлекает его внимание. Как возникают духовно-религиозные культы и отчего становятся столь популярными?
Великий и успешный
Рецепт успеха очень прост: чтобы стать великим, достаточно придумать собственную религию. Многие миллионы людей разного пола, возраста, национальностей чувствуют свою неприкаянность в этом мире. Одинокие и потерянные, они готовы поклоняться лжепророкам со слепым отчаянным фанатизмом. Манипулировать сознанием толпы фанатиков удивительно легко, ведь каждый постулат, каждое слово из уст гуру для апологетов является безусловной истиной.
В сущности, все успешные политики — великие психологи, а также лжецы и шоумены. Ланкастер Додд в этом смысле — удачная демонстрация человека средних способностей, ставшего почти что Богом для своих сторонников.
Манипуляция
Во время вечеринки Мастер делает Фредди знак, чтобы тот подогнал выпивку и Пегги это замечает. Она могла бы высказать Мастеру свою обеспокоенность в прямой форме, например: «Я буду очень расстроена, если ты мне изменишь. Тебе не следует пить с Фредди».
Но Пегги манипулирует Доддом, используя секс. При этом, она формулирует свою претензию так:
«Ты можешь делать, что хочешь, главное – чтобы я об этом ничего не знала».
Эта фраза, во-первых, подтверждает тот факт, что женщина предпочитает быть обманутой, чем знать правду (можешь изменять мне, главное, чтобы я об этом не знала).
А во-вторых, сама фраза имеет вид недирективного внушения. По такому принципу строятся фразы в эриксоновском гипнозе. Т.е. фактически, Пегги провоцирует Мастера на измену.
И даже если он не будет ей изменять, она, задав такую установку в их отношениях, как бы оставляет за собой право постоянно держать мужа под подозрением и обрекает его испытывать чувство вины в ее присутствии.
Также она пытается воздействовать и на Фредди. Она внезапно будит его и, пользуясь тем, что его сознание ослаблено, делает своё внушение. 01:12:00
«Я хочу, чтобы ты определил для себя место в будущем».
Возникает вопрос, какое будущее мог для себя представить Фредди, исходя из того, что мы о нем знаем? Ведь он еще не излечился, не избавился от влияния своего прошлого, а значит, он вряд ли мог придумать что-то лучшее, чем пожелать быть вместе с Дорис.
«Теперь это тебя ждёт».
Думаю, именно эта манипуляция Пегги сработала впоследствии, когда Фредди покинул Мастера.
Стоит обратить внимание на то, что, в отличие от Пегги и Элизабет, Мастер никогда и никем не манипулирует, в том числе и Фредди
Женщина из песка
Другой важный образ – женщина из песка.
Это мечта Фредди, нечто зыбкое и непрочное: это и добрая мать, и возлюбленная, к которым он хотел бы вернуться.
Женщина из песка тоже появляется в фильме трижды.
В первый раз — в начале нашего знакомства с главным героем. Так мы узнаём о сексуальной неудовлетворенности Фредди и его потребности быть рядом с любящей женщиной.
Второй раз песочную женщину показывают во время процессинга (выполнения упражнений). Цель процессинга состояла в том, чтобы освободить Фредди от того, что не даёт ему вести нормальную жизнь. Одной из таких вещей была его зависимость от женщины-матери, заставляющая его регрессировать в младенческое состояние. Упражнения начали избавлять Фредди от этой зависимости, и это показано как то, что морские волны разрушают созданную Фредди песочную женщину.
И наконец, в третий раз, женщина из песка появляется в виде завершающего кадра. Демонстрируя то, что Фредди вновь вернулся назад к тому состоянию, с которого начинал, потерпев неудачу в своем восхождении.
Мультфильмы
|
|
Полнометражные мультфильмы
- День рождения Алисы (2009) реж. Сергей Серёгин
- Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни (2015) реж. Сергей Серёгин
Мультсериалы
- Зверюшки-добрюшки (2010-2011)
- Зоопарк (мультсериал) (1-3 сезоны) (2007-2010)
- Овечки Холли и Долли (2009-2012)
- Ре-анимация (2007-2015)
- Решето-сити (2011-2012)
- Смешарики (2004-2008)
- Тайна Сухаревой башни (2010-2013)
- Три котёнка (2008-2014)
Свобода личности
Несвобода души, попавшей под обаяние и власть харизматичной личности — это добровольный выбор или своего рода гипнотический транс? Последователи культов отказываются от внутренней свободы, кто-то безвозвратно, а кто-то лишь на время. Зависимость от воли диктатора — это в какой-то степени способ облегчить себе жизнь: не нужно принимать решений и нести ответственность.
И все же стремление к свободе сложно отменить навсегда. Даже такое ничтожество как Фредди в итоге покидает своего Учителя, отправляясь болеть своей жизнью в одиночестве. Ведь каждый из нас, в сущности, приходит в этот мир один. И умереть каждому суждено поодиночке.
Что сильнее – душа или звериные инстинкты?
Философские доктрины о душе человеческой в устах лидера «Истоков» повторяются как мантры:
Но действительно ли это так? Главный герой более всего похож именно на животное: полно звериных инстинктов и никакого разума и контроля. Налицо собачья преданность Хозяину, агрессивность поведения, плохая управляемость. Любые нападки на своего господина вызывают у Фредди неадекватную реакцию, желание просто разорвать врага на части.
Только и сам «безгрешный» Ланкастер далеко не всегда способен справиться с агрессией, присущей дикому зверю. Все несогласные с его учением, имеющие смелость высказать какие-либо сомнения, тут же получают возможность увидеть истинное лицо мистера Додда. Маска добродушия падает, а под ней обнаруживаются острые клыки. Или челюсти Дракона, которого невозможно победить.
Список источников