Биография
Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем и графом Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Орловой самим писателем.
Актриса Любовь Орлова
Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.
Любовь Орлова в детстве
С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум имени А. В. Луначарского). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.
Самая дорогая и неприбыльная актриса
Одной из первых звезд музыкального кино стала Марлен Дитрих. Популярность к ней пришла после выхода в 1930 году фильма “Голубой ангел”, снятый в Германии. В нем актриса играет певицу из кабаре, в которую влюбился консервативный и немолодой школьный учитель.
Картина оказалась настолько успешной, что Дитрих предложили переехать из Германии в Голливуд и подписали с ней контракт сразу же на семь фильмов. Причем режиссером всех этих картин был немецкий режиссер Джозеф фон Штернберг, который снял “Голубого ангела”. Именно он превратил Марлен в женщину-вамп и секс-символ, от которого сходили с ума мужчины и подражали женщины всего мира.
Watch this video on YouTube
После того, как Гитлер пришел к власти, в США на встречу с актрисой дважды приезжал министр пропаганды Германии Пауль Геббельс. Он предлагал актрисе вернуться на родину, чтобы сниматься исключительно в немецких картинах. Но темы и режиссеров она могла бы выбирать сама. За каждый фильм ей предлагался гонорар в 200 тысяч марок. Звезда отказалась и даже демонстративно после этих встреч подала документы на получение американского гражданства.
Впоследствии немцы ее за этот жест возненавидели, но это была для нее небольшая потеря. Ее возвеличили женщины США и почти всей Европы. Они копировали ее стиль и манеры. Именно благодаря Марлен в моду уже тогда вошли женские брюки.
Но тогда же случился парадокс. Владельцы американских кинотеатров составили рейтинг неприбыльных актрис. Поразительно, что при всем своем влиянии на публику Дитрих не была магнитом для зрителей. На картины с ее участием ходили плохо. С одной стороны, некоторые сцены с ее участием и образы стали каноническими. Но большинство фильмов, где она играла главные роли, проваливались. В конце концов, дело дошло до того, что уже в послевоенные годы, когда предложений сниматься поступало все меньше и меньше, она выбрала для себя карьеру певицы. За двадцать лет работы в музыкальном кино у нее набралось достаточно много популярных песен, которые актриса исполняла в этих фильмах. Так что на полноценную концертную программу ей вполне хватало хитов, и еще два десятка лет, после того, как ей исполнилось 50, она активно гастролировала в качестве певицы со своим шоу.
Комплимент от Шаляпина
По воспоминаниям Нонны Голиковой, племянницы Любови Орловой.
Семейная легенда гласит, что Любовь Орлова и ее сестра Нонна по отцу происходили из тех самых знаменитых графов Орловых, а мать – из старинного рода Сухотиных, которые состояли в родстве с Толстыми. В свое время в их дом бывал сам Федор Шаляпин – и именно он, посмотрев на выступление маленькой Любы на детском празднике, разглядел талант в девочке, сказав ей: «Ты будешь большой актрисой!» Как и многие дворянские семьи, в 1917 году Орловы оказались в тяжелом положении. Глава семейства не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Действительно, Орловы и выжили-то только благодаря тому, что отбирать у семьи было нечего. Они поселились в тихом Воскресенске, завели корову. В анкетах сестры Люба и Нонна стали писать, что происходят «из интеллигенции» — чтобы никто не смог придраться. Каждое утро они в больших и тяжелых бидонах возили молоко в Москву, чтобы продавать. Именно тогда от физической работы у Любы начали болеть руки – из-за этого она затем всю жизнь она мучилась с суставами. Уже когда она стала актрисой, она просила костюмеров сшить ей платье с длинными рукавами или предусмотреть перчатки: она очень не хотела лишний раз показывать кисти рук.
Свою артистическую карьеру Любовь Петровна начала с поступления в консерваторию. Правда, окончить ее не сумела – слишком трудно было совмещать занятия и работу по дому. В начале 1926 году, когда ей было 24 года, Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, занимавшего должность в Наркомземе. У него была большая квартира в Хохловском переулке, и он предоставил супруге возможность прямо дома брать уроки вокала, танцев и актерского мастерства. Однако в 1929 году Берзина арестовали по делу Трудовой крестьянской партии и сослали в Казахстан. Орловой и ее родным пришлось переехать в коммунальную квартиру. К тому времени Любовь Петровна стала ведущей актрисой Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко и делала первые шаги в кинематографе. По воспоминаниям всех, кто ее знал в то время, Любовь Петровна умела произвести впечатление: изящная, с точеной фигуркой, с мягким, глубоким голосом, но при этом в ней всегда ощущался внутренний стержень, она знала, чего она хочет добиться и как.
В 1932 году у Любови Петровны случился серьезный роман с австрийским импресарио по имени Франц. Он обещал Орловой, что он увезет ее в Европу и сделает из нее кинодиву европейского масштаба. Именно тогда у Любови Петровны впервые появилась машина с шофером, и, по воспоминаниям близких, поначалу она сильно стеснялась этого и старалась пользоваться услугами водителя как можно реже, но постепенно вошла во вкус, хотя и не рассказывала налево и направо о том, что может себе это позволить. Кто знает, чем бы закончился роман Орловой с Францем, если бы она не встретила Григория Александрова. После фильмов «Веселые ребята» и «Цирк» Александров сказал: «Я нашел свое режиссерское счастье!» И ведь не только режиссерское – они поженились в 1933 году и были вместе на протяжении 42 лет, до самой ее смерти в 1975 году.
Смерть
Любовь Орлова ушла из жизни 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Незадолго до своей смерти, 23 января, она позвонила Григорию Васильевичу из больницы и попросила приехать. В тот день Александров навестил ее, но, едва успел вернуться домой, снова раздался звонок – от нее, нужно приехать снова. Он сразу же поехал обратно. Когда Григорий Васильевич вбежал к жене в палату, ей хватило сил только сказать: «Как вы долго!» Говорят, что это был единственный упрек, который Любовь Орлова произнесла в сторону мужа за все их 42 года жизни вместе! После этого она потеряла сознание и скончалась, не приходя в сознание.
По материалам журнала «Семь дней» от 2013 года.
https://youtube.com/watch?v=Y2B4hoX0ahI
Любовный треугольник
Вера Марковна была очень хороша собой. Многие мужчины добивались её руки, но семейное счастье, к сожалению, обошло актрису стороной. Свое сердце она отдала красавцу-актеру Александру Холодкову. Зрители его помнят в фильмах «Звезды на крыльях», «Герои Шипки», «…Смена начинается в шесть».
Все знали об их бурном романе, и осуждали Орлову. На тот
момент Холодков жил в гражданском браке с не менее знаменитой актрисой Люсьеной
Овчинниковой. Обе женщины страдали и надеялись, что Александр в конце-то концов
определится. Однако время шло. Менять что-либо Холодков не хотел, его все
устраивало.
В середине 60-х Александр Васильевич сильно заболел. Люсьена и Вера вмиг забыли обиды, и стали ухаживать за дорогим человеком. В театре недоумевали, как такое может быть, чтобы жена и любовница объединились? А их действительно объединило общее горе. Две хрупкие женщины боролись за жизнь любимого. Но победить коварный недуг не удалось.
Александр ушел в мир иной в сентябре 1965 года, держа за руки Веру и Люсьену. Коллеги видели, что утрата для них была очень тяжелой. На похоронах женщины стояли рядом, поддерживали друг друга, и принимали соболезнования от друзей и близких. Орлова и Овчинникова смогли сохранить дружбу до конца своих дней.
Желто-оранжевые занавески
По воспоминаниям Нонны Голиковой, племянницы Любови Орловой.
Любовь Петровна много ездила по стране, подчас выступая с двумя концертами в день, хотя ей были противопоказаны такие нагрузки из-за болезни Меньера. Это врожденное заболевание внутреннего уха, которое проявляет себя приступами головокружения, когда человеку трудно даже устоять на ногах, не то что сделать пару шагов. У Орловой приступы случались спонтанно, но очень часто спровоцировать их могли внезапно включенный ярким свет или бросившийся в глаза желто-оранжевый цвет.
Однако, как назло, в 50-х желто-оранжевый цвет в интерьере как раз был «в тренде», и во многих гостиницах номера класса «люкс» были оформлены именно в такой цветовой гамме. Именно поэтому помощник Любови Орловой перед ее заселением в гостиницу специально приезжал туда заранее и менял от греха подальше имеющиеся гардины на плотные черные – даже если актриса оставалась в номере всего на пару часов. Сама Любовь Орлова очень стеснялась просить персонал гостиницы заранее менять шторы, говоря: «Как я могу диктовать гостинице цвет занавесок? Скажут, что это мои сумасшедшие капризы!»
Секретные приемы красоты
Внучатая племянница Любови Петровны рассказывала о секретной омолаживающей маске, которую ее звездная родственница делала каждый раз, когда хотела быстро привести лицо в порядок перед съемками. Эффект от процедуры сохранялся на 40 минут, поэтому идеально подходил для фотосессий или дублей крупных планов. Кроме того, на туалетном столике кинодивы всегда стояли дефицитные заграничные кремы. Будучи в поездках за границей, Орлова не упускала момент сделать «уколы красоты».
Орошение и мульчирование почвы помогли мне спасти томаты от фитофтороза летом
Двойники-каскадеры мировых звезд: Харрисона Форда, Тома Харди, Брюса Уиллиса
Перец срываю размером с кисть руки (когда кустики цветут, я удобряю их дважды)
Муж — бог и проклятие
Главной конкуренткой Любови Орловой в конце 30х- начале 40х годов была актриса Марина Ладынина. Звездой она стала также как и Орлова — благодаря фильмам своего мужа, Ивана Пырьева. В 1937 году на украинской киностудии по приглашению Довженко был снят фильм “Богатая невеста”. Далее последовали “Трактористы” и один из главных ее хитов — “Свинарка и пастух”. Это и определило дальнейшую ее судьбу. Пырьев поставил на ней фактически клеймо — “колхозница”. Как она его ни умоляла, снять ее в другой роли, муж-режиссер не дал ей даже возможности попробовать себя в другом амплуа. А ведь это не были “выбрыки” заносчивой актрисы. У Ладыниной действительно был огромный актерский потенциал.
В кино она пришла из театра МХТ, где работала под руководством Станиславского. Ей хотелось играть не только ударниц социалистического труда. Но Пырьев настойчиво надевал на нее в кино тулупы и грубые сапоги, вместо красивых платьев и туфель на каблуках.
Watch this video on YouTube
Правда, эта тактика принесла их семейству очень хорошие дивиденды. Ладынина и Пырьев были самыми титулованными в СССР актрисой и режиссером. На двоих у них было одиннадцать наивысших наград, которых мог удостоится артист. Пять сталинских премий у Ладыниной и шесть у Пырьева. У Орловой с Александровым лишь по три аналогичных награды.
И все равно, Ладынина немного завидовала Орловой. Александров лично для своей жены прорабатывал каждый образ. Поэтому в каждой картине она появлялась в нескольких разных нарядах. В течение фильма у ее героини всегда происходило преображение из простой письмоносицы или уборщицы в красивую современную сильную женщину. А Ладынина вынуждена была скрывать все свои достоинства, которые в свинарнике особо никому и не нужны.
В итоге эта покорность для Ладыниной обернулась плачевно — после того как она рассталась с Пырьевым, ее муж стал главным человеком в советском кино. Возглавил главную киностудию страны “Мосфильм”, а потом объединение “Луч”, которое сам создал. Его влиятельность была настолько большой, что он запретил режиссерам снимать в кино свою бывшую супругу. Кроме нее Пырьев сломал карьеры еще ряду актрис. По свидетельствам одних, это были его любовницы, которых он бросил. По свидетельствам других — это те женщины, которые отказали ему в близости.
Интересные факты жизни Ольги Орловой
Воспитанная девочка из хорошей семьи. Ольга родилась в Москве. Родители, отец врач-кардиолог и мама экономист, были далеки от искусства, но, заметив интерес дочки к музыке, определили ее в музыкальную школу. Планов на артистическое будущее они не строили – мечтали, что Оля станет экономистом, как мама. А наследница, хоть и грезила о сцене, родителям не перечила: и в Московский экономико-статистический институт поступила, и диплом получила. Но по специальности работать не стала.
Такой была Оля Носова в детстве
Учебу совмещала с творчеством. Случай свел Ольгу с певцом Кристианом Рэем (Русланом Умберто Флоресом, россиянином чилийского происхождения) солистом группы «МФ-3». Впервые публика увидела девушку в клипе именно этого исполнителя («Темная ночь»). Он же познакомил Ольгу с музыкальным продюсером Андреем Грозным, подбиравшим девушек для нового проекта. Ольга Орлова стала первой солисткой «Блестящих», а вскоре к ней присоединились Полина Иодис и Варвара Королева – в таком составе группа дебютировала с песней «Там, только там».
Ольга Орлова в группе «Блестящие»
Беременность нарушила планы. Имя Ольги Орловой (псевдоним, настоящая фамилия артистки – Носова) неразрывно связано с «Блестящими», хотя в группе она проработала всего 5 лет. Она покинула проект на пике славы из-за беременности. После рождения ребенка певица решила строить сольную карьеру, тем более что ее место в группе было занято.
Роковая женщина. Долгое время за Орловой тянулся шлейф обид, ненависти и упреков. Публике всегда была интересна ее личная жизнь, так что роман с бизнесменом Александром Кармановым (отцом сына Артема) не замеченным не остался. Этому способствовала гражданская жена Александра Наталья Лагода (певица, популярная в начале 2000 годов), которая охотно делилась с журналистами подробностями конфликта и даже совершила попытку суицида (выбросилась из окна 5-го этажа). Женщина выжила, перенесла 12 операций и поправилась. Позже она встретила новую любовь, но не успокоилась – кульминацией ее мести стала передача Андрея Малахова «Пусть говорят». В 2015 году Лагода (по слухам, страдавшая алкоголизмом) умерла от пневмонии. Кстати, спустя 4 года после заключения брака, Орлова и Карманов расстались, как они заявили, по обоюдному согласию.
Ольга Орлова с сыном Артемом Кармановым
Личная жизнь звезды. После развода миниатюрная брюнетка не осталась без мужского внимания. Известно о ее отношениях с продюсером Ренатом Давлетьяровым. Были и другие романы, но о них можно только догадываться, так как певица на эту тему не распространяется. У ведущей проекта «Дом-2» Ольги Орловой кавалеров хватает: ее любви добивались Евгений Кривенко, Артем Сорока, Егор Черкасов, Саймон Марданшин и Павел Бабич. Есть в списке и более «значительные» фигуры, ведь Ольге приписывают романы с Николаем Басковым и Вячеславом Манучаровым. Недавно на своей странице в Инстаграме Ольга Орлова выложила фото с неким мужчиной во французском ресторане, но лица избранника не показала.
Фильмы
В студии Любовь Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях некоторых спектаклей. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Поэтому в 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.
Любовь Орлова
В 1933 году Орлову в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую 31-летнюю артистку посоветовал друг-художник. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».
Любовь Орлова в фильме «Веселые ребята»
Кинематографическая биография Любови Орловой начинается именно из этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднимается по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф становится популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.
В 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941-ом был награждён Сталинской премией.
Любовь Орлова в фильме «Цирк»
Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым. В 1939-ом году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. В 1940-ом вышел последний довоенный фильм – мюзикл Александрова под названием «Светлый путь».
Любовь Орлова в фильме «Волга-Волга»
Любовь Орлова становится советской Марлен Дитрих, которую из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знают зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. У Орловой появляется много схожих черт с голливудской звездой. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен.
Любовь Орлова и Марлен Дитрих
У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. Вначале 1940-ых актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступила с концертами на всех фронтах – от Минска до Курска и Орла.
Любовь Орлова дает концерт на фронте
После войны Орлова опять много снимается. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-ых Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.
Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-ых. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-ом зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году.
Любовь Орлова в фильме «Русский сувенир»
Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.
Брак от отчаяния и уход актрисы
Чтобы не сойти с ума и справиться с депрессией, Вера Марковна с головой ушла в работу. Она не только снималась в кино, но и занялась озвучиванием картин, а также мультфильмов. Актриса пыталась полностью заполнить свой день, но, когда наступала ночь, душа страдала и плакала.
От отчаяния Орлова приняла ухаживания одного из давних своих
поклонников. Вскоре они поженились, но счастье так и не поселилось в её сердце.
Вера Марковна очень хотела родить ребенка. К сожалению, и этой мечте не суждено
было сбыться. Вскоре брак распался.
Несмотря на все беды, которые ей пришлось пережить, актриса никому не отказывала в помощи. А потом сама оказалась в очень тяжелом положении.
В середине 80-х Орлова с трудом передвигалась, ноги не слушались, болели. Когда Вере Марковне исполнилось 75 лет «Ленком» всем составом пришел её поздравить. А через три месяца замечательной актрисы не стало.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на
31+
Память
Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников |
- В Москве, на доме, где в —1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
- В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
- В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
- В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
- В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год | Почтовая марка России,2001 год | Памятникна Новодевичьем кладбище |
Личная жизнь и дети Любови Орловой
Первым мужем актрисы стал Андрей Берзин, занимавший очень солидную должность. Он отвечал за финансовое обеспечение сельского хозяйства. В тот период земельный вопрос стоял крайне остро и Берзин почти не бывал дома, большую часть времени проводил на работе. Хотя он очень любил жену, ни в чем ей не отказывал и обеспечивал финансово всех ее родственников.
Брак, которой мог бы стать счастливым, просуществовал всего 4 года. В 1930 Берзина неожиданно арестовали и уже через год отправили в ссылку по недоказанному фактически обвинению. Он продолжал работать в финансовом секторе в Казахстане до 1938 года, когда вновь попадает под репрессии и отправляется в ГУЛАГ.
Любовь Орлова и Андрей Берзин
В Москву Берзин смог вернуться лишь после окончания войны. Он был серьезно болен и вскоре уехал к родным в Латвию, где и умер от рака в 1951 году.
И если о первом браке Орловой мало кому известно, то имя ее второго супруга – режиссера Григория Александрова гремело по всей стране. Хотя на момент их знакомства он еще не был знаменитостью – тогда он только начинал свою карьеру.
Увидев Орлову на сцене МХАТа в 1933 году, он был просто сражен ее красотой и талантом. Он пригласил ее сыграть главную роль в его новом фильме «Веселые ребята», после выхода которого на экраны они оба проснулись знаменитыми.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Их союз нельзя назвать счастливым и безоблачным. Но в браке супруги прожили 42 года – до самой смерти актрисы. Все это время она была бессменной музой Александрова, который предъявлял к ней очень высокие требования. Именно по его настоянию она неоднократно ложилась под нож пластического хирурга, который старался усовершенствовать ее и без того безупречную красоту.
С одной стороны, благодаря стараниям супруга, она до сих пор является образцом женского совершенства. С другой же, болезненные и сложные операции подорвали здоровье актрисы. Хотя скончалась она в почтенном возрасте – 75 лет, но много лет страдала от рака, так и не смогла иметь детей и имела несколько хронических заболеваний.
Память великой актрисы увековечена даже на небесах. Ее именем названы один из кратеров на Венере и круизный лайнер, спущенный на воду в Югославии. На Родине Орловой ей поставлен памятник, а на ее бывшем доме на Большой Бронной – мемориальная доска. Но дольше всего память о ней живет в сердцах людей, ведь они вновь и вновь пересматривают любимые фильмы, в которых блистательно сыграла актриса.
Любовь Орлова в кино
Как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 60-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чрный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна любила Орлову (…) Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у нее вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она — немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих — ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих.»
«Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»… Успех Любови Петровны не был случайным. Помимо своих многогранных артистических талантов, великолепного голоса, чувства ритма, потрясающей внешности Орлова умела работать по-настоящему, вживаться в свою роль целиком. Так, перед ролью почтальона Стрелки в «Волге-Волге» Орлова несколько дней ходила по городу с тяжелой почтовой сумкой, а перед съемками «Светлого пути» училась ткать под руководством ткачихи-стахановки.
Каждый новый фильм укреплял всеобщее обожание актрисы, а Орлова раз за разом доказывала, что она — самая лучшая. В актерском мире к Любови Петровне относились неоднозначно. Так, Рина Зеленая как-то сказала об Орловой: «Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич». Говорят, Екатерина Васильевна (а именно так звучит полное имя актрисы) была влюблена в Александрова и весьма ревниво относилась к его законной супруге.
Краткая биография
Построить карьеру актрисы нелегко, но девушка была готова к трудностям и много работала над собой. Благодаря своему трудолюбию и таланту она добилась больших высот. Таким был творческий путь артистки:
- 1926 г. – Любовь Орлова проходит конкурс в труппу Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко. Сначала она была хористкой, но позже режиссеры заметили ее хореографические данные и предложили выступать с танцевальными номерами.
- 1933 г. – Любовь Петровна получает партию Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха. Как потом признавалась артистка, это была ее первая большая роль, после которой она почувствовала себя настоящей актрисой. Молодой режиссер Григорий Александров, который находится в поиске актрисы для своего фильма, приходит посмотреть на Орлову. Он поражен ее игрой и красотой настолько, что предлагает ей роль в своем фильме. Люба, мечтающая о роли в кино, конечно же, соглашается.
- 1934 г. – выходит картина «Веселые ребята», в которой Любовь Орлова исполнила роль Анюты. Фильм имел успех на территории СССР и за рубежом, и до сих пор считается классикой советского кинематографа. Это была дебютная роль Любови Петровны на экране, и первый фильм Григория Александрова в жанре музыкальной комедии. Эта лента становится счастливым билетом Орловой в мир кино. И, более того, во многом благодаря таланту великой актрисы, кинематограф становится более интересным и привлекательным видом искусства для советских людей, чем ранее.
- 1935 г. – Любовь получает звание «Заслуженная артистка РСФСР».
- 1936 г. – на экранах появляется фильм «Цирк», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова. Режиссер фильма – снова Григорий Александров. 20000 билетов на премьеру были раскуплены за один день. Картина получила ошеломительный успех, лестные отзывы известных людей (например, Юрия Никулина и Иосифа Сталина, который восхищался игрой Орловой), а также награды. Съемочная группа получила Сталинскую премию первой степени, а фильм был удостоен премии Гран-при на Международной выставке в Париже.
- 1938 г. – Люба сыграла роль Дуни Петровой в фильме «Волга-Волга».
- 1939 г. – Любовь Петровна стала главной героиней в фильме Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина».
- 1940 г. – сыграла Татьяну Морозову в мюзикле «Светлый путь». Григорий Александров не скрывал, что главных героинь в своих сценариях он пишет под Орлову, стараясь раскрыть многогранность ее таланта. Его фильмы сделали ее звездой и иконой стиля.
- 1941-1945 гг. – в военные годы Любовь Орлова практически не снималась в кино. За это время ее фильмография пополнилась лишь на три фильма, последний из которых не был допущен к показу из-за цензуры. Кинозвезда становится фронтовой певицей, ездит по городам СССР с концертной программой для солдат.
- 1947 г. – после войны Александров создает фильм «Весна», в котором Любовь Орлова проявляет свою гениальность, играя двух главных героинь одновременно. В этом же году звезда советского кинематографа стала играть в Государственном академическом театре им. Моссовета. Режиссеры и работники театра восхищались талантом этой женщины быть первоклассной актрисой, как на экране, так и на сцене театра. Помимо всего прочего, она получает звание народной артистки РСФСР.
- 1949 г. – Орлова появляется на экране в фильме «Встреча на Эльбе». Фильм становится самым посещаемым в СССР, а съемочная группа вновь становится лауреатом Сталинской премии.
- 1950 г. – состоялась премьера фильма Григория Рошаля «Мусоргский», в котором Любовь Петровна сыграла певицу. Также в этом году она становится народной артисткой СССР.
- 1952 г. – Григорий Александров снял еще один фильм «Композитор Глинка», в котором Любовь Орлова сыграла сестру великого композитора, Людмилу. Эта картина стала второй в истории режиссера и актрисы, в которой она не сыграла главную роль.
- 1960 г. – выходит фильм «Русский сувенир», в главной роли которого снялась советская кинодива. Режиссер Григорий Александров надеялся, что фильм вернет ему былую славу, но картина была обречена на провал. Любовь Петровна после премьеры критиковала саму себя за плохую игру. После этого ее актерская карьера пошла на спад.
- 1974 г. – увидел свет фильм «Скворец и Лира», который стал последним для артистки.
- 1975 г. – 26 января Любовь Орлова скончалась на 72-ом году жизни. Причиной смерти стал рак поджелудочной железы.
Детство и семья советской актрисы
О биографии и личной жизни Любовь Орловой известно много интересных фактов. Родилась будущая актриса 29 января 1902 года в небольшом подмосковном городке, под названием Звенигород. Её родители были выходцами дворянских семей, отец был военным, а мать занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство.
Любовь Орлова: фото
Представители рода Орловых увлекались искусством, поэтому часто приглашали в гости писателей, художников, актёров. Люба с раннего возраста стремилась к театральному мастерству, и родители были готовы поддержать её рвение. Обучение Орлова получала на дому, лучшие педагоги каждый день занимались с девочкой. Она любила устраивать домашние спектакли, на которые приходили все близкие и родственники. Родители заботились о ней, создавая все условия для развития таланта Любочки. В семилетнем возрасте она отправилась учиться в музыкальную школу по классу фортепиано.
Политические события вмешались в финансовое положение семьи Орловых, из-за Октябрьской революции не удалось актрисе получить музыкальное образование. В 1920 году Любовь начинает работать в одном из московских кинотеатров в должности тапера, обеспечивающего музыкальное сопровождение первых немых экранизаций. С 1922 года Люба берёт уроки актёрского мастерства у известного режиссёра Е.Телешовой.
Юная Орлова старается всё успевать, параллельно посещая хореографическое отделение техникума. Благодаря стараниям девушке удаётся окончить на отлично учебное заведение и подняться на ступеньку выше – она поступает в Музыкальную студию МХАТ и устраивается на работу хористкой. Только этого Любе показалось мало, следующая ступенька – её назначили солисткой кордебалета, и она получила право играть эпизодические роли на сцене театра.
Сохранилось множество фото Любовь Орловой, её биография и личная жизнь позволяет узнать о кумире советского периода много интересного. Современники актрисы отмечали её игру, даже в небольших сценах она умудрялась цеплять зрительскую аудиторию своим многогранным талантом. Прошло совсем немного времени и Орловой стали доверять новые, масштабные роли. Одна из первых серьёзных ролей в спектакле Перикола, в котором она сыграла одноимённую главную героиню.
«Мой Фей»
Переписка двух великих актрис была такой же длинной, как и их жизнь. По большому счету им нечего было делить. Каждая из них была самодостаточной и сильной личностью. Орлова называла Раневскую «мой Фей». Та, в свою очередь, не лезла за словом в карман и могла припечатать подругу к столбу со свойственным Фаине Георгиевне сарказмом.
Орлова ушла из жизни первой. Было это 26 января 1975 года. Раневская опубликовала немало теплых слов о коллеге по цеху, скончавшейся от рака поджелудочной железы, не дожив 3 дня до своего 73-летия. На протяжении долгих десятков лет она принимала от Орловой все тайны и секреты.
По словам Фаины Георгиевны, за 50 лет службы в театре ни к кому из коллег она не была так привязана, как к дорогой Любочке. Она благодарила Орлову за многолетнюю дружбу и за возможность теплого общения.
Как вы относитесь к творчеству Любови Орловой? Назовите свой любимый фильм с ее участием.
Старость советской Марлен Дитрих
Последние годы Любовь Орлова провела почти в безвестности. Молодые актрисы сменили ее в кино, и все роли достались им. Актриса сильно болела: рак поджелудочной железы дал о себе знать. Началась страшная болезнь в 1974 году. Орловой стало плохо после одной из озвучек «Скворца и лиры», однако врач успокоил ее, убедив, что все дело в камнях в почках. Об истинной причине недомогания она узнала позже, хоть муж и пытался скрыть от нее недуг.
Смерть Любови Орловой наступила 23 января 1975 года. Последние ее слова были обращены к мужу. Великая актриса оставила после себя замечательную фильмографию и вокальные произведения, которые по-прежнему вызывают интерес у зрителей. Лучшие фильмы, в которых она приняла участие, по праву можно назвать шедеврами отечественного кинематографа.
https://youtube.com/watch?v=oJpZY1arzws
Список источников