Мнение Сизова
По его словам, состояние воздушного судна перед вылетом соответствовало всем требуемым нормам – он лично также принимал участие в осмотре самолета. К тому он отрицает одну из версий, что вылет проводился в спешке из-за того, что на тот момент аэропорт был сильно перегружен. Как утверждает Александр Сизов, авиакатастрофа случилась не из-за неполадок в работе самолета, да и подготовка к полету была проведена в обычном режиме. Нареканий к состоянию авиационной техники и подготовки к полету, как он заявлял прессе, абсолютно не было, что исключает причину, заключающуюся в неисправности основных систем и механизмов. Также он отрицает одну из существовавших версий о неверном размещении багажа, что все было сделано по правилам.
Воспоминания Сизова о последних минутах перед катастрофой в своем первом интервью
Инженер по эксплуатации Александр Сизов, выживший в страшной авиакатастрофе, дал первое интервью еще в то время, когда находился на реабилитации в больнице. Журналистам он рассказывал о последних минутах перед авиакатастрофой. Он помнил все, что происходило тогда в самолете, и ему было психологически сложно вспоминать картины этой трагедии, потрясшей всю Россию.
Как рассказывал он, еще перед взлетом было понятно, что на борту возникла внештатная ситуация и что-то пошло не так. Самолет долгое время не мог взлететь с ВПП, а потом он понял, что они уже находятся за пределами полосы и взлетают с грунта. Затем самолет начал заваливаться набок, и тут пришло страшное осознание, что вот-вот они разобьются.
О чудесном спасении
В тот день он находился в пассажирском кресле на последнем правом ряду, таким образом он был в хвостовой части судна. Он не стал пристегиваться ремнями, и, быть может, это ему спасло жизнь. Во время падения лайнера Сизова вышвырнуло в запасной выход. Благодаря этому он смог вовремя выбраться из горящих обломков. Он очнулся уже в воде, которая пылала от загоревшегося керосина. О своем спасении он говорит не иначе как о чуде, ведь он как никто знает о том масштабе трагедии, из которой ему удалось выйти живым. От самолета практически ничего не осталось, после авиакатастрофы Як-42 выглядел как кусок искореженного железа. При таких повреждениях самолета, рухнувшего с высоты, выжить – это поистине дар свыше. За свою жизнь ему пришлось бороться и в больнице – поступил он туда в тяжелом состоянии, со множеством повреждений, но, как говорит он, оправиться от удара ему помогла любовь и поддержка его семьи.
Версия следствия
Официальная версия же заключалась в человеческом факторе, а именно в непроизвольном нажатии на тормоза во время разгона воздушного судна. Скорость самолета в стадии взлета была ниже той, которая должна быть. Данное ЧП связывают с тем, что летный экипаж не имел достаточной квалификации для управления этим судном, а также не имел необходимое количество налетов в процессе обучения и переобучения. Допуск к управлению судном, по мнению официального представителя Следственного комитета, был оформлен незаконно. На суде были оглашены расшифровки радиопереговоров, в которых была услышана фраза: «Что ты делаешь?», а также стало понятно, что та стоянка, на которой тогда должен был находиться Як-42, была занята другим воздушным судном.
Катастрофа под Ярославлем
Пять лет назад Як-42, в котором основной состав ярославского «Локомотива» вылетал на свой первый матч в рамках чемпионата КХЛ в Минск, разбился у аэропорта Туношна.
Лайнер перед взлетом не смог набрать необходимую скорость и выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Он оторвался от ВПП, проехав 400 м уже по грунту, и столкнулся с антенной радиомаяка. Затем самолет сильно накренился влево, упал и развалился на три части, две из которых упали в приток Волги. При падении машина загорелась.
На борту самолета было 45 человек: 8 членов экипажа и 37 пассажиров — спортсмены, тренеры, врачи, обслуживающий персонал. В трагедии выжил только один человек — бортинженер Александр Сизов.
Хоккеист ярославского «Локомотива» Александр Галимов, получивший тяжелейшие ранения и единственный выживший из числа игроков, скончался утром 12 сентября 2011 года в ожоговом центре Института хирургии имени Вишневского.
В катастрофе погибли и три белоруса: капитан национальной сборной защитник Руслан Салей, форвард Сергей Остапчук и тренер по физподготовке Николай Кривоносов.
Руслан Салей был похоронен 10 сентября 2011 года на Московском кладбище по соседству с могилой Владимира Мулявина.
Номер «24», под которым выступал Руслан Салей, изъят из обращения в сборной Беларуси. В память о Руслане Салее в Минске перед началом сезона ежегодно проводится мемориальный турнир. Имя Салея получил также второй по значимости национальный клубный турнир — Кубок Беларуси.
8 сентября 2012 года на Московском кладбище Минска был открыт памятник Руслану Салею.
В минском издательстве «Медисонт» в сентябре 2012 года вышла книга спортивного журналиста Сергея Олехновича о белорусском хоккеисте Руслане Салее «Просто лучший. Simply the Best». Правда, ее автор не дожил до выпуска произведения, покинув этот мир 27 июля 2012 года на 45-м году жизни. Он успел сдать книгу в печать и получить сигнальный экземпляр.
25 мая 2014 года во время ЧМ-2014 по хоккею в Минске бывший капитан сборной Беларуси Руслан Салей был введен в Зал славы Международной федерации хоккея (ИИХФ).
Сергея Остапчука и Николая Кривоносова похоронили 11 сентября 2011 года на Кальварийском кладбище столицы. В память о Сергее Остапчуке на его родине в Новополоцке ежегодно проводится юношеский хоккейный турнир.
Единственным обвиняемым по этому делу был бывший замгендиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев. Он обвинялся о ч
3 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц), подразумевающей наказание до семи лет лишения свободы
Гособвинение попросило для Тимофеева шесть лет колонии-поселения. Матери погибших хоккеистов Александра Васюнова, Артема Ярчука и Ивана Ткаченко попросили суд не лишать Тимофеева свободы.
Сам обвиняемый своей вины не признал. Он считает основной причиной авиакатастрофы неправильную центровку багажа в разбившемся самолете. Как установлено следствием и подтверждено гособвинением, багаж «Локомотива» в нарушение правил не взвешивался в аэропорту Туношна перед вылетом.
Суд по делу начался в Ярославле в декабре 2014 года. 24 сентября 2015 года Дзержинский районный суд Ярославля признал Тимофеева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, приговорил к 5 годам лишения свободы и амнистировал его в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Суд в приговоре согласился с выводами МАК, подсудимый не признал свою вину.
Хоккейный клуб «Локомотив», пропустив один сезон, вернулся в КХЛ и сейчас является одним из сильнейших клубов лиги.
«Каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом»
Максим Шувалов был самым молодым хоккеистом, погибшим в авиакатастрофе. На момент крушения ему было всего 18 лет. Его мать Светлана в тот момент решила, что заведёт ещё одного ребёнка в память о сыне.
Невыносимо хочется с ним поговорить, обнять его, чтобы он снова был рядом с нами. У нас ещё есть силы, позволяет возраст завести ещё ребёнка. В этом наше спасение. Мы знаем, для кого жить, нужно вырастить и поставить на ноги сына. Как справляются с последствиями трагедии остальные семьи, я просто не могу представить», — говорила «Аргументам и фактам» Светлана сразу после трагедии. Позднее у семьи родился сын Артём.
- РИА Новости
Хоккеист Павел Снурницын хотел после наступающего сезона жениться на подруге Виктории Кашихиной, но семейное счастье оборвалось. Девушка признавалась в 2013 году, что Павла заменить ей никто не может.
«Со временем боль не притупляется. Да, ты учишься с этим как-то жить. Привыкаешь к этой мысли, что его больше нет. Пытаешься что-то делать. Но всё равно каждое утро ты спрашиваешься себя, почему его нет рядом. В течение дня происходят те или иные события, и ты думаешь: «Что бы сказал на это Паша?» Мне его не хватает во всём, прежде всего, в тех эмоциях, которые он мне дарил. Он делал меня счастливой. И сейчас, сколько бы людей ни находилось вокруг, никто мне не может заменить его», — рассказывала Виктория.
Прерванный полет
Известная хоккейная команда «Локомотив» 7 сентября направилась в Минск для того чтобы отыграть матч, который в итоге так и не состоялся. Взлет происходил при обычных погодных условиях, и, казалось, ничего не предвещало беды. Вылет должен был состояться за день до этого, но его перенесли в связи с Международным политическим форумом. Самолет попытался оторваться от земли уже за границей ВПП. Как показали камеры видеонаблюдения, было заметно, что по какой-то причине лайнеру не хватало тяги, и он оказался за чертой полосы. Экипажем был предпринят отчаянный шаг, а именно попытка взлететь уже не с полосы, а с грунта. Оторвавшись от земли, самолет лишь успел подняться в воздух на небольшую высоту, но на большой скорости врезался в мачту маяка, а затем, пролетев еще немного, рухнул вниз.
«Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде»
В 2016 году 7 сентября пришлось на период подготовки сборной России к Кубку мира. Национальная команда почтила память «Локомотива», а тренер Харийс Витолиньш признался, что всегда помнит о погибшем клубе.
«Всегда об этом вспоминаешь. Когда кого-то встречаешь, обсуждаешь — всегда. И всегда, когда к «Локомотиву» приезжаешь, воспоминания всегда приходят. Всегда надо вспоминать и поддерживать», — говорил Витолиньш.
Горе затронуло всех, кто был связан с «Локомотивом». Владимир Юрзинов тренировал команду с 2005 по 2007 год и был знаком не только с погибшими игроками, но и персоналом клуба.
«Ох, тяжёлая тема… Там же ушли все мои: и врач, и видеооператор, и администратор. Меня с Ярославлем связывает общее горе. Иногда я приезжаю один к ребятам, выпью немножко, посижу на кладбище и уезжаю. А молодёжь какая была?! Аникеенко, Кирюхин. Чурилов, Васюнов. Ох, сколько же там! А мои парни из «Динамо»? Королёв, Карповцев… Или вот Карлис Скрастиньш. Недавно я был в Риге, заходил к нему на могилу… Отдаю должное руководителям «Локомотива», тому, как они хранят память о команде. Я им за это благодарен», — говорил Юрзинов в пятую годовщину трагедии.
- Мемориал на месте крушения в поселке Туношна
- РИА Новости
Вдова игрока Михаила Баландина Елена рассказывала в 2012 году, что ей не хотелось жить после трагедии.
«После смерти Миши дочка замкнулась. За месяц набрала девять килограммов. А я жить не хотела, думала о смерти, 40 дней сын и мама жили со мной. По следам ходили, стерегли; я же медик, знаю, что выпить, чтобы тихо уйти насовсем. Лежать могла сутками — я умерла вместе с ним. Но дочь надо поднимать. Моих слёз она не видела. Если бы не ребёнок, я бы с Мишкой лежала рядом. Купила себе участок на Леонтьевском кладбище, пусть через дорожку от мемориала хоккеистам, но рядом. Только, видно, Мишка не хочет моей смерти. Неделю назад я попала в аварию, машина перевернулась, метров пятьдесят кувыркалась. Сработали боковые подушки безопасности… Я ногами разбила лобовое стекло, вылезла из машины и потеряла сознание», — рассказывала Елена Баландина в интервью «Комсомольской правде».
Список источников