Сегодня пассажирские лайнеры имеют настолько высокие параметры надежности, что боязнь полетов многими воспринимается как абсолютная неосведомленность в данном вопросе. Однако так было далеко не всегда: новостной портал Газета.Ру опубликовал сообщение о новой катастрофе, напомнившей события 50-х годов, связанные с крушением Ту-104.
К слову, печальная судьба постигла 20% из двухсот самолетов Ту-104, при этом число жертв по приблизительным оценкам составило почти 1140. Все дело оказалось в колоссальном количестве недостатков и недоработок, которые, вероятно, были обусловлены безудержным желанием СССР как можно скорее стать лидером в гонке с «миром капитализма». В конце 70-х годов компания «Аэрофлот» отказалась от использования Ту-104.
Безусловно, подобная участь никак не могла постигнуть новый самолет Боинг 737 MAX: в семействе 737 – около 10 000 самолетов, успешно эксплуатируемых с конца 60-х годов. Именно поэтому «Боинг» во все времена являлся одним из лучших пассажирских самолетов по надежности. Однако 10 марта 2020 года в воздушном пространстве над Эфиопией случилась страшная катастрофа: крушение самолет Боинг 737 MAX забрало жизни 157 человек.
Техногенная катастрофа: роковая случайность или рецидив?
По словам экспертов, случившаяся 10 марта трагедия является далеко не первой в цепочке кровавых следов, тянущихся за самолетом-убийцей. Боинг 737 MAX был введен в эксплуатацию буквально пару лет назад и уже не раз «отметился» в хронике печальных происшествий: 29 октября 2020 года, несмотря на попытки экипажа предотвратить опущение носа самолета, причиной чего стала автоматическая корректировка положения воздушного судна системой MCAS, пассажирский лайнер рухнул неподалеку от столицы Индонезии. Автоматическая система стала технологической «изюминкой» именно в моделях MAX 8 и MAX 9 – ее внедрение было обусловлено не только увеличенной тягой, но и другим положением двигателей. Вполне вероятно, в системе произошел сбой по причине неправильной работы датчиков, а отключить ее, по словам экспертов, нельзя.
Командир самолета Боинг 737 Денис Окаль утверждает, что система работает следующим образом: если возникает несоразмерная работа штурвала, датчик сигнализирует системе, переключающей стабилизатор в режим пикирования.
Катастрофа с участием Боинга 737 в марте 2020 года, возможно, была спровоцирована теми же причинами. Вероятно, при взлете самолет был исправен, однако чуть позже пилоты сообщили о сложностях в управлении с лайнером и предприняли попытку возврата. После обнаружится: двигаясь скачками, самолет быстро набирал высоту, а затем снижался, в то время как летчики старались приподнять нос воздушного судна. Частота колебаний при этом составила около пятисот метров в минуту, что, в принципе, не так уж критично, если самолет летит на приличной высоте, однако спустя несколько минут после взлета набрать ее он не успел.
Кроме того, была отмечена необычайно высокая скорость. Как отметил бывший пилот Боинга 737 Джон Кокс, ускорение самолета являлось куда большим, чем должно быть. Обосновать подобный феномен можно лишь тем, что воздушное судно бесконтрольно пикировал вниз, а опытные пилоты, осознавая опасность ситуации, пытались исправить положение. Вследствие этого можно заключить, что катастрофа спровоцирована «стараниями» системы MCAS.
Спустя пять дней после катастрофы посреди обломков был обнаружен элемент автоматического стабилизатора, который на момент катастрофы был зафиксирован в положении, которое заставляет нос Боинга опускаться.
Что делать дальше?
Индонезия уже отказалась от поставки 49 Боингов 737 MAX 8, что, безусловно, сыграло на руку компании Airbus, за 12 лет получившей свыше 11800 заказов и поставившей около 6460 машин. Однако эксперты-аналитики уверены, что значительно увеличить объем выпуска, ввиду чрезвычайно высокой загрузки предприятий. Кроме того, все заказы расписаны намного лет вперед.
Корпорации «Боинг» первым делом придется серьезно поработать над описанием автоматизированной системы MCAS в руководстве по эксплуатации для членов экипажа. Единственное, что упоминается в нем о системе сегодня – это аббревиатура.
Спустя 4 дня после катастрофы компания «Боинг» рекомендовала прервать использование всех Боингов 737 MAX, однако запрет на эксплуатацию 737-х самолетов еще раньше ввели большинство стран. Кроме того, компания объявила о том, что займется обновлением ПО для самолетов. Однако все равно репутация Боингов 737 будет подпорчена.
Отечественная альтернатива
В настоящий момент проходит фазу испытаний российский аналог самолетов Боинг и Airbus – лайнер МС-21.
Однако санкции перекрыли доступ к закупке сырья и комплектующих американского и японского производства – в результате МС-21 в буквальном смысле остался без крыла, создание которого из отечественных материалов обернется дополнительными временными и материальными затратами в размере 2,7 млрд. руб. В результате этого серийный выпуск лайнеров откладывается вплоть до 2021 года.
Кроме того, санкции могут повлиять не только на увеличение стоимости, но и на решение заказчика, который в целях минимизации риска наложения новых возможных ограничений на страну-изготовителя предпочтет не сотрудничать с таким партнером, ведь помимо закупки самолетов предполагается ремонт и обслуживание, сопровождающиеся тесным контактом заказчика и исполнителя – вот почему роль политики в данном вопросе является ключевой.