Содержание фильма «Движение вверх»
События фильма начинаются в 1970-м году. В сборной СССР по баскетболу меняют главного тренера. Новым наставником команды становится Владимир Гаранжин. Ранее он работал тренером ленинградского «Спартака». Как только Гаранжин вступает в должность, он меняет состав команды. Ранее в него входили преимущественно игроки клуба «ЦСКА», однако Гаранжин берет много игроков из других клубов.
Читайте еще:
Первым серьезным испытанием для команды Гаранжина становится Чемпионат Европы 1971 года. Сборная СССР становится победителем этого чемпионата. Но тренер замахивается на куда более высокие цели. Во время пресс-конференции он неожиданно для всех заявляет, что впереди Олимпийские игры в Мюнхене и на них сборная СССР собирается обыграть сборную США. Это заявление сильно пугает спортивных чиновников. В год 50-летия СССР они просто не могут допустить, чтобы команда провалилась на соревнованиях, так как от этого зависит – сохранят они свои должности или нет. А в возможную победу над сборной США никто не верит.
После столь амбициозного заявления Гаранжин в корне меняет подход к физическим тренировкам. Он начинает применять продвинутые западные методики. Но главная работа заключается не только в физической подготовке, ему нужно провести большую психологическую работу над командой, чтобы сами игроки поверили в то, что они смогут обыграть команду американцев, которые на тот момент обыгрывали всех своих соперников. Чтобы у сборной СССР появилась возможность попрактиковаться с серьезными соперниками, Гаранжин добивается того, чтобы для его команды устроили ряд товарищеский матчей за рубежом.
Возвращаясь на родину после одного из таких матчей, часть игроков сборной попадается на провозе контрабанды. Гаранжину четко дают понять, что если его команда проиграет, то по этому делу могут начать серьезное разбирательство. Также одной из проблем становится литовский баскетболист Модестас Паулаускас, который постоянно поднимает различные антисоветские темы в коллективе.
Во время серии товарищеский игр в США у Александра Белова случается приступ, и он просто падает на пол во время игры. В местной больнице сообщают, что Белову нужно длительное и серьезное лечение. Его дальнейшее участие в играх сборной становится под вопросом. Гаранжин все это время откладывает деньги на операцию для своего сына инвалида, которую ему надо сделать за рубежом, так как в СССР таких операций не делают. Однако, оценив всю ситуацию с Беловым, он жертвует все свои деньги на лечение игрока. Гаранжин продолжает тренировать команду и пытается внушить им мысль, что он смогут победить.
И вот наступает волнительный момент – в Мюнхене начинаются Олимпийские игры. Сборные СССР и США уверенно обыгрывают своих соперников и продвигаются к финалу. Четвертого сентября 1972 года в Мюнхене происходит теракт. Советские чиновники думают, что надо использовать этот момент как предлог, чтобы отказаться от дальнейшего участия в играх и таким образом избежать позора с поражением от сборной США. Жертвами теракта становятся 11 членов израильской олимпийской сборной. После траура председатель федерации баскетбола СССР делает публичное заявление о том, что сборная будет играть дальше.
Тренер
Вскоре после возвращения из США 35-летний игрок поставил точку в игровой карьере. В середине 60-х Владимиру Кондрашину доверили обязанности главного тренера «Спартака», но, отыграв сезон, Владимир Петрович вернулся к подготовке молодежи: его время еще не настало.
Владимир Кондрашин возглавил «Спартак» в 1967-м, теперь на три десятка лет. В конце 60-х команда под его руководством начала восхождение на спортивный Олимп. Тренер отыскивал талантливых спортсменов среди ребят в области. Он сформировал стиль команды, подходя к способностям игроков индивидуально. «Спартак» уверенно выходил из поля аутсайдеров и наступал на пятки главному сопернику – столичному ЦСКА.
Владимир Кондрашин и его игроки
Олимпийский чемпион Мюнхена-1972, игрок «Спартака» Сергей Белов утверждал, что ленинградская школа баскетбола – миф. Победы достигались благодаря тренерскому гению и напористости Владимира Кондрашина, его умению распознать талант в мальчишках из глубинки.
Так Владимир Петрович нашел легенду баскетбольного мира Александра Белова, без которого олимпийской победы «Спартака» могло и не случиться. История с Беловым показательна. «Петрович» или «Батюшка» – так звали тренера ученики – заглянул в школу на Таврическом. 10-летнего Сашу Белова заметил, когда мальчик выглядывал из-за двери туалета – его выгнали с урока.
Баскетболист Александр Белов
Какое шестое чувство подсказало тренеру, что перед ним будущая легенда, неизвестно. Но он буквально вырвал Александра Белова из проблемной семьи, упросив родителей отдать сына на тренировочную базу.
Саша стал Владимиру Кондрашину вторым сыном. Впрочем, как и все ребята: тренер наизусть знал их дни рождения и семейные проблемы. Белов первое время не мог уснуть, и тренер сидел у его постели, положа руку на голову, пока мальчик не засыпал.
В 16 лет Александр Белов превратился в бриллиант: дебютировав в команде мастеров в матче против рижского ВЭФа, он прикрыл маститого соперника Яниса Круминьша, хотя был ниже на 18 см. Знаменитым блок-шотам игрока научил Владимир Кондрашин.
Игроки качают Владимира Кондрашина на руках
В 1968 году подопечные Владимира Кондрашина вырвались на 4-е место чемпионата СССР, а спустя год на первенстве страны стали бронзовыми призерами. В сезоне 1970/71 «Спартак» нацелился на «золото». Ленинградцы лидировали на чемпионате СССР, а затем долгие годы шли нога в ногу с ЦСКА.
В 1972 году на мюнхенской Олимпиаде Владимир Кондрашин и его команда впервые в истории Советского Союза обыграли американцев. Через 2 года после эпической победы сборная СССР стала лидером на мировом чемпионате в Пуэрто-Рико, а в 1975-м спартаковцы – чемпионы страны.
Тренер Владимир Кондрашин
В 1976 году тренер получил диплом института им. П. Ф. Лесгафта, а спустя 2 года подопечные Кондрашина завоевали кубок по баскетболу. В 1980-е годы спартаковцы прочно держали лидерство в чемпионатах страны, но в 1988-м Владимир Кондрашин оставил команду из-за конфликта. Вернулся через год, и в 1991-м игроки завоевали «серебро» на последнем чемпионате Советского Союза.
Победное шествие баскетбольного «Спартака» длилось до 1992 года: на чемпионате СНГ команда Кондрашина победила. Но перемены в стране вскоре сказались на спорте. Тренер тяжело переживал неудачи детища: финансовые проблемы, неразбериха, эмиграция игроков подорвали силы «Спартака». В 1995 году Владимир Кондрашин оставил тренерство.
На все предложения возглавить другие команды Кондрашин ответил отказом.
В декабре 2017 года состоялась премьера спортивной драмы «Движение вверх» режиссера Антона Мегердичева. Картина основана на реальных событиях и рассказывает о драматическом финальном матче Мюнхене на летней Олимпиаде 1972 года. В главном персонаже фильма – Владимире Гаранжине, зрители узнали Владимира Кондрашина. Сыграл «победителя непобедимых» Владимир Машков.
Тренер
Когда Владимир вернулся из США, ему тогда было 35 лет, он обратился к руководству клуба, чтобы его назначили тренером.
Владимир Конрашин работал в Детской спортивной школе
Ему доверили такую должность, но вскоре он вернулся в Детскую спортивную школу, так как посчитал, что не готов к тренировке чемпионов.
В 1967 году Владимир Кондрашин записал в своей биографии новую главу – он стал тренером баскетбола, своего родного клуба «Спартака». Во время его тренировок, команда начала противостоять самому сильному клубу России – ЦСКА.
Особенностью преподавания Владимира было индивидуальное отношение к каждому спортсмену. Он учитывал сильные и слабые стороны каждого игрока, знал, кого выпустить на поле в самый важный момент.
Для баскетболистов он был как отец, часто беседовал с ними на личные темы, всегда старался помочь. У него даже прозвище было – «Батюшка» или «Петрович».
К примеру, Александра Белова, легендарного баскетболиста «Спартака», Владимир встретил совершенно случайно – тот прятался в туалете. Кондрашин, руководствуясь интуицией, предложил мальчику записаться к нему в школу.
После уговаривал родителей Александра, чтобы его отпускали на матчи, тренировал его с особым усилием. И Кондрашин не ошибся – Белов стал одним из самых лучших баскетболистов «Спартака».
Вскоре, в 1968, клуб занял почетное четвертое место в чемпионате СССР, в 1969 году заняли уже третье место. В 1971 у «Спартака» уже было первое место на чемпионате страны.
В 1972 году Кондрашин отправился со своей командой на Олимпиаду, проходившую в Мюнхене. Именно тогда произошел тот легендарный матч, в котором сборная СССР выиграла непобедимую в то время сборную США.
Тогда в его биографии случился прорыв — имя тренера Владимира Кондрашина узнали все любители баскетбола в мире.
На мировом чемпионате по баскетболу 1974 года, проходившего в Пуэрто-Рико, СССР заняла первое место, окончательно утвердив себя в качестве одной из самых сильных сборных по баскетболу в мире.
В 1975 году команда Кондрашина также отвоевала победу – «Спартак» занял первое место в своей родной стране, окончательно обогнав ЦСКА.
В 1976 году Владимир получает диплом о высшем образовании. В это время «Спартак» все больше завоевывает победные места по баскетболу. Однако в 1988 году Кондрашин уходит из команды. Этот поступок продиктован конфликтом с руководством.
Вскоре, в 1989 году Владимир возвращается и снова приступает к тренировкам. В 1991 году проходил последний матч СССР, на котором «Спартак» занял второе место. Затем был чемпионат СНГ, на котором победила команда Кондрашина.
Но Владимир уже не ощущал в себе силы продолжать тренировки баскетболистов. Начавшийся кризис в стране и переезд лучших членов «Спартака» за границу повлияли на решение Кондрашина об окончательном уходе из клуба. В 1995 году Владимир уходит из спорта.
В 1999 Кондрашину присудили титул – Почетный гражданин Санкт-Петербурга. В декабре этого же года Владимир ушел из жизни. Похоронили легендарного тренера на Северном кладбище.
В 2017 году вышел российский фильм «Движение вверх», посвященный тому самому решающему матчу сборной СССР на олимпиаде в Мюнхене. Роль Владимира Кондрашина (в фильме фамилия тренера изменена на Гаранжин) исполнил актер Владимир Машков.
Владимир Гаранжин: тренер по баскетболу — что говорит википедия
В настоящее время семья тренера сборной СССР продолжает жить в давно привычном режиме. В своей квартире Юрий Кондрашин – сын Владимира Кондрашина чувствует себя комфортно и не хочет ничего менять, но в его биографии случились значительные перемены.
«Движение вверх»
С выходом на экраны фильма «Движение вверх» о семье тренера вспомнили не только поклонники баскетбола, но и журналисты. Многим работникам известных изданий стало любопытно, как живет семья знаменитого тренера.
Зайдя в квартиру, журналисты были поражены тем дискомфортом, который присутствует в жизни мужчины, привыкшего перемещаться посредством коляски.
В многоэтажном доме, где живет семья Кондрашина, не предусмотрена возможность перемещения инвалида. Юрию приходится приспосабливаться к тому, что на лестничной площадке отсутствуют специальные перила для таких, как он, а лифт не рассчитан на въезд коляски.
Поэтому журналисты и бывшие коллеги Владимира Петровича Кондрашина привлекли внимание общественности к этому вопросу. Для семьи прославившегося на весь СССР тренера был открыт сбор финансовых средств на покупку более благоустроенной квартиры
Сбор поддерживается фондом имени Кондрашина и Александра Белова
Для семьи прославившегося на весь СССР тренера был открыт сбор финансовых средств на покупку более благоустроенной квартиры. Сбор поддерживается фондом имени Кондрашина и Александра Белова.
Параллельно с этим в столице идет судебное слушание по рассмотрению дела о фильме «Движение вверх». Жены Александра Белова и Владимира Кондрашина подали иск на режиссера Антона Мегердичева.
Евгения и Александра считают, что художественный вымысел автора сценария перешел все моральные границы. По мнению участниц судебного процесса, показанные в фильме сцены позорят память погибших людей.
Вдова Кондрашина заявляет, что ее сын Юрий никогда не ложился на операцию, и тем более, никто не организовал на нее сборы.
Поэтому, когда в фильме показывают, как ее супруг собирает деньги на лечение сына Юрия, а затем вымогает деньги у своих учеников, это ужасает.
Условия жилья Юрия Кондрашина ужаснули журналистов
Ведь таким образом позорится честь и достоинство баскетболиста. По мнению вдов знаменитых игрока и его тренера, многие люди просто посмотрят разрекламированный фильм и воспримут его героев, как данность.
Мало кто из зрителей действительно начнет читать биографии Александра Белова и Владимира Кондрашина, или его сына Юрия, и поймет, где правда, а где вымысел.
Жены знаменитых баскетболистов – Овчинникова и Кондрашина смогли подать иск в суд только с третьего раза.
Их целью является не удовлетворение моральной компенсации в финансовом эквиваленте, а снятие фильма «Движение вверх» с проката.
Также они просят убрать из киноленты моменты, которые выставляют в невыгодном свете и дискредитируют их мужей. Чем закончатся судебные разбирательства, неизвестно. По мнению юристов, добиться удастся немногого.
Ведется Судебное разбирательство
Но, тем не менее, еще до того, как судебное дело о фильме «Движение вверх» начало набирать обороты, режиссер пошел на небольшие уступки перед вдовами.
Загрузка …
Из фильма были вырезаны некоторые моменты, которые привели Овчинникову и Кондрашину в шоковое состояние. Поэтому в прокате лента появилась уже изрядно почищенной от вымыслов.
Примечания
- ↑
- Find a Grave
- Кондрашин Кирилл Петрович // Большая советская энциклопедия:
- В. Ражников «Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни» (Глава первая: Обычное начало). М.: Советский композитор, 1989. Согласно биографии Грегора Тэсси, будучи разных вероисповеданий, родители не зарегистрировали брак. Согласно воспоминаниям Кирилла Кондрашина, его дед, присяжный поверенный из Риги, принял с женой православие.
- ↑
- Точная дата дебюта Кондрашина в качестве симфонического дирижёра дискутируется.
- Тевосян А. Т. Кондрашин // Московская консерватория от истоков до наших дней… М., 2007, с.254.
Никаких конвертов не было
— Почему не удалось убрать из фильма линию про вашего сына? Это же как минимум неэтично, зная о состоянии его здоровья.— С нами никто не посоветовался. Не спросил, хотим мы или нет. Юре в то время было 18 лет, а в фильме какой-то десятилетний мальчик.
— И состояние Юры было гораздо тяжелее.— Ему никакая операция не помогла бы. Я спросила сценаристов: «Для чего вы все это выдумали? Неужели не хватит одного драматичного финала?»
— Что вам ответили?— Им нужна была драматичность. У Петровича больной сын, еще они «привязали» Сашу. В конце фильма показали, что игрокам вручили конверты с деньгами. Ничего им не давали! Прошел год, пока выписали премию.
Александр Белов
— Литовца Модестаса Паулаускаса в фильме сделали ярым антисоветчиком.— Такого вообще не было! Он был комсоргом команды. Петрович мне рассказал одну историю. Перед Олимпиадой сборная СССР ездила на тренировочные игры в Америку, где у Паулаускаса жило много родственников. Он попросил: «Можно я схожу?» Кондрашин ему разрешил. А в команде был человек из КГБ. Так он начал возмущаться: «Когда вернемся в Москву, я обо всем расскажу. Владимир Петрович, вы положите партбилет на стол». Кондрашин ему ответил: «У меня его никогда не было и не будет, а Паулаускасу я доверяю больше, чем вам». Тот сразу замолчал.
— Если бы у вас была возможность встретиться с Никитой Михалковым, чья студия «Три Тэ» сняла фильм «Движение вверх», что бы вы ему сказали?— Можно было снять фильм без всяких гадостей. Так же было с фильмом «Легенда № 17». Сын Харламова до сих пор судится с его создателями.
— Вы же тоже собирались судиться…— Там все бесполезно. Книгу Сережи Белова «Движение вверх» (взята за основу для фильма. — «Спорт День за Днем») ведь писал министр юстиции Александр Коновалов. Поэтому они что хотели, то и делали. Полгода снимали фильм, а нас никто даже не спросил. Какое-то неуважение! Что, мы не люди?! Едешко дали сценарий, но когда уже фильм снимался.
— Вы его называли предателем, из-за того что он поменял мнение о фильме?— Я его не простила за Сашку. Сначала он говорил, что у него волосы зашевелились на голове, а потом изменил свое мнение и еще приезжал нас убеждать. Но я сказала: «Петрович в гробу перевернется, если я подпишу этот сценарий».
Цифра
4 персонажам «Движения вверх» изменили фамилии из-за недовольства родственников вольной трактовкой фактов личной жизни. Тренер сборной СССР Владимир Кондрашин превратился в Гаранжина, соответственно, поменяли фамилию его супруги и сына. Будущая жена Александра Белова, а ныне вдова, Александра Овчинникова стала Свешниковой, хотя формально в фильме не утверждается, что это та самая девушка. Кроме того, многие образы были полностью переработаны. Кондрашина-Гаранжина вместо его реального помощника Сергея Башкина повсюду сопровождает некий Георгий Моисеев — противоречивый персонаж, который исполняет решающую роль у судейского столика в момент переигровки трех секунд. А Марат Башаров изобразил чиновника-приспособленца, имя и фамилия которого (Геннадий Терещенко) значения не имеют.
Биография
Кирилл Кондрашин родился в Москве в музыкальной семье: его родители познакомились в оркестре С. Кусевицкого в 1913 году. Отец, Пётр Андреевич Кондрашин (1875—1941), был скрипачом-самоучкой, впоследствии играл в оркестре Московского государственного еврейского театра под управлением Л. М. Пульвера. Мать, Анна Михайловна Тамина (1887—1971), из рижской еврейской семьи. В 1918 году она стала первой женщиной, выдержавшей конкурс в оркестр Большого театра.
Окончив консерваторию в 1936 году, стал дирижёром Малого театра оперы и балета в Ленинграде, где под его управлением состоялись представления опер Дж. Пуччини «Девушка с Запада» (1938), А. Ф. Пащенко «Помпадуры» (1940), Дж. Пуччини «Девушка с Запада», М. М. Черёмухина «Калинка» (1942), М. П. Мусоргского «Борис Годунов», В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан» (1939), И. И. Дзержинского «Тихий дон» и др.
В 1943 году получил приглашение в Большой театр, только что вернувшийся из эвакуации из Куйбышева. Значительно шире стал его репертуар. Молодой дирижёр работал вместе с С. А. Самосудом, А. М. Пазовским и Н. С. Головановым. Под его управлением было поставлено несколько новых опер («Вражья сила» А. Н. Серова (1947), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Риголетто» Дж. Верди (1945), «Бэла» А. Н. Александрова (1946), «Галька» С. Монюшко (1949), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1943, 1954) и др. Параллельно также вёл концертную деятельность (с 1938).
Со второй половины 1940-х годов начал выступать также как симфонический дирижёр, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (цикл «Развитие скрипичного концерта», 1947—1948), Московским молодёжным симфоническим оркестром (Большой приз Будапештского фестиваля, 1949) и др. Исполнял сочинения Р. Вагнера, А. К. Глазунова, Ф. Листа, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, К. Сен-Санса, Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского и многих других.
В 1950—1953 годах и в 1972—1978 годах преподавал в Московской консерватории.
Покинув Большой театр в 1956 году, далее выступал исключительно как симфонический дирижёр. В разное время с оркестрами под его управлением играли Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Л. Б. Коган и другие музыканты. На Первом Конкурсе имени П. И. Чайковского в 1958 году с оркестром под его управлением на третьем туре и на гала-концерте играл В. Клиберн, и в том же году впервые посетил с гастролями США и Великобританию.
Председатель жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров.
В 1960—1975 годах возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии, который под его управлением выдвинулся в число ведущих музыкальных коллективов страны. С оркестром, а также самостоятельно (с 1948) гастролировал во многих странах Европы и Америки.
Выступал с беседами о музыке по радио и телевидению.
В декабре 1978 года, во время гастролей в Нидерландах, после очередного концерта принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Консертгебау в Амстердаме, а в 1981 году должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года. Похоронен в Амстердаме на кладбище Вестерфелд.
С 1984 года в Амстердаме проводится Международный конкурс молодых дирижёров имени К. Кондрашина.
«Уже финнам проигрываем…»
— Помимо Гущина, вы были первым тренером и других великих спортсменов, которые добились успеха уже не в баскетболе. Как Олега Романцева (футболист, бронзовый призёр Олимпиады, самый титулованный российский тренер по футболу) не удержали?
— Романцев сильным игроком был. Когда он учился в 10-м классе, утром он у меня на тренировке был, а вечером смотрю телевизор — он в футбол играет, гол забивает. На следующий день я говорю: «Романцев, шаг вперёд. Давай решать: ногами будем играть или руками». Он: «Ногами». Ну, тогда до свидания. Конечно, Олег основным звеном был. Мы как раз к зональным соревнованиям готовились. Но и выступили тогда неудачно.
— Говорят, что вы ещё и известных политиков тренировали: министра энергетики РФ Александра Новака и председателя правительства края Виктора Томенко…
— Они из Норильска приезжали на сборы, по месяцу здесь жили. Очень умные парни были и хорошо играли. Я постоянно приходил к ним в гостиницу, проверял, как они там, как дела с учёбой. Ребята жаловались, что заниматься им неудобно. Пошёл в ближайшую школу, попросил, чтобы их взяли. Потом мне учителя говорили: «Вы кого нам привели? Они же слова никому сказать не дают, за всех отвечают, всё знают».
Награды заслуженного тренера занимают немало места в квартире. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина
— И, конечно, самый ваш известный воспитанник — это капитан «золотой» олимпийской сборной СССР по баскетболу Сергей Тараканов. Тогда, на играх 1988 года, они второй раз в истории (и пока последний) смогли обыграть американцев. Что он вам рассказывал про ту победу?
— Серёжа — мировой парень, очень человечный. Со всеми праздниками меня поздравляет, всегда интересуется, что нужно. От меня он сначала попал к Владимиру Кондрашину (прототип главного героя фильма «Движение вверх»), а потом его Александр Гомельский переманил. С ним он Олимпиаду и выиграл.
Рассказывал, что в сборной тогда было пять прибалтийцев. И у них такое пренебрежительное отношение было ко всем остальным, они даже в раздевалку отдельную ходили. Тогда развал страны уже начинался. И Серёжа перед игрой решил с ними поговорить. Мол, ребята, последний раз вместе играем, давайте будем командой. И как-то к нему прислушались, не зря он был капитаном. Может, благодаря этом разговору и выиграли. Сергей говорит, что с теми ребятами до сих пор дружит.
Кстати, это он перед Олимпиадой попросил, чтобы мне заслуженного тренера РСФСР дали. До этого почему-то звание никак не мог получить. А тут мне говорят: заполняй анкету, — а уже через три дня удостоверение пришло.
Спорт для избранных. Почему чемпионами становятся единицы
Подробнее
— А в последней летней Олимпиаде наши баскетболисты даже не участвовали — просто не прошли отборочные туры. Как после триумфа в этом виде спорта в советское время такое могло случиться?
— Я как-то Ивану Едешко (это он сделал тот «золотой пас», который в том числе показан и в фильме. — Прим. автора) давно говорил, что российский баскетбол развалится. Нельзя на ведущие позиции брать иностранцев, а наших оставлять на скамейке запасных. Он тогда со мной поспорил. А уже потом в своей книге привёл мои слова и сказал, что я был прав. Нам теперь даже финны забивают, позор… Доигрались с чужими игроками. Они сюда на заработки едут. Но ведь у нас племя победителей теперь не растёт. Должны одни идти вверх, а другие их догонять. Нельзя всё на деньги переводить, нужно любить сам баскетбол.
Интересные факты о фильме «Движение вверх»
В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента «Центровой из поднебесья».
Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом
Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов.
На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х-начала1970-х годов.
Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
Съемки финальной игры продолжались месяц.
Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.
Первый показ «Движения вверх» для профессионалов состоялся 27 ноября 2017 года в рамках 104-го Российского кинорынка в Москве. Фильм встретили овацией.
Сюжет
1970 год. У мужской сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер. Новый наставник Владимир Гаранжин, до этого возглавлявший ленинградский «Спартак», ставит условие обновления команды. В команде не должен преобладать ЦСКА, но будут представлены игроки из других спортивных клубов республик СССР. Первый большой старт — чемпионат Европы 1971 года — проходит успешно. Однако Гаранжин вынашивает более амбициозные планы: он сообщает на пресс-конференции, что на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене собирается обыграть сборную США. Заявления тренера пугают спортивных чиновников, для которых главное — достойно выступить на крупнейших соревнованиях в год пятидесятилетия СССР и сохранить свои посты.
Гаранжин начинает тренировки по новой методике, он изменяет подход к физической подготовке. Однако главное для него — он должен вдохновить команду и убедить подопечных в том, что они смогут обыграть непобедимых до того момента американцев. Гаранжин добивается большего количества товарищеских матчей за рубежом.
Между тем внутри самой сборной СССР много проблем. Во время прохождения таможни часть игроков поймана при попытке провезти контрабанду; в Спорткомитете намекают, что в случае проигрыша делу может быть дан ход. Капитан сборной литовец Модестас Паулаускас постоянно разлагает коллектив антисоветскими разговорами, а во время серии товарищеских матчей в США Александр Белов падает после игры на пол от непонятного приступа. Ему предписана длительная госпитализация, и его участие в сборной становится под вопросом. Самому Гаранжину необходимо провести операцию своему прикованному к инвалидной коляске сыну Шурке, которую не делают в СССР. Несмотря на это, Гаранжин продолжает тренировки, настраивая игроков только на победу.
Начинаются Олимпийские игры в Мюнхене. Сборные СССР и США уверенно двигаются к финалу. 4 сентября в Мюнхене происходит теракт. После перерыва и траура проведение спортивных состязаний продолжается. Чиновники обсуждают возможность отказаться от дальнейших игр, но Председатель федерации баскетбола СССР решает, что сборной необходимо играть дальше. В ночь с 9 на 10 сентября страна у телевизоров наблюдает финал баскетбольного турнира.
В начале игры советские баскетболисты добиваются преимущества: они постоянно ведут до 10 очков. Ближе к концовке подопечные Генри Айба собираются и берут противника в жёсткий прессинг. Игроки сборной СССР начинают нервничать и ошибаться. За 6 секунд до сирены, когда советские баскетболисты ведут с разницей в одно очко, Александр Белов отдаёт пас, который перехватывает противник. Зураб Саканделидзе вынужден сфолить. Игрок сборной США Дуглас Коллинз успешно пробивает оба штрафных броска, и американцы впервые ведут в счёте. За три секунды до конца наступает драматическая развязка. Мяч введён и звучит сирена. Казалось, матч проигран, американцы начинают праздновать успех, но Моисеев замечает проблему с таймером, на котором вместо трёх секунд осталась одна, а затем таймер вообще показывает 50 секунд до конца матча. Порядок восстанавливается, и мяч возвращается сборной СССР. Пасом через всю площадку Иван Едешко передаёт мяч Александру Белову, и тот забрасывает его в корзину. Победа сборной СССР со счетом 51:50.
В раздевалке, ожидая решения судей, все игроки сборной СССР отдают свои премиальные за финал Гаранжину на операцию сыну.
Список источников