В декабре 2020 года руководитель Объединенной Судостроительной Корпорации (ОСК) Алексей Рахманов высказал пожелание о разработке и создании единого противопожарного стандарта для предприятий, входящих в корпорацию.
В 2020 году на верфях ОСК произошло несколько чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. Все они имеют единый корень – человеческий фактор. Такой вывод можно сделать на основании проведенного изданием Mil.Press FlotProm опроса. Проблема возгораний была затронута в ходе выступления руководителем ОСК.
Промышленники отреагировали моментально, предложив оснастить возводимые и ремонтируемые суда быстро разворачиваемой системой пожарной сигнализации. Такая система позволит быстро среагировать на возгорания и стать надежной преградой на их пути распространения.
Компания RUnitor предложило другое решение проблемы – мобильные станции, изготовленные на базе 20-футового морского контейнера. Первоначально эти контейнеры предназначались для создания модульной нагрузки на буксирах и других судах вспомогательного назначения. Об этом рассказал директор RUnitor Дмитрий Данькин, в прошлом – офицер БЧ-5 одного из БПК проекта 1155.
Г-н Данькин говорит, что суда, размещенные в доках, наиболее уязвимы для пожаров. В таком положении вода и электричество подается в ограниченном объеме, и в случае нештатной ситуации экипаж судна не сможет использовать установленные средства ликвидации огня.
В комплексе «Кит», предложенном компанией RUnitor, использованы два ствола, через которое могут подаваться вода или пенный состав. С их помощью можно подавить огонь с расстояния 200 м. В случае необходимости лафеты могут быть установлены на борту судна, на берегу. Все зависит от условий задачи, для решения которых привлечено это оборудование.
Если этот комплект разместить на судне, стоящем в доке или у причальной стенки, то подключение к системе водоснабжения не требуется. «Кит» может использовать забортную воду.
Управление пожарными лафетами осуществляется с помощью беспроводного пульта или в ручном режиме. В качестве пульта может быть использован смартфон.
“Кит” может быть изготовлен в двух вариантах – под внешнее электрическое питание и с уже установленным дизель-генератором. Первое исполнение подразумевает более оперативное начало тушения пожара, воду в зону возгорания можно подать уже через несколько секунд. Комплекс с установленным автономным генератором требует пятиминутной задержки, нужной для запуска силовой установки и выхода его в рабочий режим.
“Сухой” вес комплекта равен 6 тоннам. Столько же весит и бак с пеной, который встраивается в комплекс и может быть использован для тушения загоревшегося разлитого топлива.
Транспортировать “Кит” можно или на железнодорожной платформе, на автомобильном шасси или водным путем. Для подключения системы к линии водоснабжения используют трубу диаметром 200 мм.
Комплекс сохраняет работоспособность даже при отрицательных температурах.
По мнению генерального директора петербургской судостроительной фирмы “Алмаз” Ильяза Мухутдинова, такая система пожаротушения актуальна из-за ее мобильности.
Между тем на многих других верфях для решения проблемы борьбы с огнем применяют другие методы. Например, на “Сокольской судоверфи” рядом с предприятием размещена пожарная часть, а по акватории патрулирует оснащенный всеми необходимыми средствами пожарный буксир.
Один из источников говорит о том, что сделать правильные оценки о пожарозащищенности судна, которое возводится или стоит на ремонте, можно только проведя соответствующие учения. Какое бы не использовалось средство пожаротушения, требуется проверить достаточность напора воды в системе водоснабжения и степень подготовленности экипажа.