fbpx
Comac С919

России не догнать Китай в развитии авиапрома

СОДЕРЖАНИЕ
4
27 просмотров
10 апреля 2019

После трагического крушения в небе над Эфиопией 10 марта многие страны отказались от использования самолетов «Боинг» 737 MAX – в числе таких государств оказался и Китай. Подобное решение властей Поднебесной вызвало бурное недовольство Соединенных Штатов, ведь при отказе от поставок авиалайнеров компания «Боинг» понесет многомиллиардные убытки, поскольку Китай одним из первых осуществил крупный заказ на шестьдесят новеньких «Боинг» 737 MAX 10, представленных на выставке в Париже пару лет назад. Сумма контракта достигала почти семи с половиной миллиардов долларов – безусловно, этот факт лишний раз подчеркивает масштаб влияния Китая на мировом рынке авиации.

В декабре прошлого года в Китае был обнародован комплекс мер, направленных на развитие авиационного сектора. Подобные мероприятия направлены на образование в Китае крупнейшего сектора гражданского авиапрома в ближайшие 20-30 лет. Планы у властей КНР поистине «наполеоновские» – уже к 2035 году предполагается вывести Китай в лидеры по воздушным перевозкам и повысить конкурентоспособность китайских авиакомпаний до максимального уровня.

Boeing-787

Такие амбиции небезосновательны: развитие этого сектора в Китае происходит настолько большими темпами, что эксперты прогнозируют его колоссальный рост. По предварительным оценкам, почти четверть общемирового спроса будет приходится на КНР – уже к 2035 году Китай опередит Соединенные Штаты. Уже сейчас Международная ассоциация воздушного транспорта отмечает, что 10% общемирового авиатрафика приходится на маршруты в Китай или из него. Это означает, что практически 20% всех пассажиров мира будут лететь этими рейсами.

Крупнейшие игроки китайской авиации?

Авиакомпания «Эйр Чайна» знакома многим пассажирам рейса Москва-Пекин. Безусловно, компания отвечает всем требованиям к стандартам и уровню обслуживания, однако «Эйр Чайна» является далеко не единственной китайской авиакомпанией и при том далеко не самой крупной. По целому ряду параметров Китай вполне возможно обгонит конкурентов из Америки.

В парке самолетов компании «Эйр Чайна» постоянно происходят обновления – пару лет назад в нем появился новейший «Боинг» 787-9 «Дримлайнер». Денежные ресурсы для обновления флота имеются: в 2017 году компания осуществила перевозку 55 млн. человек и получила доход свыше 80 млрд. рублей.

Самолет "Air China"

Всего вместе с «Эйр Чайна» в Китае насчитывается около пятидесяти авиаперевозчиков, в числе которых China Eastern и China Southern. Три года назад компания China Eastern превзошла «Эйр Чайна» по пассажиропотоку и осуществила перевозку 100 млн. человек, однако получила при этом в шесть раз меньший доход. China Eastern открыла свыше 20 новых международных маршрутов. Парк самолетов компании является одним из самых новых. Пару лет назад компания осуществила заказа на два десятка самолетов «Боинг» 787 и А350. Всего во флоте компании числится 450 авиалайнеров.

Что же касается компании China Southern, то этот авиаперевозчик фактически является рекордсменом по числу самолетов в парке – в воздушном флоте насчитывается около 500 судов. При этом China Southern на этом не останавливается и в течение следующих пяти лет планирует закупить «Боинг» 787-9 и 737 MAX. Расширение авиапарка позволит компании к 2020 году перевозить почти 170 млн. пассажиров.

При этом стоит отметить, что приоритет китайцы отдают больше внутреннему рынку: почти 80% из 104 направлений – рейсы в пределах Китая.

А что же в России?

Для сравнения с авиакомпаниями Китая возьмем всю группу компаний «Аэрофлота» — в 2017 году они получили прибыль около 20 млн. рублей, что в принципе уже является положительным фактом, учитывая предыдущие убытки размером в 6,5 млрд. российских рублей. Авиапарк «Аэрофлота» насчитывает свыше 300 самолетов, причем за 2016 год российские авиакомпании перевезли 43 млн. человек. Такие показатели вполне сравнимы с цифрами китайских компаний.

Кроме трех крупнейших компаний воздушное пространство Китая открыто еще для 45 авиаперевозчиков, суммарный парк самолетов которых насчитывает свыше 4500 судов. В 2016 году общий пассажиропоток китайских компаний составил около 500 млн. человек, что в несколько раз превышает российские показатели – 88 млн. пассажиров. По прогнозам экспертов, к 2020 году эта цифра увеличится до 720 млн., а к 2035 – до 1 млрд. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что российский рынок авиаперевозок постоянно уменьшается, в то время как китайский – растет.

При этом безопасность китайских авиакомпаний, действительно, «на высоте». «Эйр Чайна» «имеет на счету» всего одно крушение с пострадавшими, China Eastern – два. Подобные показатели обусловлены необыкновенно строгой дисциплиной и жестким контролем, а также высоким требованиям к персоналу и соответствующими заработными платами. Даже сейчас российские компании стараются удержать сотрудников от «побега» в китайские авиакомпании, однако при этом российская заработная плата в четыре раза меньше, плюс к этому в Китае имеется солидный социальный пакет, в который входит и оплата жилья, и компенсация переезда. И все же при этом получить возможность трудоустройства в китайских авиакомпаниях российским пилотам удалось совсем недавно – до этого российский персонал не соответствовал жестким требованиям, причиной чему послужила невысокая, по мнению китайцев, безопасность полетов российских авиакомпаний в целом.

Импортозамещение по-китайски

Большую часть авиапарка Китая составляют самолеты зарубежного производства, однако при это в КНР активно развивается отечественное авиастроение в рамках стратегии импортозамещения. В Китае создан конгломерат предприятий по изготовлению самолетных двигателей, а также при сотрудничестве с концерном Airbus дан старт строительству завода в Тяньцзине по сборке самолетов А330.

В КНР уже осуществляется производство самолета Comac С919 – аналога российского лайнера МС-21. Проект С919 подготовлен специалистами научно-исследовательского института Шанхая, сборка этого самолета будет осуществляться на конвейере в провинции Цзянси. Однако при этом самолет создан не без участия зарубежных компаний – моторы поставляет дочернее предприятии General Electric. Вся стоимость разработки самолета оценивается в девять с половиной млрд. долларов, но окупаемость наступит быстро – в следующие 20 лет планируется продажа двух тысяч Comac С919, который в будущим заменит американские аналоги, при этом затраты на создание новых самолётов окупятся только за счет внутреннего спроса.

Comac С919

Кроме того, уже начата коммерческая эксплуатация Comac АRJ21, предназначенного для полетов протяженностью свыше 3 тысяч км. Именно АRJ21 является первым созданным в Китае авиалайнером, однако в нем гораздо больше зарубежных комплектующих, чем в С919. Также в Китае осуществляется перспективный проект по разработке турбовинтового самолета Xian MA700 на 80 человек.

Эксперты компании «Боинг» предрекают повышение суммарного спроса до 5580 самолетов стоимостью свыше 1 трлн. долларов. Тем не менее, в ближайшие годы на рынке авиаперевозок места хватит всем.

Комментировать
4
27 просмотров
  • http://vk.com/id233929737 Александр Иванов

    А Россия выступает как «зритель» и в авиаперевозках, и в авиастроении… из-за губительной политики чиновников «от авиации» — поборников «международной интеграции» в авиастроении!!! Дайте в конце концов дорогу профессионалам, и они вернут Россию в ряды мировых лидеров авиастроения!!!

    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1060061517464591/ Gena Boyko

      Россия до сих икает от руководства авиапромом Христенко.Этот гад фактически зарезал российское гражданское авиа строение.Причем все отросли!

      • Сергей

        И не он один, таких » мыслителей» в ГД -большинство !

  • https://plus.google.com/114783791403175370223 Rinat Khametov

    Восточные люди хороши в развитии не своих идей…. обсасывают и выжимают из идеи все до капельки.
    Китай это понимает и не залупается…