Разработчики из Центрального Южного университета Китайской народной республики сообщили, что ими создан новый композиционный материал на основе керамики, пригодный для изготовления стойкой обшивки для летательных аппаратов, передвигающихся на гиперзвуковой скорости. Согласно сообщению российского научно-популярного портала N+1, ссылающегося на Global Times, новый материал отлично переносит продолжительный нагрев до температуры +3000°С.
Как известно, одним из существенных препятствий на пути разработки новых гиперзвуковых аппаратов является чрезмерный разогрев их фюзеляжей при разгоне. Причина этого – резкое сжатие и трение плотно сбитого воздушного потока о корпус, что приводит к его чрезвычайному нагреванию. На гиперзвуковой скорости на обшивке летательного аппарата может образоваться небольшая прослойка плазмы.
В свое время титановый планер американского скоростного разведывательного самолета SR-71 Blackbird, обладающего максимальной скоростью 3000 километра в час, в движении разогревался до четырех сотен градусов Цельсия. И спастись удавалось только благодаря остроумным техническим решениям разработчиков самолета: под титановой обшивкой постоянно циркулирует жидкое топливо, еще не потребленное двигателями.
Конструкторы из китайского университета сообщили, что они сумели получить термостойкий, при этом сравнительно легкий и пластичный композиционный материал на керамической основе с примесью тугоплавких металлов. Технология получения и химический состав данного вещества пока не разглашаются. Ученые говорят, что фюзеляжная обшивка, сделанная из созданного вещества, обеспечит возможность продолжительно летать на скоростях от 5 до 20 Махов (6125–24500 км/ч).
Напомним, в настоящее время несколько китайских институтов и корпораций занимаются разработкой гиперзвуковых летательных аппаратов. В частности, летом прошлого года в Китае прошли испытания беспилотных гиперзвуковых планеров DF-ZF в разной конфигурации. Испытания признаны успешными.