Филимоновская игрушка
Во многих сёлах Средней полосы России (в особенности на Вятке) существуют собственные промыслы, связанные с глиняными игрушками и свистульками. Один из самых ярких примеров – филимоновская игрушка. Зная, что дети любят насыщенные цвета, мастера щедро раскрашивали игрушки сочными розовыми, жёлтыми, зелёными, голубыми и красными полосами и узорами. Филимоновская игрушка выглядит фантастично, ведь среди сюжетов, которые мастера выбирали для создания игрушек есть не только женщины с коромыслом и другие бытовые сценки, но и жар – птицы и совсем уж необычные сказочные существа с коровьей мордой, копытами, рогами и длинной, как у жирафа, шеей.
Тагильская роспись
В сочинении “Русские народные промыслы” можно рассказать и о тагильской росписи. Она знаменита благодаря своим подносам с очень красивым цветочным узором. Эта роспись является предшественницей Жостовской. Появился этот народный промысел в Нижнем Тагиле.
Возник он среди старообрядцев. Тагильское железо отличалось своей прочностью и пластичностью, а мастера обрабатывали его ковкой, что добавляло изделиям еще большую ценность. Тагильская роспись стала популярна и за пределами города, а позднее ее взяли за основу жостовские мастера. Потом Н. Н. Демидов построил школу живописи, в которой мальчиков обучали всем премудростям этого ремесла. Позднее из-за большого спроса на работу стали принимать женщин.
Тагильский поднос отличается от других изделий ровной поверхностью и детальной кропотливой прорисовкой картин. Чаще всего мастера изображают декоративные букеты. И главное, что края подноса всегда украшают ажурными узорами.
Жостово
Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.
Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове – это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.
Международные морские единицы
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? (5/2) |
Контакт с “тонким миром” (5/3) |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? (5/2) |
Ссученные патриоты и ментовское озверение (5/2) |
Как мужики мне в глаз дали Враг родной и чужие партнёры (5/1) |
Стоп игра! Стоп война! (5/1) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-2 (3.5/2) |
Религиозность и её роль в жизни современного человека (1/1) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года (5/11) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма “Час Быка” (5/7) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Где широкое плечо Большого Брата? (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Бросил пить. Что дальше? (5/5) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Вятское кружево
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
Вятское кружево
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Берестяные промыслы России.
В России, с ее необъятными лесами, не могли не возникнуть народные художественные промыслы с использованием берёсты. Берёста применялась людьми с незапамятных времен на Руси и индейцами Северной Америки для изготовления посуды и другой кухонной утвари – туесков, черпаков, корзин и коробов. Берёсту использовали в качестве кровельного материала, для изготовления лодок – берестянок и пирог. Из берёсты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, наборные рукояти ножей. На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Берёстой пользовались в качестве бумаги еще в древности (известны берестяные грамоты из раскопов древнего Новгорода).
Этот уникальный материал славится долговечностью и упругостью, водонепроницаемостью и антисептическими свойствами. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет (не набирает влаги), а соленья не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному трудно поверить, что они приготовлены без добавления пряностей.
А главное достоинство туеска – вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и были туеса испокон веку постоянными спутниками крестьянина, охотника, рыбака.
В наше время изделия из берёсты используются, по большей части, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих. Как правило, это те же туеса, посуда, хлебницы, шкатулки, карандашницы, пеналы, оформленные холодным и горячим тиснением, гравировкой выжиганием, украшенные прорезной берёстой. Применяется и роспись по берёсте, изготавливаются художественные панно с применением всех указанных выше способов.
Изделия с прорезной берёстой шли на экспорт во Францию, Германию как в царской России, так и во времена СССР
Изделия из берёсты привлекают внимание своей мягкой, бархатной фактурой, эстетичной формой
Центры берестяных промыслов России:
- Шемогодская прорезная береста, получившая название от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга, пожалуй, самый известный берестяной промысел и в России, и за рубежом.
- г. Семенов (Нижегородская область)
- Архангельская область
- Томская область
- Республика Саха (Якутия)
- И многие другие…
Липецкая роспись
Художник: Мила Лосенко
Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.
Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.
Что привезти мужчине
В Москве — большой выбор небанальных сувениров для мужчин. Водка «Столичная» — популярный подарок для иностранцев. Есть даже бутылки с сувенирным оформлением. Русским мужчинам можно привезти настойки и наливки «Юность» из одноименного заведения. В одном из лучших баров Москвы можно приобрести бутылки по 700 мл или небольшие дегустационные наборы. В ассортименте бара «Юность»: вишневый бурбон, скотч «Ириска», смородиновый джин, сливочный лимончелло.
Что привезти из Москвы в подарок мужу? Забавным и в то же время практичным подарком будут головные уборы. Это могут быть шапки-ушанки или капитанские фуражки, кепка Ленина или элегантная шляпа
Из аксессуаров также стоит обратить внимание на поясные сумки от московских дизайнеров с забавными принтами. Поклонникам футбольных клубов «Спартак» и «ЦСКА» стоит привезти продукцию из фирменных магазинов: спортивную атрибутику и символические сувениры с логотипом любимой команды
Сувенирный магазин на АрбатеФото: Максим Ершов
Золотая роспись
Ученик может написать сочинение о народном промысле хохлома. Отличительными чертами является роспись золотыми, красными, оранжевыми красками с небольшим добавлением зеленого и голубого на черном фоне. Традиционно мастера этого народного промысла изображают рябину, землянику, цветы, ветки, также птиц, рыб и зверей.
Свое название роспись получила в честь деревни Хохломы, куда привозили из близлежащих деревень готовые изделия. Согласно одной из наиболее популярных версий, этот народный промысел был создан старообрядцами, среди которых было немало мастеров иконописи.
А заволжские мастера отменно владели токарным делом. Так появилась хохломская роспись — сочетание классических форм заволжских токарей и живописное мастерство старообрядцев. Хохломская роспись отличается своей яркостью, насыщенностью узоров и прекрасной формой изделий.
Филимоновская русская народная игрушка
Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.
Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»
К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.
Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.
В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.
Филимоновская русская народная игрушка «Баран»
Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.
Японские единицы
Художественная роспись в России
С древних времен на Руси расписывали продукция из дерева, металла. Оригинальными узорами и замысловатыми сюжетами украшали детские игрушки, мебель и прочие предметы быта. В разных регионах имелась собственная технология нанесения рисунка.
Городецкая роспись
Родина промысла – Поволжье. В небольших поселениях Нижегородской губернии нашлись настоящие умельцы данного ремесла. Деревушки раскинулась неподалеку от крупного населенного пункта под названием Городец.
Здесь регулярно проходили выставки и ярмарки, на которых мастера продавали собственную продукцию. Отсюда и пошло название ремесла.
Полховско-Майданская роспись
Искусство зародилось на юге Нижегородской области. В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла. Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад.
Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца. |
Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный.
Палехская роспись
Возникла относительно недавно, во времена СССР. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность.
Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий – живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей.
Роспись Жостово
Промысел зародился в 1825 году. Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий – большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции.
Гжель
Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена – цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон.
Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие. В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины.
Хохлома
Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья.
Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память.
Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства. |
Ножевой промысел
Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».
Русские ножи и столовые приборы были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.
Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.
Каргопольская игрушка
Каргопольские мастера использовали более сдержанную цветовую палитру (природные зелёные, коричневые, голубые и другие матовые неяркие цвета). Чаще всего выбор персонажей ограничен деревенскими бородатыми мужичками и их жёнами, а также антропоморфными зверями выглядящими несколько грубовато. Но есть и необычные герои. Часто ремесленники лепили Полкана – фольклорного персонажа – получеловека – полуконя (или наполовину человека, наполовину пса). Этот малоизвестный сегодня персонаж русских былин в народных легендах обладал чудесной силой и помогал богатырям одолеть врагов.
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Вступление и основная часть
Сочинение на тему «Народные промыслы» нужно начинать со вступления. В нем ученик должен написать, почему он выбрал именно эту тематику, чем она ему показалась интересной и чем она будет полезна другим. Про народные промыслы ребенок может написать, что их изучение позволит лучше узнать о древних славянах, узнать некоторые особенности быта и их культурного уровня.
Далее следует переходить к написанию основной части. В сочинении на тему «Народные промыслы» можно перечислить основные и самые известные направления творчества. Но более подробно ученик раскрывает только одно и кратко поясняет почему. Задача учащегося — заинтересовать читателя и показать ему самобытность и особенность выбранного направления.
Гжель
Во времена Российской Империи возле села Гжель нашли глину отменного качества и наладили производство керамики. Изначально фарфор окрашивали красками самых разных цветов, позднее все мастера перешли на знакомую нам бело – синюю палитру. Такое цветовое решение не было уникальным. Его применяли художники по всему миру (изразцы «азулежу» в Испании, голландские изразцы). И, конечно же, бело – синюю гамму использовали высоко ценимые в то время мастера китайской керамики. Бело – синяя гамма позволяет современным дизайнерам гжелевой посуды добиваться необыкновенных эффектов воздушности и лёгкости керамики.
Культура народов, населяющих Россию – древняя и богатая. Народные мастера древности обладали богатой фантазией и безупречным вкусом. Сегодня старые ремёсла находятся в хорошем состоянии. Усилиями властей и художников удалось спасти некоторые исчезающие народные промыслы, и сегодня мы можем любоваться на старинные росписи и игрушки – по сути живописную историю нашего народа.
Русские народные промыслы: художественная роспись
Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:
- множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
- богатством декоративных цветочных мотивов;
- изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.
Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.
Смотреть галерею
Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.
Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.
Петербургская роспись
Художник: Мила Лосенко
Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.
- Эфиопская иконопись (+ ФОТО)
- Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа?
- Александр Архангельский: Почему очередь именно на Серова?
Основные цвета
Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны. Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота. Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.
Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.
Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:
- черный;
- красный;
- белый;
- оранжевый;
- отборный желтый;
- зеленый;
- коричневый;
- голубой;
- изумруд.
Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят на ковре.
Беседа
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься больше всего? (играть, рисовать, лепить и т. д.)
– А во что вы любите играть? (дети перечисляют любимые игры и игрушки)
– Как думаете, чем отличаются современные игрушки от старинных? (современные сделаны из пластмассы, металла, резины, меха. Они могут издавать звуки, говорить, шевелить руками и ногами, делают их на игрушечных фабриках. В старину игрушки делали из глины, дерева, бересты, соломы; мастерили игрушки для себя и продавали на ярмарках).
– На Руси появились мастера, которые делали не только игрушки, но и мебель, посуду, предметы домашнего быта. Так зародились народные промыслы. Сегодня на занятии мы буде говорить о предметах разных промыслов и попробуем составлять рассказы о них.
– Какие промыслы вы знаете? (дети перечисляют).
В старину говорили «Красна птица пеньем, а человек – уменьем!».
На Руси было много мастеров, которые прославили своим уменьем и талантом землю русскую. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.Отгадайте-ка загадки:
Загадки
Дети садятся на стулья.
– Послушайте первую загадку и скажите, какие игрушки пришли к нам в гости?
Ребенок загадывает загадку: «Это игрушки непростые, красивые, расписные. Кружочки, полосочки, клеточки на белой салфеточке»
Воспитатель: Как называются эти игрушки? (дымковские)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку
Ребенок загадывает:
Словно репка крутобока,
А внутри секреты есть,
Может, три, а может, шесть.
Воспитатель: Правильно. Это наша русская знаменитая Матрешка. Когда мастер сделал свою первую игрушку,он воскликнул: «Хороша Матрена!». Так появилось название – матрешка.
– Чем интересна эта игрушка? (открываешь ее, а внутри сидит поменьше, а потом все меньше и меньше).
Воспитатель: Мастера делали не только игрушки, но и мебель, посуду, предметы быта. Давайте послушаем следующую загадку.
Ребенок: «Синие птицы, цветы голубые, чашки, кружки, солонки, чайники, кувшины – предметы рук золотых» (гжельский промысел).
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Художественное слово
– Вот предметы так предметы
Нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
В мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо -люди мастера.
Воспитатель: (обращает внимание на столы с предметами). Игра «Как можно разделить предметы на группы»
Игра «Как можно разделить предметы на группы»
Дети делят предметы по группам: по материалам, по назначению, по промыслам.
Игра «Из чего сделан предмет»
Ложка из дерева – деревянная.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Игрушка из глины – глиняная. ….
Игра «Чем похожи, чем отличаются»
Воспитатель делит предметы на группы по материалам, спрашивает чем похожи предметы в группах (сделаны из одних материалов); чем отличаются предметы? (по разному расписаны)
Народная игра «У дядюшки Трифона»
Воспитатель: Ребята, вам нравятся предметы сделанные мастерами? А за что они вам нравятся? (Ответы детей.)
Да ребята, эти предметы очень красивые, яркие, нарядные. с некоторыми можно интересно играть. А еще эти предметы делают нашу страну знаменитой, они гордость нашей страны, их можно дарить как сувениры.
Ребята а теперь давайте попробуем рассказать о предметах с помощью схемы.
Составление рассказа всей группой.
Составление рассказов парой.
Самостоятельные рассказы детей о предметах с использованием схемы.
Дымковская русская народная игрушка
Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.
Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»
В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.
Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.
Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:
- Индюк — красочный, словно павлин.
- Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
- Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
- Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
- Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
- Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.
Дымковская русская народная игрушка
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.
Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.
Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.
Список источников