ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Из нуара в sci-fi
Технологическая сингулярность – момент времени, когда технический процесс достигает такого уровня, что возможно зарождение сверхразума.
Впервые этот термин прозвучал из уст ученых в 50 годы XX века. Но и по сей день сингулярность будоражит умы современных режиссеров, которые исследуют эту тему в sci-fi триллерах. Режиссер Габе Ибаньес предлагает поразмышлять на эту тему, задавшись вопросом смысла человеческого существования и нашем месте в эволюции.
В картине Габе Ибаньеса – интуиция о многосложности человеческого интеллекта и сознания.
Габе Ибаньес: «Страховщик» рассказывает историю о времени, когда искусственный и человеческий интеллект оказываются в одной плоскости существования, когда роботы поднимаются на следующий уровень развития и начинают обретать самосознание, опережая в прогрессе человечество».
Продюсер Лес Велдон оценил идеи Ибаньеса и увидел большой потенциал в сценарии, который был написан самим режиссером совместно с Игором Легаррета и Хавьером Санчесом Донате.
Продюсер Лес Велдон: «Сценарий написан просто феноменально. Довольно часто в мире снимаются постапокалиптические фильмы, но не так часто мы видим преапокалиптический мир, который показывает Ибаньес».
В работе над картиной Габе Ибаньес черпал вдохновение в классических фильмах нуар. Габе Ибаньес: «Главный герой фильма начинает расследование, казалось бы, незначительного дела, а в результате открывает грандиозную тайну. Это типичный прием классических фильмов нуар».
В своем фильме Ибаньес рисует картину мира, в котором искусственный интеллект становится частью общества, где в процессорах роботов зарождается самосознание. Режиссер строит историю вокруг концепции технологической сингулярности, связывая ее с теорией эволюции.
Габе Ибаньес: «Важно то, что в нашей истории роботы обладают не скоростью, не силой, не иными сверхспособностями, а именно интеллектом. Они поднимаются на следующую ступень развития»
В «Страховщике» мы видим еще одну попытку заглянуть в будущее, но здесь нет обычной для sci-fi фильмов борьбы роботов против человека. Режиссер предлагает зрителю, прежде всего, подумать о настоящем.
Габе Ибаньес: «Конечно же, мы стались сделать так, чтобы роботы в нашем фильму были эффектными и интересными. Но наш фильм не о машинах, а о человеке, в генетической памяти которого живет информация о том, как он слез с дерева, научился добывать огонь и изобрел колесо. Невзирая на экологические изменения на Земле, на технологические возможности, главное – оставаться человеком».
Актёры и роли
На роль главного героя требовался яркий актёр, который мог бы оценить глубину темы сценария и видение режиссёра. Роль главного героя, страховщика Жана Вокана, сыграл Антонио Бандерас. Еще читая сценарий, Бандерас позвонил режиссеру и сказал: «Я сейчас на 28 странице. Если и на 106-й сценарий будет такой же силы, мы сделаем это». Сценарий настолько вдохновил Бандераса, что он стал сопродюсером проекта.
Антонио Бандерас: «Страховщик» — не очередной голливудский sci-fiсtion, а гораздо более философское кино. Это великолепная история, напоминающая по духу и атмосфере фильмы нуар 40-50 годов прошлого века, смешанные с футуристическим фантастическим сюжетом.
Мой герой — человек, который не может любить мир, который его окружает. Его жена ждет ребенка, но Жака очень тревожит, что его дочка родится в мире, который он сам так ненавидит».
Биргитт Йорт Серенсон: «Несмотря на то, что все вокруг гибнет в засухе и отчаянии, моя героиня верит, что жизнь найдет путь к свету. Ее муж — подавленный человек, но она не добивает его претензиями, а терпит и помогает, становясь настоящей опорой для семьи».
Роберт Форстер сыграл Роберта Болда, начальника и друга героя Антонио Бандераса.
Роберт Форстер
Дилан МакДермотт: «В этом фильме раскрывается идея развития эволюции – от шимпанзе до робота, у которого пробуждается сознание. Это отлично написанная история, поэтичная и метафоричная. «Страховщик» — уникальный, оригинальный фильм, а сейчас очень сложно снять что-то оригинальное».
Стиль будущего в натуральном свете
Для работы над фильмом режиссер привлек людей, с которыми работал и раньше, – оператора Алехандро Мартинеза и художника по костюмам Армавени Стоянову.
Габе Ибаньес: «Самое прекрасное для оператора и художника по костюмам в этом проекте то, что им пришлось работать с естественным светом. Свет – всегда важный фактор на съемочной площадки, часть нашей точки зрения. Благодаря свету мы объясняем, что происходит в нашей истории. Возможно, не каждый кадр, который мы сняли, совершенен, но все в совокупности выглядит пронзительным и реалистичным. Для того чтобы рассказать такую историю, был нужен опытный оператор, который умеет работать с естественным светом. А Мартинез – мастер своего дела».
Машины
Ибаньес развивает теорию эволюции на примере робота женского рода Клео, у которой зарождается самосознание. Вот, что говорит художник по гриму Елена Чекова о маске Клео: «Для Клео у нас было три версии лица. Сначала зритель узнает, что она работает в борделе, носит яркие вещи и парик, но со временем ее лицо меняется. Мы много работали над ее выражением глаз, чтобы показать эмоциональное развитие героини по мере развития сюжета».
«В начале фильма роботы выглядят очень механизировано. Но, как только у них зарождается самосознание, они становятся более эмоциональными, каждый работ начинает становиться личностью», рассказывает Уэс Гэфер, ответственный за реквизит и работой с кукольниками.
В мире «Страховщика» каждый робот – это машина, которая служит определенной цели. Так желтый робот на двух ногах используется для промышленных нужд, а темно-зеленый робот предназначен для бытовых целей.
Ибаньес создал роботов таким образом, чтобы актеры смогли посмотреть им в глаза и установить с ними эмоциональный контакт, несмотря на то, что перед ними были создания из фибергласса и пластика.
Антонио Бандерас
Смотреть фильм «Страховщик» на русском бесплатно он-лайн
https://youtube.com/watch?v=Q5WHEAmJtPA
Синопсис
2044 год нашей эры. Участившиеся солнечные бури превратили поверхность Земли в радиоактивную пустыню. Население планеты уменьшилось на 99,7%. Во всем мире осталось в живых не больше 21 миллиона человек. Атмосферные помехи вывели из строя большинство средств наземной коммуникации, ввергнув цивилизацию в технологический регресс.
По первому протоколу робот не мог причинить вред человеку. Второй протокол не допускал, чтобы робот преобразовывал себя и себе подобных. Программа должна была защитить людей от машин. Роботы не имели право на самостоятельную трансформацию…
Падение человеческой цивилизации идет рука об руку с развитием ROC, корпорации, стоящей во главе робототехнического интеллекта. Компания разработала многоступенчатую систему безопасности для того, чтобы человечество всегда могло контролировать андроидов. Страховой агент этой корпорации Жак расследует различные случаи и жалобы, связанные с неисправными андроидами. Но правда, открывшаяся Жаку, меняет всю его жизнь…
«Страховщик», снятый в жанре sci-fi-нуара, приоткрывает понимание проблем сосуществования робота и человека.
Список источников