Линия Марты (мини-сериал, 2014)
Действие драматического сериала происходит в двух временных отрезках: во время блокады Ленинграда и в современном Санкт-Петербурге. В 1942 году мальчик пишет на стене квартиры слова признания, адресованные Марте. В наши дни мать с дочерью-подростком переезжают в эту квартиру и видят старую надпись
На плечи маленькой и взрослой женщины легла важная миссия − отыскать ту, которой адресовано очень важное сообщение. Мотивирующее кино, пробуждающее желание жить, получило высокий рейтинг и хорошие отзывы зрителей
В главных роляхАлиса Фрейндлих, Мария Аниканова, Беата Тышкевич, Лидия Федосеева-ШукшинаСтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 6.6Возрастные ограничения12+
Почему фильм про блокадный Ленинград снимали не в Петербурге и с какими сложностями столкнулись во время работы
— Самая большая сложность была в том, что мы снимали зимой, когда световой день очень короткий. К тому же в первые два месяца, в декабре и январе 2018-го, снега не было вообще, он выпадал и сразу таял. И только в феврале в Москве был знаменитый снегопад, которого не было сто лет, и он превратил наши декорации в зимний блокадный город.
Мы не могли снимать на улицах Петербурга, потому что нужно было бы блокировать улицы, засыпать всё снегом по пояс. Поэтому у нас был снег, тропинка, а все общие планы города — это компьютерная графика, созданная именно по описанию блокадников, по их дневникам, какими они видели и помнят этот город в январе-феврале 1942 года.
Люди вспоминали, что город был похож на замерзшее подводное царство. Всё обледенело, свисали огромные сосульки, вокруг тишина, потому что нет ни птиц, ни собак, ни машин. Слышишь только скрип своих шагов.
Группа быстро привыкла к съемкам. Как на войне быстро свыкаешься с трупами, так и здесь ты тоже адаптируешься к сложной теме. Мы просто делали свою работу, как если бы снимали любой другой фильм.
Тяжелее всего пришлось главной героине (ее играет Ольга Озоллапиня — прим. «Бумаги»), потому что ей необходимо было снова и снова играть женщину, которая сегодня умрет. А у актрисы было порядка 80 съемочных дней. Она оставила ребенка бабушке, потому что не смогла бы рядом с ним настраиваться на это состояние. Это материнский и актерский подвиг. Нам было проще.
Как «Блокадный дневник» взял главный приз Московского кинофестиваля и когда можно будет увидеть фильм
— «Золотой Георгий» (главный приз Московского кинофестиваля — прим. «Бумаги») — это, конечно же, очень почетно, к тому же благодаря этому призу о фильме узнает больше людей. Но в тот же день нам дали еще и приз зрительских симпатий, и это тоже главный приз для любого режиссера, потому что это значит, что фильм на тяжелую тему понравился зрителю, и он сказал за него спасибо.
В первую очередь мы делали «Блокадный дневник» для России. С 27 января 2021 года наш фильм и режиссерскую телеверсию можно будет посмотреть бесплатно на онлайн-платформе «МТС ТВ», потому что это социально значимое кино. Во вторую очередь мы делали фильм для мира. Картину берут фестивали: планируются показы в Польше и Франции, и даже в Египте, а сейчас у нас приобретают права на онлайн-показ в США.
Смотреть фильм про блокаду тяжело, но это нужно смотреть. Почему про Холокост знают во всем мире? Потому что про него постоянно напоминают, снимают фильмы, пишут книги. Это есть в памяти людей, и это дает хоть какую-то надежду, что такого больше не случится.
Ранее «Бумага» брала интервью у бывшего заместителя директора Музея обороны и блокады Ленинграда по науке о том, как в Петербурге сохраняют память о погибших в блокаду и какие экспонаты в музеях больше всего трогают посетителей.
Как возник сюжет «Блокадного дневника»
— Всё началось с прочтения «Блокадной книги» больше десяти лет назад. Она тогда произвела на меня неизгладимое впечатление, это концентрация боли и страданий. Я не очень понимаю, как Даниил Гранин с Алесем Адамовичем вообще смогли всё это собрать и пропустить через себя.
После «Блокадной книги» я понял, что не видел в фильмах такого города — речь идет про первую, самую тяжелую блокадную зиму, январь-февраль 1942 года. И я решил снять кино про блокаду. Так что можно сказать, что «Блокадная книга» вдохновила меня на идею снять кино про блокаду.
Я стал читать воспоминания блокадников, их дневники, смотреть программы, слушать интервью, слава Богу, всего этого материала осталось очень много. В тот момент у меня оказалось столько информации в голове, что я не понимал, как уместить все эти рассказы, истории в одном сценарии.
Потом я прочитал автобиографическую повесть Ольги Берггольц «Дневные звезды», в которой она описывает, как идет через весь город к отцу, потому что чувствует, что умирает, и хочет с ним в последний раз повидаться и попрощаться. Мне показалось, что именно таким образом, по мотивам этой повести, можно рассказать про блокаду: сделать роуд-муви про женщину, которая идет через весь город и попадает в самые разные ситуации. Получается такая мозаика, из маленьких кусочков которой собирается полотно.
Сценарий был написан, но мне всё время казалось, что он несовершенен. Я решил тогда, что пока не готов его снимать ни с точки зрения сценария, ни с точки зрения режиссерских сил. Через пять лет я перечитал текст, к тому времени я уже освободился от того огромного груза информации про блокаду, который давил на меня. Я его уже читал не как автор, а как простой читатель. И он мне очень понравился. Тогда я понял, что нужно запускать его в работу.
В российском кино разгорается скандал по поводу фильма, который еще никто не видел. Речь идет о картине режиссера Алексея Красовского под названием «Праздник».
Сам режиссер утверждает, что снял легкую новогоднюю комедию. Правда, про блокадный Ленинград. В ролях не какие-нибудь малоизветные актеры из питерской подворотни, а вполне узнаваемые лица Алена Бабенко, Ян Цапник, сын Олега Табакова Павел.
Алексей Красовский, режиссер: «Это история про людей, которые в самые непростые для страны времена умудрялись жить лучше всех. Неприятности начинаются у них только когда в доме появляются двое незваных гостей, одна из которых очень голодная».
Из кусков еще несмонтированного материала сложно понять общую картину. Но с высоких государственных трибун уже звучат угрозы, что никакого праздника не будет. Впрочем, цензуру в России пока никто не вводил. И сами участники «Праздника» приводят убедительные аргументы: фильм снят не на государственные деньги, а на пожертвования какие могут быть вопросы?
Весь сюжет картины крутится внутри загородного особняка. То есть как таковой блокады в картине нет. Но представьте себе картину: 31 декабря семья встречает на даче, в то время как выехать из города можно было разве что на фронт или в прифронтовую полосу. А уж сам особняк в Пушкине и вовсе был в тылу врага.
Между тем автор ссылается на дневники некоего Николая Рябковского, инструктора отдела кадров ленинградского горкома, написанные в марте 1942 года. «Вот уже три дня я в стационаре горкома партии. Каждый день мясное баранина, ветчина, кура. Рыбное лещ, салака, корюшка. Икра, сыр, пирожки и ко всему этому по 50 граммов виноградного вина», пишет Рябковский.
Но, по официальным документам, в так называемых спецпайках хотя и были мясо, картошка и яйца, но о деликатесах для праздника ничего не говорилось.
Никита Ломагин, доктор исторических наук: «По пшеничной муке 200 граммов, по чаю 12 граммов. То есть не получается этого праздника. Этого спецпайка не хватало даже, чтобы жить нормально со своими ближайшими родственниками. Этого не хватало».
Сейчас мы все привыкли оперировать буханками, которые недоеденными на следующий день отправляются в корзину. А в осажденном Ленинграде на человека полагалось 120 граммов хлеба в сутки. И осознав, что такая буханка означала 5 с половиной дней жизни, шутить на тему блокады совсем не хочется.
Похожие новости
- 20 января 2019YouTube удалил скандальный фильм «Праздник» о блокадном Ленинграде
- 21 февраля 2019В Москве сорвали показ комедии «Праздник» о блокадном Ленинграде
- 20 января 2019«Ошибка системы»: YouTube восстановил удаленный фильм «Праздник»
Новости СМИ2
Что можно увидеть в «Блокадном дневнике» и как на фильм реагируют первые зрители
— На своем пути главная героиня встречает разных людей. Это обычные горожане, образы которых собраны из воспоминаний. Кто-то писал, что по городу шел человек, к шее которого веревкой был привязан портфель, потому что у него уже не было сил его держать — и у нас появилась такой бредущий человек.
Есть сцена, в которой человек везет хлеб в детский сад, но санки переворачиваются на кочке прямо перед очередью за хлебом, в которой люди стояли по десять часов. Голодные люди бросаются к хлебу, которого давно не видели в таком количестве, но сквозь помутненное сознание слышат крик «это детям», собирают весь хлеб и вызывают милицию, чтобы она помогла этому человеку довести еду детям. Это победа человеческого духа над телом.
Блокадники говорили, что привыкнуть можно ко всему: к боли, к бомбежкам, но к голоду привыкнуть невозможно. Голод — это не просто когда у тебя болит живот и хочется есть, это когда весь организм кричит: «накорми меня». В таком состоянии начинается помутнение рассудка, человек не понимает, что делает.
Для меня сцена с хлебом ключевая в фильме: блокадники часто говорят, что в блокаду было много плохого, но хорошего было больше — человечности, доброты, помощи, самопожертвования, когда люди отдавали последнее, спасали кого-то, погибая сами. В этом и заключается суть фильма — почему в результате город выстоял и мы победили.
Самые страшные вещи мы в фильме не показали, потому что это был бы такой натурализм, который ни один зритель не смог бы смотреть, а я не смог бы снимать и монтировать. Даже тот немного адаптированный вариант всё равно тяжелый, но люди смотрят и не выходят из зала.
Список источников