Рождённый Победой
«В октябре 1941-го в Омск прибыл Академический театр имени Евгения Вахтангова, эвакуированный из Москвы, – рассказывает Лидия Трубицина. – В связи с этим возникла ситуация, когда Омский театр могли в приказном порядке отправить работать в Тару, Москаленки или Исилькуль. Уже прорабатывались такие решения. Но здесь, наперекор всем заготовленным свыше вариантам, встала железно непреклонная дама – Лина Семёновна Самборская, художественный руководитель Омского театра. Михаил Александрович Ульянов, которого Самборская в 1944 году приняла в студию при театре, называл Лину Семёновну интереснейшей актрисой и незаурядным человеком, отмечал, что она умела эффектно вести себя и в жизни, и на сцене, умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом была наделена властной твёрдостью характера. Вахтанговский и омский театры ставили свои спектакли и идавали их на сцене поочередно. Как свидетельствуют историки, залы были полны, успех обоих коллективов у публики был неизменным».
Кроме вахтанговцев Омск принял Сталинградский театр музыкальной комедии. Зрелищность, яркая игра актёров привлекают зрителей на спектакли сталинградцев.
Так театр музкомедии выглядел изнутри. Фото: Исторический архив Омской области
«Казалось бы, «когда пушки стреляют, то музы молчат», но этого не случилось в Омске. Потому что человеку нужно, чтобы его что-то радовало. Он приходит в театр, смотрит оперетту, где-то нелепую, с князьями и барышнями, он отвлекается, погружается в сюжет, музыку, — говорит Людмила Першина. — К концу войны стало понятно, что такой театр Омск заслуживает. И надо отдать должное, в тех условиях, когда флаг Победы ещё не был поднят над рейхстагом, было принято решение создать в нашем городе театр музыкального направления. В 1947 году в Омске открылся театр оперетты, причем первым его директором стал Леонид Ицков – отец народного артиста РФ, любимого и популярного Юрия Ицкова. Хотя он получил питерскую прописку, но он – наш и говорит, что Омская драма – его лучшие годы».
Статья по теме
Оперетта за колючей проволокой. Как сложилась жизнь омской актрисы Лавровой
Первым спектаклем стало «Яблоко любви» – оперетта советского композитора Хейфа. Омичи полюбили этот театр, спустя годы театр трансформировали в музыкальный, но это случилось в 1982 году. Сейчас его здание называют в Омске «трамплином» из-за его особой изогнутой крыши. Правда, омичи старшего поколения часто вспоминают здание театра музкомедии, который располагался в дореволюционном здании общественного собрания. Об акустике и интерьерах его рассказывают исключительно хорошее. В этом театре появились удивительные артисты, сохраняя ауру театра, рождённого победой. 20 лет руководил музыкальным Арнольд Паверман, потом Виктор Лавров – человек с яркой сценической внешностью, прекрасными режиссёрскими способностями. Он и его жена блистали на сцене. Это были люди, которые предавали столичный блеск театру.
Здание музыкального театра открылось в 1982 году. Фото: АиФ/ Александра Горбунова
Аз есмь?
Перед зрителями разворачивается драма современного человека. Самое большое зло мира – одиночество, когда человек, несмотря на то, что у него есть всё для достойной жизни, постоянно борется за своё Я.
Три персонажа – три взгляда на жизнь. Попытка понять, где был Маркус, становится поиском смысла жизни и размышлением на глобальные темы доверия, честности перед собой и веры. Так, Дональд отрицает Бога, который оставил людей самостоятельно решать свои проблемы. Роберт обижен на Создателя, так как тот отбирает всё, что есть у человека: дорогие вещи, людей, а также веру. В его понимании жизнь – это чудовище, пожирающее всех без разбора, поэтому рано или поздно человек останется один.
Фото: Омский академический театр драмы
Для Сарры Бог – это любовь, стремление к которой может оправдать любые поступки, даже преступление. В понимании Сарры любовь искупает все грехи. Но это не только любовь между мужчиной и женщиной, а любовь, связывающая все родственные души.
Персонажи постепенно раскрывают свои секреты, избавляясь от «внутренней грязи», которую когда-то насобирали. «Летние осы кусают нас даже в ноябре», — постоянно повторяют Сарра, Роберт и Дональд. Это метафора известной фразы из Библии о том, что есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать — другими словами каждый пожинает те плоды, ростки которых когда-то заронил своими действиями.
Фото: Омский академический театр драмы
Герои пьесы признались в своих грехах и приняли друг друга такими, какие есть
И после этого уже всё стало неважно, и вопрос о том, где был Маркус в прошлый понедельник, ушёл на задний план. Главным в жизни стал дождь, который, оказывается, льёт третий день, и всем жутко надоел
Но дождевые капли, барабаня по окнам, приносят облегчение. Персонажи находят то, что их временно избавляет от одиночества – нелюбовь к этому явлению природы. Сарра, Роберт и Дональд радуются этому, как дети, бегают по дому, щекоча друг друга, а дождь смывает грязь с окон, асфальта и человеческих душ.
В спектакле принимают участие Михаил Окунев (Дональд), Ольга Беликова (Сарра) и Владислав Пузырников (Роберт).
Пятый и следующие
В 1990 — е гг – новый виток в расширении театрального пространства. В 90-м году начал работать в Доме актёра Сергей Рудзинский. Потом его труппа стала называться «Пятым театром». Они заявил о себе новыми постановками, и хотя Сергей прожил недолгую жизнь, но то, что он сделал, что оставил после себя, получило мощный импульс и было поддержано великолепным директором Александрой Юрковой. И время доказало: все, кто был причастен к созданию «Пятого театра», сохранили память, остались верны идеям, которые положил в основу театра Рудзинский, – искать и находить новое, нетривиальное, быть в диалоге с представителями разных театральных школ, расширять горизонты творческой самостоятельности. На преодолении, на желании сохранять и продвигать дело, начатое Сергеем Рудзинским, на стремлении идти вперёд, актёры развивали в себе способность вступать в союз-диалог с режиссёрами разных школ, самоотверженно включаться в работу, осваивая новые творческие пространства.
Новость по теме
Омский театр «Галёрка» отметил новоселье спектаклем «Сергей Есенин»
Драматический Лицейский театр возник в 1994 году на базе театрального класса лицея № 66 г. Омска: администрация города поддержала идею заслуженного артиста России Вадима Решетникова, мэром города Валерием Рощупкиным было подписано постановление об открытии первого в городе муниципального театра.
В театре играли сами дети, а название этому придумали в духе Пушкинской поэзии – лёгкое и романтичное. Он стал называться «Лицейским». Первый театральный сезон начался с работы над спектаклем по произведениям, любимым всеми детьми: «Голый король» и «Белоснежка и семь гномов». У театра есть своё помещение, это здание, похожее на дворец в миниатюре.
Два городских театра к своему году готовы. Каких премьер ожидать зрителю?
Подробнее
Театр «Студия» Любови Ермолаевой» появился в статусе профессионального в 1991 году. Любовь Иосифовна была омской театральной достопримечательностью, потому что она ещё в свои молодые годы создала знаменитый Театр поэзии во Дворце культуры нефтяников. Появление «Студии» стало своеобразным шагом признания заслуг Л.И. Ермолаевой и пониманием, что необходимо расширение театрального пространства.
Сегодня у этого коллектива есть своя публика. Это театр поэтический, иносказательный. У них хороший литературный слух, говорят критики. Много инсценировок по прозаическим произведениям. «Московские критики, которые приезжали в эти годы в Омск, когда рухнула страна, закрылись заводы и, казалось бы, людям не до театров, были поражены: у нас театры полные, а в столице – нет. Может быть, неистребимая тяга омичей к театру помогала выжить и не утратить чувство, если не радости в жизни, то оптимизма», — говорит Людмила Першина.
Тарский имени Ульянова и Калачинская «Сказка»
В 2000-е театральное пространство региона продолжило тенденцию к расширению. Профессиональный театр появился в Таре. Режиссёр Константин Рехтин забрал из Омска своих студентов, и сначала на сцене Дома культуры, а потом в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Родина» стало работать новое культучреждение. Год его рождения – 2002-й. Театр сегодня носит имя великого земляка Михаила Ульянова. Сам Михаил Александрович вначале скептически отнесся к этой идее – открыть театр в городе с населением 27 тысяч, понимая все сложности организации жизненного процесса творческого коллектива. Но потом, поверив в намерения властей всемерно поддержать новый театр, всемерно помогал своим младшим сотоварищам-тарчанам. И сейчас в старейшем городе Омского Прииртышья сформировалось своеобразное сообщество, которое формирует современную культуру сибирского города. Сейчас у театр есть сценическая площадка в Омске. Её стал ДК «Рубин».
У театра в Таре установили памятник Михаилу Ульянову. Фото: Из личного архива/ Алексей Мальгавко
Есть еще один региональный театр – в городе Калачинске. Это театр кукол «Сказка». В городе живёт около 50 тысяч человек, но каждый спектакль – аншлаговый. Теперь он носит имя своего создателя – Геннадия Андреевича Пономарёва.
Лаборатория
Омский государственный академический театр драмы организовал на своей базе лабораторию современной драматургии. Здесь осуществляются творческие эксперименты и поиски. Зрителя в спектаклях интересуют не только вечные ценности, ему хочется увидеть на сцене и проблемы современного мира. При выборе пьесы необходимо ориентироваться на то, чего хочет современная публика. При этом процесс создания спектаклей должен быть творчеством, а не штамповкой того, что наверняка принесёт прибыль, но не позволит театру развиваться.
Лаборатория позволяет проверять свои возможности, ставить перед собой трудные задачи и решать их. Здесь собираются режиссёры, драматурги и актёры. Они совместно пытаются найти способ наилучшего воплощения идеи на сцене. Когда драматург создаёт пьесу, он разыгрывает её в воображении. Режиссёр, прочитав её, разрабатывает идею воплощения. Актёры наделяют персонажей плотью и голосом. Но не всё то, что написал драматург, возможно показать на сцене так, как он задумал. Режиссёр может иметь точку зрения на воплощение пьесы противоположную той, которую имеет автор. Постановщик берёт в спектакль часть сюжета и избавляется от текста, который считает неприемлемым для сцены. При создании образов актёры могут наделить героев чертами характера, которых нет в пьесе.
Спектакль – результат усилий всех, значит, и работать над ним необходимо слаженно. Увидеть достоинства и недостатки постановки можно только на сцене. По этим причинам редко театры решаются на новые пьесы, предпочитая классику. Лаборатория выполняет функцию экспериментальной сцены. Здесь драматурги, актёры и режиссёры сводят воедино все составляющие будущего спектакля. Создают эскизные постановки. Затем анализируют и исправляют ошибки. Благодаря работе лаборатории было поставлено 5 пьес современных неизвестных авторов.
Следы былого
Камерная сцена превратилась в гостиную ротмистра Адольфа (Михаил Окунев). Художник спектакля Евгений Лемешонок детально воссоздает мансарду – вот большие балки, обозначающие свод крыши, вот высокие заиндевевшие окна, на подоконнике – камни, коллекция ротмистра, на стенах, если присмотреться, заметны следы от фотографий, которые зачем-то сняли и сложили грудой на секретере. В доме готовятся к Рождеству, в углу стоит огромная коробка с праздничными украшениями, которые Лаура, жена Адольфа, вот-вот развесит по дому.
Статья по теме
Вахтанговцы и гастроли в Москве. В Омской драме будет насыщенный сезон
«Отец» омской драмы – это спектакль с небольшим количеством действующих лиц, но с большим количеством блестящих актерских работ, которым сопереживаешь острее благодаря тому, что спектакль идет в камерном пространстве. Рассадка в этом спектакле выполнена таким образом, что зрителей в отдалении практически нет, все сидят рядом со сценой, в два-три ряда, практически являясь стенами гостиной.
Статья по теме
Новая драма – это здорово, весело и больно. Драматург — о молодом театре
Оперный дом Ивана Андреева
«Мы – журналисты, работающие в сфере культуры, — говорит Людмила Першина.- Но пока ты трудишься над книжкой, то невольно погружаешься в такие исторические глубины, и выплывают вдруг такие удивительные совпадения, невероятные параллели, такие драматически закрученные спирали, что начинаешь сопоставлять, анализировать. Невольно становишься историком».
Статья по теме
Премьеры и гастроли. Как пройдёт Год театра в Омске
Следуя царскому предписанию, экспедиция Ивана Бухгольца, с надеждой пробить дорогу «песошному золоту», начала продвигаться вдоль Иртыша. Следом начала воздвигаться цепочка крепостей вдоль реки. В 1716 году закладывается Омская крепость. Сначала деревянная, но в эпоху Петра Алексеевича всё делалось стремительно, вскоре на диком берегу появляются каменные строения.
Петр I был человеком европейского воспитания, стремящийся Россию побыстрее ввести в лоно европейской культуры, он сделал большой рывок во всех сферах, в том числе в культуре. При нём начинается бурное развитие театрального искусства, появляются свои русские драматурги. В эпоху Анны Иоанновны, которая тоже любила театр, появляются российские труппы, правда, пока что выступающие нерегулярно. Дочь Петра Елизавета тоже показала себя покровительницей театра. При ней прибыл в Петербург Джованни Баттиста Локателли – актёр, певец и антрепренёр. Ставший потом первым русским оперным и балетным антрепренёром. В 1757 году его стала устраивать представления для императрицы и её двора. Театр Локателли получал из казны жалованье, играл на сцене театра у Летнего дворца: два раза в неделю за деньги – для публики, раз бесплатно для Елизаветы Петровны.
В Доме художника проходит выставка, соединившая все театры на одной экспозиционной площадке. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева
В Омской крепости в ту пору руководил работами генерал Иван Шпрингер. Очень мудрый человек, прекрасно понимающий, что молодёжи, которая приезжает в дикие, необустроенные края, нужно непременно что-то, чтобы их подвигало к дальнейшему духовному развитию.
«Лучшее средство – театр, где раскрывается воображение человека, — рассказывает Людмила Першина. — Опять счастливое совпадение – в 1764 году получает назначение в Омскую крепость молодой топограф Иван Андреев. Ему еще не было и 21 года. Он незаслуженно забыт, а его в своё время воскресил из небытия журналист Мудрик».
Вопрос-ответ
Кто будет ходить в зал в подвале минкульта, отданный драмтеатру?
Крепость ещё строилась и обустраивалась, а у этих молодых топографов была чертёжная мастерская – отдельно стоящее строение. Оно и стало первым публичным любительским театром в азиатской части.
Театр – это искусство здесь и сейчас.
В Москве для труппы Локателли был построен Оперный дом. Свой чертёжный дом Андреев назвал также. В своём дневнике, который он назвал «Домовой летописью» он напишет об этом так: «В сию ж зиму, к рождественской неделе, учреждён от генерала был в чертежной оперный дом, где и чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим, причём на расходы со зрителей собиралось довольно денег и употреблялись на разные платья и уборы». Зима 1764-1765 годов стала первым сезоном Оперного дома Ивана Андреева.
Одна из картин выставки в Доме художника. Слева — фигура в треуголке, образ Ивана Андреева. Фото: АиФ/ Наталья Корнеева
Ставились самые популярные в то время водевили, комические оперы. Для спектаклей шились костюмы, монтировались декорации, деньги на это собирали всем миром. В столь юные годы этот человек не побоялся взять на себя ответственность и стать, по сути, руководителем театра. Кстати, Фёдор Волков, который организовал первый в России публичный профессиональный театр в Ярославле (1756), был его ровесником.
«Мы, омичи, получили какую-то удивительную инъекцию любви к театру, и, наверное, генетически как-то закодировалось и передалось потом последующим поколениям, — отметила Людмила Першина. — Сейчас, куда бы ты не приехал, говорят: «О, вы из Омска! У вас там такая театральная публика!» И только в превосходных степенях».
Список источников