Семья Динары Асановой
Ее мужем был начинающий художник Николай Юдин. В 1971 году у них родился сын. Динара Асанова в семейном кругу его называла чаще Анваром, хотя по документам он был Владимиром. Она полагала, что это имя мальчику больше подходит.
От отца Владимир унаследовал способности к рисованию. А Динара окунула его в мир кино. Она сняла его в нескольких своих картинах, в том числе и в фильме “Пацаны” 1983 года.
Сын всегда находился с ней на съемках. У него практически не было детства. Его психика не выдержала. После смерти Динары Асановой расстройство личности у Владимира начало прогрессировать. Его отвезли во Фрунзе, к бабушке. Но когда матери Динары не стало, он оказался никому не нужен. К Владимиру не проявили интерес ни друзья, ни коллеги Асановой, ни даже его родной отец.
Сын Динары Асановой проживает в Санкт-Петербурге. Чем занимается, неизвестно, но в кино больше не снимается.
Фильм “Пацаны”
В 1983 году Асанова приступила к съемкам киноленты о “трудных подростках”. Прежде она снимала в своих фильмах детей коллег и знакомых. В картине “Пацаны” мы видим настоящих воспитанников лагеря для несовершеннолетних подростков.
Трудные подростки в фильме Асановой сыграли лучше профессиональных актеров. Как ей это удалось? Поговаривали, что она обладала гипнотическими способностями. Но это всего лишь догадки. Как Динаре Асановой удавалось найти ключ к искалеченной детской душе, неизвестно.
Она отличалась от прочих режиссеров, в том числе и тем, как подбирала актеров в очередную картину. Ей нужно было увидеть и понять душу человека, нечто такое, что не имеет никакого отношения к таланту.
Алексей Полуян, известный по фильмам Балабанова, в кинематограф попал с легкой руки Динары. В фильме “Пацаны” он исполнил дебютную роль.
Фильмография
- Рудольфио ( русский : Рудольфио ) (1970)
- У дятла не болит голова (Не болит голова у дятла) (1975)
- Ключ, которому нельзя отдавать (Ключ без права передачи) (1976)
- Проблемы (1977)
- Жена ушла (Жена ушла) (1979)
- Бесполезная девушка (Никудышняя) (1980)
- Что вы выбрали? (Что бы ты выбрал?) (1981)
- Мальчики (Пацаны) (1983)
- Дорогой, дорогой, любимый, уникальный … (Милый, дорогой, любимый, единственный) (1984)
- Дети раздора (Дети раздоров) (1984)
Рудольфио (1970)
Первым фильмом Динары Асановой стал « Рудольфио» . Фильм является экранизацией романа Валентина Распутина « Рудольфио» 1965 года . Основные темы фильма – юность, юная женская сексуальность, стыд и возраст согласия. Речь идет о девятикласснице по имени Ио, которая влюбляется в Рудольфио, женатого мужчину постарше. Хотя фильм посвящен теме женской сексуальности, многие части книги, иллюстрирующие сексуальность Ио и ее страсть к Рудольфио, не были включены во избежание проблем с цензорами. В эпоху Советского Союза советские цензоры внимательно изучали фильмы, чтобы убедиться, что тематика фильмов соответствует советским убеждениям. После того, как фильм прошел цензурную экспертизу, перед официальным выходом в прокат его пришлось переделать. Было удалено несколько сцен, таких как сцена, где Ио и Родольфио вместе гуляют по морю. Цензоры хотели убедиться, что Ио и Рудольфио не могут быть вместе. Из-за неурядиц с цензурой Асанова пять лет не смогла устроиться на режиссерскую работу. Период вдали от кино закончился, когда она начала работать на « Ленфильме» .
У дятла не болит голова (1975)
«У дятла не болит голова» («Не болит голова у дятла») – первый полнометражный фильм Динары Асановой. Это был первый фильм, который она сняла, когда начала работать на киностудии «Ленфильм» в Ленинграде, и благодаря ему она получила известность в советском кино. Это также определило стиль и общие повествовательные темы, изображенные во всех фильмах Асановой. В фильме «Дятел не болит голова» изображен молодой амбициозный барабанщик, который влюбляется в девушку во время летних каникул. Речь идет о трудностях первой любви и выборе молодежи на всю жизнь.
Крутые дети или мальчики (1983)
Крутые дети или мальчики» («Пацаны») был самым коммерчески успешным фильмом Асановой Динары. Он был снят в конце ее карьеры, когда она работала на киностудии «Ленфильм», и продолжила тенденцию тревожного подросткового возраста как главную тему фильмов Асановой. Речь идет об аспиранте, который наставляет и поддерживает группу преступников и преступников в лагере. После выхода в прокат фильм получил высокую оценку, и Асанова получила Государственную премию СССР .
Режиссура
Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле В. Распутина. Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.
Юрий Визбор в фильме “Рудольфио” | Кино-Театр
Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.
Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.
Динара Асанова | Facecollection
В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.
Динара Асанова на съемках | Собеседник
Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики
Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.
Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.
Динара Асанова | Аргументы и факты
Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.
Наследие
Динара Асанова остается известной женщиной-режиссером из позднего Советского Союза . Несмотря на раннюю смерть в возрасте 42 лет, она создала несколько фильмов, которые способствовали формированию позднесоветского кино . За работу над фильмом «Крутые дети» награждена Государственной премией СССР, а в 1980 году – Заслуженная артистка Российской Федерации, Бишкек , Кыргызстан . Фильм Асановой « Дорогие, самые дорогие, любимые, неповторимые …» был показан в разделе «Особый взгляд » на Каннском кинофестивале 1985 года . После ее смерти о ней были сняты три документальных фильма: первый – « Я тебя всех очень сильно люблю» (1987), второй – « Динара» (1988), а третий – « Динара Асанова» (2003).
Девочка, не похожая на других
Динара Асанова – военный ребенок. Она родилась 24 октября 1942 года в столице Киргизии, городе Фрунзе (теперь Бишкек). Отец Динары, Кулдаш Асанов, погиб на фронте в этом же году. Мать работала ткачихой и воспитанием девочки занималась преимущественно бабушка. От нее Динара научилась умению общаться с людьми. Девочка-тихоня находила общий язык со всеми своими сверстниками, могла играть в футбол с мальчишками, организовывала дворовую библиотеку и рисование афиш для кинотеатра. Мать настаивала, чтобы после окончания школы Динара получила надежную и высокооплачиваемую работу на текстильной фабрике, но выпускница отправилась на студию ‘Киргизфильм’ и попросила принять ее хотя бы уборщицей. Она заведовала реквизитом, работала в съемочной группе фильма ‘Зной’ режиссера Ларисы Шепитько, и благодаря своему изяществу и милому восточному лицу даже снялась в фильме ‘Девушка из Тянь-Шаня’ (1960 г.).
Киностудия рекомендовала Динару Асанову к поступлению во ВГИК. Первая попытка была неудачной, но девушка не отступила. Только после третьего раза она поступила на режиссерский факультет, в мастерскую Г. Столпера и М. Ромма. В группе, где учились также Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, шла достаточно жесткая борьба за лидерство, от которой Асанова отстранялась, также как и от шумного веселья в студенческих компаниях, однако среди ее многочисленных друзей были и такие звезды шестидесятых, как Булат Окуджава и Белла Ахмадулина. И в это же время прозвучал первый тревожный звонок – во время отдыха у Динары остановилось сердце, но соседки по общежитию успели вовремя вызвать ‘скорую’.
После окончания ВГИК Динара Асанова переехала в Ленинград. В 1970 году был снят ее первый самостоятельный фильм. Для своей дипломной работы Асанова выбрала новеллу В. Распутина ‘Рудольфио’, рассказывающую о сложных взаимоотношениях взрослого мужчины и девочки-подростка. Выразительная игра легендарного Юрия Визбора, импровизация, переосмысление первоисточника, и наконец, необычное раскрытие главной темы последующего творчества Асановой – становления личности подростка – не спасли режиссерский дебют от опалы. Фильм был обвинен в подражании ‘Лолите’, а Асанову на целых пять лет лишили возможности снимать. В это время она вышла замуж за Николая Юдина, художника-графика, а в 1971 году родила Анвара, своего единственного ребенка, который впоследствии не раз появлялся в ее картинах.
Форма фильма
Повествование
В фильмах Динары Асановой часто изображается борьба людей и молодежи в повседневной жизни. Ее самые известные фильмы, такие как «Рудольфио», «Дятел без головной боли» и « Крутые дети», посвящены трудному подростковому возрасту и трудному переходу от детства к взрослой жизни. Они также сосредоточены на личных проблемах, трудностях советской жизни и вопросах, связанных с затруднительным положением человека. Асанова считается членом «Ленинградской школы» кинематографистов. Это была группа кинематографистов, известных своей похожей формой фильмов. Другими ключевыми участниками были Виталий Мельников , Алексей Герман, Глеб Панфилов и Илья Авербах . Их фильмы характеризовались как реалистичные, неоднозначные и включали критику повседневного и советского общества.
Стиль
Стиль фильма Динары Асановой можно охарактеризовать как реалистичный, документальный стиль и неприукрашенное изображение мира. Она включила реализм в свои работы, чтобы внести свой вклад в рассказы своих фильмов, которые часто фокусировались на личности и реалистичном изображении общей жизни. Асанова известна тем, что использует импровизацию в своих фильмах в форме диалогов и сюжетов, чтобы сделать свои фильмы более грубыми и реалистичными. Также Асанова смешивала в своих фильмах как известных, так и неизвестных актеров. Молодые актеры часто были неизвестны и появлялись впервые.
Хрущевская оттепель на киноформе Асановой
Форма фильмов Динары Асановой и фильмов других режиссеров «Ленинградской школы» отражает изменение взглядов и способов использования искусства в годы Советского Союза, известные как хрущевская оттепель . Оттепель произошла во время президентского срока Хрущева в 50-60-е годы. Это был период перехода от сталинской культурной политики и строгой цензуры к разрешению писателям, художникам и кинематографистам критиковать советские социальные проблемы и сосредотачиваться на личном опыте, а не только на коллективе. Последствия «оттепели» продолжились и в более поздний период существования Советского Союза, после того как закончился срок правления Хрущева . Асанова – известный кинорежиссер, представляющий художников этого периода. Она часто откровенно критиковала советское общество, особенно по вопросам сексуальности, пола и повседневной советской жизни. Эти критические замечания можно найти во всех ее фильмах, и они часто изображаются через ее юных и подростковых персонажей. Хотя цензура не была такой строгой во время и после периода оттепели, Асанова стратегически использовала эту критику в своих фильмах, чтобы не отложить их на полку.
Биография
Динара Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, в том же году погиб на фронте. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.
Динара Асанова | Аргументы и факты
Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.
Динара Асанова в молодости | Кинопортал
Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.
Динара Асанова | Кино-Театр
К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».
Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.
Карьера
После окончания средней школы в 1959 году Асанова начала свою карьеру в кино в качестве ассистента режиссера, монтажника и актрисы на киностудии « Кыргызфильм » с 1960 по 1962 год. За время работы на студии она работала с Ларисой Шепитько «1963» над ее фильмом « Жара» («Зной») . Затем Асанова начала учиться в Герасимовском институте кинематографии или ВГИКе , советской государственной киношколе в Москве . Она училась вместе с двумя другими известными советскими режиссерами Михаилом Роммом и Александром Столпером . Для дипломного проекта Асанова сняла свой первый фильм « Рудольфио» (1970). Асанова окончила университет в 1969 году, а в 1974 году переехала в Ленинград, чтобы начать работать на киностудии « Ленфильм» . На студии Асанова сняла свой первый полнометражный фильм « У дятла не болит голова» (1975), который помог ей утвердиться в советском кино . Асанова сняла еще 8 фильмов со студией. «Крутые дети или мальчики» (1983) был ее самым известным фильмом и самым кассовым хитом. Ее карьера закончилась в 1985 году из-за ее смерти 4 апреля.
Смерть
Внешне Динара Асанова была хрупкой, слабой. Но в действительности являлась очень сильным человеком. Она никогда не отдыхала, работала на износ, могла одновременно снимать три фильма. Асанова, словно зная, что ей отведено немного, торопилась жить.
Она работала не для того, чтобы добиться признания критиков. Динара Асанова стремилась помочь начинающим актерам, сценаристам. Именно она дала толчок Марине Левтовой, Елене Цыплаковой, Ольге Машной. Она помогала друзьям, коллегам, подросткам, которые снимались в ее картинах. Но только не себе.
Каждый фильм стоил ей здоровья. Особенно дорого обходились Асановой трения с чиновниками, которые называли ее фильмы неудачными. Последние годы у нее часто болело сердце.
За три месяца до страшного события, которое произошло в одной из мурманских гостиниц, Асанова все чаще стала говорить о смерти. Коллеги утверждают, что она чувствовала приближающуюся трагедию. В апреле 1985 года Динара поехала в Мурманск для съемок нескольких сцен к своему последнему фильму.
Ее нашли мертвой в гостиничном номере. Рядом лежала записка, которая заканчивалась словами: “Очень всех вас люблю”. Это было не самоубийство. У Асановой остановилось сердце. Но записку, которую она оставила на гостиничной тумбочке, долго расценивали как предсмертную. А еще говорили, что Динара обладала даром предвидения и точно знала, когда она умрет.
Нет времени на неправду
Такими же рождались и кинофильмы Асановой — драматичные, до дрожи честные, без напыщенных пустых диалогов. В 21 год Динара пережила клиническую смерть — остановилось сердце. Благо, рядом оказались близкие, успели помочь, вовремя вызвать медиков, спасти. Но после случившегося Дика, как называли ее друзья, не раз говорила, что долго не проживет, отводя себя не более 45 лет на земле. И повторяла: «У меня нет времени говорить неправду».
Ее выпускная работа — короткометражка «Рудольфио» о любви девочки ко взрослому мужчине — заслужила оценку «отлично». Но не в высших кругах: ленту сравнили с «Лолитой» Набокова и заявили, что в жизни советских людей такие случаи исключены, — Асанова на пять лет лишилась возможности делать кино.
Кадр из фильма «Рудольфио»
Начало пути в кинематограф
Биография будущего постановщика началась в 1942 году. На свет девочка появилась в киргизском городе Фрунзе 24 октября. Глава семьи погиб на фронте, мать растила ребенка одна.
Огромную роль в воспитании внучки сыграла бабушка. Она научила Динару нахождению общего языка с людьми, пониманию, общению. Самодостаточная тихая девочка кардинально менялась в компании сверстников. Она быстро организовывала интересные занятия.
Так, в доме она создала библиотеку, где новые книги можно было получать лишь после пересказа старых. Асанова любила играть с мальчишками в футбол, устраивать школу, где была преподавателем, для местного театра рисовала с друзьями афиши.
К окончанию школы было решено, что образование необходимо получать в сфере киноиндустрии. Мама мечтала, чтобы дочь связала жизнь с текстильным производством, но сама Динара направилась на киностудию «Киргизфильм». Профессий там девушка освоила немало.
Она начала с заведования реквизитом. На время съемки Ларисой Шепитько киноленты «Зной» Асанова работала ассистентом режиссера. В 1960 Динара стала актрисой. В фильме «Девушка Тянь-Шаня» очень кстати оказались и ее восточный типаж, и юность, и миниатюрность.
Кинотворчество
В киноистории после института Алтынай возвращается в родной колхоз на Тянь-Шане. Она собирается замуж за своего любимого Асаке. Неожиданно девушку избирают председателем. Вопреки сложившимся традициям она успешно ведет дела, завоевывая всеобщее уважение. Недоволен только отец жениха, мечтавший о высоком положении сына. Желая навредить Алтынай, Аширбай задумал недоброе. Однако от козней отца погибает его сын.
В образе Анары исполнительница появилась в киноленте «У каждого своя дорога», посетительницей прибрежного кафе была в фильме «Жена ушла». В семейной драме показана поначалу идеальная жизнь супругов. В главного героя Клюева есть все. Однако неожиданно жена уходит от него, оставляя сына.
Разносторонне одаренная сотрудница была направлена для учебы во ВГИК. Динара твердо решила учиться в этом вузе. Поступала девушка на режиссерский факультет. После нескольких неудачных попыток соискательнице удалось стать студенткой мастерской Ромма и Столпнера. Курс оказался преимущественно мужским. В обществе уверенных сокурсников Асанова чувствовала себя не слишком комфортно. Но все, кто начинал с ней общаться, вскоре понимали, настолько интересный человек скрывался за внешней стеснительностью и молчаливостью.
После завершения учебы Динара переехала в Ленинград. В 1970 была снята первая самостоятельная работа. Короткометражный фильм «Рудольфио» создавался по одноименному произведению Распутина о непростых отношениях подростка и взрослого мужчины. Главного героя блистательно сыграл Юрий Визбор. В дебютной картине очень тонко и нестандартно раскрывалась тема личностного становления девочки-подростка. Асанова также выступила в амплуа сценариста.
Двойное исключение
Динара родилась в 1942 году в городе Фрунзе (теперь — Бишкек, столица Кыргызстана). Отец погиб во время войны, мать работала ткачихой на фабрике — в текстильную промышленность она надеялась устроить и дочь, чтобы та имела стабильный заработок. Но Динара со школы стремилась в кино: не сниматься — хотя с ее внешними данными дороги были открыты — а снимать. В десятом классе она пришла на киностудию с готовностью трудиться кем угодно, хоть дворником. Ее взяли: девушка работала с реквизитом, помогала с монтажом, трудилась ассистентом режиссера, снялась в двух картинах — «Девушка Тянь-Шаня» и «У каждого своя дорога».
Старания Асановой на «Киргизфильме» оценили и дали рекомендации для поступления во ВГИК. На курсе неприметную, молчаливую студентку поначалу называли «направленкой» и не ожидали от нее выдающихся работ. Но Дина стала любимицей наставника Михаила Ромма, что вдвойне удивительно: режиссер и педагог не желал видеть не своем курсе девушек и со скептицизмом относился к абитуриентам из республик. А тут — Динара из Киргизской СССР… Перед обаянием тихони не устояли и одногруппники. Поговаривали, будто ей от бабушки-ведуньи передана способность очаровывать людей, находить контакт даже с самыми несговорчивыми.
Кадр из документального фильма «Очень вас всех люблю…»
Первый фильм
В начале шестидесятых самой смелой киностудией Советского Союза был “Ленфильм”. Туда и взяли выпускницу ВГИКа Динару Асанову. В 1970 году в городе на Неве она сняла свой дипломный фильм — “Рудольфио”.
Это была короткометражная кинолента. В ее основе — рассказ Валентина Распутина. В фильме рассказано о безответной любви школьницы к взрослому мужчине.
Динара Асанова открыла многим путь в кинематограф. В фильме “Рудольфио” дебютную роль исполнила девятнадцатилетняя Елена Наумкина, которая впоследствии стала профессиональной актрисой. Часто в фильмах Динары Асановой играли школьники. Ведь многие ее киноленты были о подростках.
Картина “Рудольфио” вызвала много споров и противоречий. Критики говорили, что фильм аморальный, называли работу Асановой “набоковщиной”. Однако картину начинающего режиссера увидели и на Западе.
Иностранные критики, в отличие от советских цензоров, ничего в “Рудольфио” безнравственного не разглядели. Динару Асанову они сравнивали с мэтрами мирового кинематографа и предсказывали ей блестящее будущее. Впоследствии каждый творческий успех ей давался с огромным трудом.
Ее путь в кинематографе начался с серьезных испытаний. После выхода “Рудольфио” наступило сложное время. За четыре года она не сняла ни одного фильма. Не потому что не хотела. Госкино закрывало сценарий за сценарием. Лишь в 1974 году Динара начала работать над новой картиной.
Фурор
Фильм вышел в прокат в 1983-м. Картина рассказывала о жизни в лагере для трудных подростков. Причем на съемочной площадке были вовлечены в работу сами дети из данного учреждения. Заметим, работа над лентой изменила и самих актеров. Они обрели свою некую внутреннюю свободу. Между прочим, до последнего Асанова старалась следить за их судьбой.
Как бы то ни было, спустя 2 года это произведение получило очередную премию. Правда, сама Динара об этом уже не знала.
В 1984-м она сняла очередной фильм, который назывался «Милый, дорогой, любимый, единственный». Кстати, картина получилась очень камерной. Практически все действие ленты происходило в кабине машины. Разумеется, в ленте звучала джазовая музыка.
В этом же году вышла ее очередная работа – телевизионный спектакль «Дети раздоров». Он продолжил тему взаимоотношений поколений. Ее работа в очередной раз затронула вопрос о разводе в семьях с детьми.
Список источников