«Седьмая печать»
1957
Фильм, в одночасье превративший Бергмана из талантливого шведского режиссера в мировую кинознаменитость. Мало кто из тех великих, что выросли в пятидесятые, не вспоминал потом, как посмотрел «Печать» на ночном сеансе в американском кинотеатре, – и Вуди Аллен, и Мартин Скорсезе, и Брайан Де Пальма, и кто только не. Оно и понятно: фантастическая драма о рыцаре (фон Сюдов), вернувшемся в опустошенную чумой Швецию и встретившем там саму Смерть, с ходу обезоруживает чистой магией сказочного кино. Наполненное тяжеловесным готическим символизмом, невиданным в творчестве шведа ни до, ни после, это кино некоторыми трактуется как высказывание Бергмана на тему веры, другими – как энциклопедия образов смерти в мировом искусстве, третьими – просто как перенесенное на пленку средневековое сказание. Более того, именно с «Печати» началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бергмана и Макса фон Сюдова.
Цитаты о Бергмане
Ингмар Бергман. 1988 год
«Этот человек — один из немногих режиссеров, возможно, один-единственный в мире, кто сказал о человеческой натуре столько же, сколько Достоевский и Камю» Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Публикация на сайте Cinemotion. 9 ноября 2015 года..
«Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в „Шепотах и криках“ сестры тоже так и не могут простить друг друга, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва. К тому же вместо реплик Бергман заставляет звучать виолончельную сюиту Баха, что сообщает особую глубину и емкость всему, что происходит на экране, придает покоряющую убедительность стремлению режиссера недвусмысленно выразить здесь то позитивное начало, которое обычно едва прослушивается в его суровых и горьких картинах. Благодаря Баху и отказу от реплик персонажей в сцене возник как бы некий вакуум, некое свободное пространство, где зритель ощутил возможность заполнить духовную пустоту, почувствовать дыхание идеала» Бергман и Тарковский // Сеанс. 8 июня 2008 года..
Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы
Почему Андрея Тарковского называют и самым перехваленным, и самым недооцененным русским режиссером?
«Бергман — один из самых откровенных режиссеров в кино, он чаще всего говорит что думает. Он идет не от формы, не от эстетики — он движим своим внутренним, сущностным развитием, и потому он — человек многослойный, человек Возрождения, северного, шведского Ренессанса с поправкой на замкнутость нордического характера. <…> Мне близок тот тип женщины, предощущение и затем воплощение которого во многом определяет его творчество. При всем их многообразии они похожи — самоуглубленные, закрытые, не растворяемые в мужчине. Пожалуй, только одна Лив Ульман была иной. Остальные же всегда жили и чувствовали наравне с мужчиной, наравне с Бергманом. Безо всяких скидок» А. Демидова. Бергман понимает неприкосновенность границ — Игры и Жизни // Сеанс. № 13. 1996. .
«Мне казалось очевидным, что в фильмах Бергмана единым непрерывным содержанием идет его нескончаемый диалог с Создателем. На мой взгляд, это лежит в русле протестантской традиции, которая, в отличие от православной, предполагает общение без посредников и допустимость вопрошания — а не только мольбы о милости или отпущении грехов. Бергман, с его способностью к вопросам и ожиданию ответа, с его как бы „хождением под Богом“ всегда, представлялся мне художником глубоко религиозным. И мне было странно и удивительно, когда выяснилось, что в Швеции его корили за безбожие» Л. Аркус. Александр Сокуров: они были в неравном положении // Сеанс. № 13. 1996..
«Посмотрел „Сарабанду“ Ингмара Бергмана. Снимать женщин — не актрис, а женщин. Только Бергман умеет это делать. Тело женщины, снятое Бергманом. В этом теле больше тела, чем смерти — в смерти. Последний план его фильма — это план женщины. Не актрисы, а женщины. Научимся ли мы снимать тело женщины? Может быть, нам это недоступно» Л. Дарденн. Хрупкость общая для всех. Люк Дарденн о фильмах других режиссеров // Сеанс. 15 ноября 2016 года..
«Золотой медведь Земляничной поляне доказывает Ингмар величайший точка сценарий фантастический точка возьмите вспышку сознания Виктора Шёстрёма ослепительную красоту Биби Андерссон помножьте на Хайдеггера плюс Жироду получите Бергмана точка» Из текста телеграммы, отправленной в редакцию журнала Cahiers du cinéma. .
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Обувь дня
Ботинки королевы Виктории и The BeatlesПатент дня
Надувная шляпа для предотвращения утопленияПохмелье дня
У «Свежего кавалера» на картине Федотова
Архив
1960-е
Здесь начинается зрелый Бергман. К этому десятилетию относятся самые знаменитые его картины – и некоторые громкие неудачи тоже. Режиссер отныне постоянно сотрудничает со Свеном Нюквистом, одним из величайших операторов современности, чей минималистский стиль привлекал лучших режиссеров мира – от Вуди Аллена до Андрея Тарковского. Определяется и состав актеров, постоянной «труппы» Бергмана. Кроме фон Сюдова, Харриет и Биби Андерссон и Гуннара Бьёрнстранда в нее входят Ингрид Тулин, Эрланд Юзефсон и Лив Ульман. Впрочем, Юзефсон был ближайшим другом Бергмана с его юности (но главные роли в его фильмах начал играть только с 1960-х). А норвежка Ульман стала его гражданской женой и родила ему дочь. Да, Бергман разводится в очередной раз.
В это десятилетие Бергман становится художественным руководителем Драматена, Королевского Драматического Театра Стокгольма, с которым связана немалая часть его жизни, и ставит там множество спектаклей. А также находит для себя остров Форё, где снимает «Сквозь тусклое стекло», «Персону» и «Стыд». Позже он поселится на этом острове, построит там личный кинотеатр. Там же Бергман умрет и будет похоронен.
Фильмы этого периода демонстрируют удивительную творческую свободу. Бергман предлагает несравнимо более мрачную и менее романтическую версию Средневековья, чем в «Седьмой печати», в «Девичьем источнике», картине об изнасиловании и мести. За нее он получает свой первый «Оскар». В «Причастии» Бергман делает героем пастора, утратившего веру (и таким образом атакует собственного отца). В «Молчании» и «Часе волка» свободно смешивает реальность и галлюцинации. В «Страсти» и «Ритуале» исследует взаимосвязь сексуальности и социума. В антиутопическом «Стыде» затрагивает другую табуированную тему – ответственность интеллектуала за общественные катаклизмы.
Ключевой фильм – «Персона» (1966)
Бергман называет этот фильм лучшим в своем творчестве. Головокружительный и необъяснимый сновидческий пролог никак, казалось бы, не связан с прозрачным и обманчиво простым основным действием. В нем всего две героини: актриса, внезапно замолчавшая посреди спектакля и отправленная лечиться на далекий остров (Лив Ульман), и ее сиделка (Биби Андерссон). В знаменитом кадре два лица соединяются в одно. Здесь Бергман дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом о том, в чем индивидуальность человека, что отличает его от остальных.
Лучшие фильмы 60-х
Сложно выделить лучшие из тех картин, которые в 60-е снял Ингмар Бергман. Фильмография его, к примеру, включает ленту «Сквозь темное стекло», очаровавшую многих зрителей и критиков. Драма повествует о переживаниях девушки Карин, которая только что покинула стены психиатрической лечебницы. Карин мучают галлюцинации, она подвержена истерическим припадкам и убеждена, что время от времени с ней разговаривает сам Господь Бог.
Творчество Ингмара Бергмана многие считают провокационным. Скажем, в своем фильме «Причастие» режиссер делает главным героем священника, который разочаровывается в Боге, утрачивает веру в него. Это происходит после того, как умирает любимая супруга персонажа. Герой изо всех сил пытается держать свои сомнения при себе, продолжает проповедовать и наставлять свою паству, однако внутреннее напряжение нарастает. Ему начинает казаться, что утраченная вера уже никогда не вернется.
В фильме «Персона» режиссер вновь предлагает зрителям познакомиться с внутренним миром персонажа. На этот раз в центре внимания оказывается успешная актриса, переживающая экзистенциальный кризис. Внезапно она теряет дар речи в разгаре спектакля, не может произнести ни слова. Женщина погружается в состояние отчуждения от внешнего мира, справиться с которым ей должна помочь преданная сиделка.
Личная жизнь
Браки и дети
Могила Бергмана и его последней жены Ингрид
Бергман был женат пять раз:
- 25 марта 1943 — 1945, Эльзе Фишер
Лена Бергман, актриса, 1943 г.р.
(1 марта 1918 — 3 марта 2006), хореографу и танцовщице (в разводе). Потомство:
- 22 июля 1945 — 1950, Эллен Лундстрем (23 апреля 1919 — 6 марта 2007), хореографу и кинорежиссеру (в разводе). Дети:
- Ева Бергман , кинорежиссер, 1945 г.р.
- Ян Бергман, кинорежиссер (1946–2000)
- близнецы Матс и Анна Бергман , актеры и режиссеры, 1948 года рождения.
- 1951–1959 — Гун Груту (1916–1971), журналисту (разведена). Потомство:
- 1959 — 1969, Кеби Ларетей (14 июля 1922 — 31 октября 2014), концертный пианист
Даниэль Бергман , кинорежиссер, 1962 г.р.
(в разводе). Потомство:
- 11 ноября 1971 — 20 мая 1995, Ингрид фон Розен
Мария фон Розен, писатель, 1959 г.р.
(девичья фамилия Карлебо). Потомство:
Первые четыре брака закончились разводом, а последний распался, когда его жена Ингрид умерла от рака желудка в 1995 году в возрасте 65 лет. Помимо браков, у Бергмана были романтические отношения с актрисами Харриет Андерссон (1952–1955), Биби Андерссон (1955–1955). 1959) и Лив Ульманн (1965–1970). Он был отцом писателя Линн Ульманн с Ульманном. Всего у Бергмана было девять детей, один из которых умер раньше него. Бергман в конце концов женился на всех матерях своих детей, за исключением Лив Ульманн. Его дочь и его последняя жена Ингрид фон Розен родились за двенадцать лет до их брака.
Хотя Бергман назвал себя человеком, потерявшим веру в загробную жизнь, Макс фон Сюдов заявил в интервью, что у него было много дискуссий с ним о религии, и указал, что вера Бергмана в загробную жизнь была восстановлена.
7 классических кадров из фильмов Бергмана
1 / 7
Кадр из фильма «Седьмая печать». 1957 год
Знаменитая шахматная партия со Смертью.
Svensk Filmindustri
2 / 7
Кадр из фильма «Земляничная поляна». 1957 год
Главный герой в исполнении патриарха шведского кино Виктора Шёстрёма физически оказывается в своих воспоминаниях.
Svensk Filmindustri
3 / 7
Кадр из фильма «Сквозь темное стекло». 1961 год
Пугающая встреча героини Харриет Андерссон с Богом-пауком.
Janus Films
4 / 7
Кадр из фильма «Персона». 1966 год
Крупные планы Лив Ульман и Биби Андерссон сливаются в одно лицо.
Svensk Filmindustri
5 / 7
Кадр из фильма «Шепоты и крики». 1972 год
Красный, белый, черный — знаменитая цветовая партитура Свена Нюквиста; в кадре — Ингрид Тулин.
Svensk Filmindustri
6 / 7
Кадр из фильма «Сцены из супружеской жизни». 1973 год
Как и Антониони, Бергман любит выстраивать между персонажами преграды и пустоты.
Sveriges Radio; Cinema 5 Distribution
7 / 7
Кадр из фильма «Фанни и Александр». 1982 год
Встреча маленького героя с умершим отцом.
Sandrew Film & Teater; Gaumont
Личная жизнь
Ингмар Бергман, как и всякая творческая личность, был человеком влюбчивым и переменчивым. Его жизнь украсило и омрачило множество женщин, пять из которых стали женами. У режиссера девять отпрысков, двое рождены вне брака.
Ингмар Бергман и его первая жена Эльса Фишер
Первой законной супругой мэтра стала Эльса Фишер, артистка из труппы бродячего театра, к которому Ингмар примкнул после ухода из колледжа. В 1943 женщина родила супругу дочь Лену.
Ингмар Бергман и Гун Грут
Спустя 2 года место Эльсы заняла ее подруга Эллен Лундстрем, которую Фишер порекомендовала мужу как хореографа. В 1948 году вторая жена подарила мужу близнецов. Семейные неурядицы и безденежье убило романтику в отношениях пары.
Ингмар влюбился в журналистку Гун Грут, родившую ему сына. Вскоре после появления отпрыска Ингмар Бергман изменил жене. Последовал развод.
Кэйби Ларетеи и Ингмар Бергман
В 1959-м личная жизнь шведской звезды снова сделала крутой вираж: Ингмар повел под венец прославленную пианистку Кэйби Ларетеи. Но 7 лет безоблачной жизни на вилле закончились расставанием: на съемках «Персоны» режиссер увлекся норвежской звездой Лив Ульман.
Ингмар Бергман и его жена Ингрид ван Розен
Для супруги он построил на острове Форе семейное гнездышко. В 1967-м Лив родила супругу дочь, но вскоре покинула островной домик: семейный корабль потерпел крушение. Покой и умиротворение Ингмар Бергман нашел с пятой женой – Ингрид ван Розен.
Книги Ингмара Бергмана
В 1987 году Бергман подарил почитателям книгу, в которой поделился детскими воспоминаниями и рассказами о работе над первыми спектаклями и фильмами. В 2006-м вышел сборник «Жестокий мир кино», в который вошли две книги мемуаров – «Латерна магика» и «Картины», интервью и статьи.
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название |
1946 | Кризис | Kris |
1946 | Дождь над нашей любовью | Det regnar på vår kärlek |
1947 | Корабль в Индию | Skepp till India land |
1948 | Музыка в темноте | Musik i mörker |
1948 | Портовый город | Hamnstad |
1949 | Тюрьма | Fängelse |
1949 | Жажда | Törst |
1950 | К радости | Till glädje |
1950 | Это не может случиться здесь | Sånt händer inte här |
1951 | Летняя интерлюдия | Sommarlek |
1952 | Женщины ждут | Kvinnors väntan |
1953 | Лето с Моникой | Sommaren Med Monika |
1953 | Вечер шутов | Gycklarnas afton |
1954 | Урок любви | En lektion i kärlek |
1955 | Женские грёзы | Kvinnodröm |
1955 | Улыбки летней ночи | Sommarnattens leende |
1957 | Седьмая печать | Det Sjunde Inseglet |
1957 | Земляничная поляна | Smultronstället |
1958 | На пороге жизни | Nära livet |
1958 | Лицо | Ansiktet |
1960 | Око дьявола | Djävulens öga |
1960 | Девичий источник | Jungfrukällan |
1961 | Сквозь тусклое стекло | Såsom i en spegel |
1962 | Причастие | Nattvardsgästerna |
1963 | Молчание | Tystnaden |
1964 | Обо всех этих женщинах | För att inte tala om alla dessa kvinnor |
1966 | Персона | Persona |
1967 | Стимуляция (англ.)русск. | Stimulantia |
1968 | Час волка | Vargtimmen |
1968 | Стыд | Skammen |
1969 | Страсть | En passion |
1969 | Ритуал | Riten |
1971 | Прикосновение | Beröringen |
1972 | Шёпоты и крики | Viskningar Och Rop |
1973 | Сцены из супружеской жизни | Scener ur ett äktenskap |
1975 | Волшебная флейта | Trollflöjten |
1976 | Лицом к лицу | Ansikte Mot Ansikte |
1977 | Змеиное яйцо | Das Schlangenei |
1978 | Осенняя соната | Höstsonaten |
1980 | Из жизни марионеток | Aus Dem Leben Der Marionetten |
1982 | Фанни и Александр | Fanny Och Alexander |
1983 | Лицо Карин | Karins ansikte |
1984 | После репетиции | Efter repetitionen |
1986 | Благословенные | De Två Saliga |
1997 | В присутствии клоуна | Larmar och gör sig till |
2003 | Сарабанда | Saraband |
Фильмография
Бергман со своим давним оператором Свеном Нюквистом во время производства « Сквозь темное стекло» (1960)
Избранные работы:
- Летняя интерлюдия (1951)
- Лето с Моникой (1953)
- Улыбки летней ночи (1955)
- Седьмая печать (1957)
- Дикая клубника (1957)
- Волшебник (1958)
- Девственный источник (1960)
- Сквозь темное стекло (1961)
- Сад удовольствий (1961)
- Зимний свет (1963)
- Молчание (1963)
- Персона (1966)
- Час волка (1968)
- Позор (1968)
- Страсть Анны (1969)
- Прикосновение (1971)
- Крики и шепоты (1972)
- Сцены из брака (1973)
- Волшебная флейта (1975)
- Лицом к лицу (1976)
- Змеиное яйцо (1977)
- Осенняя соната (1978)
- Фанни и Александр (1982)
Смерть
Ингрид ван Розен не стало в 1995 году. Кончина любимой супруги стала большим ударом для режиссера. Бергман уединился в доме на острове Форе, где прожил много счастливых лет с Ингрид. Навещать себя изредка он позволял лишь своим детям и близким друзьям.
Классика мирового кинематографа не стало летом 2007 года. Смерть настигла его через две недели после того, как он отпраздновал 89-й день рождения. Известно, что Бергман ушел во сне.
Похоронили знаменитого режиссера, много сделавшего для мира кино, на острове Форе. Церемония прощания была скромной. Год спустя его родственники настояли на том, чтобы туда же перевезли останки Ингрид ван Розен. Общую могилу супругов увенчал камень с именами и датами смерти.
Фото Ингмара Бергмана можно увидеть в статье.
1940-е
В это десятилетие молодой Бергман успевает дебютировать как режиссер на сцене Студенческого театра, устроиться на киностудию редактором, возглавить театр Хельсингборга, дважды жениться и один раз развестись. Его замечает патриарх шведского кинематографа Виктор Шёстрём, рекомендующий молодого сценариста Бергмана перспективному режиссеру Альфу Шёбергу: «Травля» выходит в 1944-м и, заслужив позитивные отзывы критики, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. А два года спустя Бергман снимает свой первый фильм – «Кризис». В этом десятилетии у него выходит семь картин. Одни принимают почти восторженно, другие – разочарованно, но о Бергмане повсюду говорят. Узнают о нем и за пределами Швеции. Знаменитый Густав Муландер снимает еще два фильма по его оригинальным сценариям – «Женщина без лица» и «Ева».
Сегодня ранние фильмы Бергмана кажутся наивными, простодушными попытками жанрового кино – как правило, поэтической мелодрамы. Сам режиссер любит отзываться об этом периоде пренебрежительно, ограничиваясь рассказом о смешных случаях во время съемок. Тем не менее, уже тогда он обнаруживает склонность к поиску «своих» актеров. Первым из них становится Биргер Мальмстен, игравший также в «Еве» Муландера. К работе с ним режиссер возвращался и в 1950-х, и в 1960-х, и в 1970-х, но его любимцем и своеобразным альтер эго этот статный красавец был только в том первом, романтическом десятилетии карьеры Бергмана.
Ключевой фильм – «Тюрьма» (1949)
Именно здесь Бергман впервые решается настоять на своем, поставив откровенно некоммерческую авторскую картину по сценарию собственного сочинения. Продюсеры остались недовольны, сам автор был от себя в восторге и позже называл «Тюрьму» в числе самых дорогих ему фильмов. В центре запутанного сюжета – проект съемок фильма по сомнительному сценарию, безумие, соблазн и Сатана, правящий миром. Одна из важнейших сцен – сон; позже Бергман скажет, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера.
Летняя интерлюдия («Летняя игра»), 1951 год
Кадр из фильма
Про этот фильм Бергман говорил, что это первое кино снятое в его собственном стиле, когда он перестал подпадать под чье бы то ни было влияние. Критики считают, что «Летняя интерлюдия», которая часто переводится еще и как «Летняя игра» резко отличается от ранних, намеренно усложненных фильмов режиссера.
Сюжет рассказывает о шведской балерине Мари, которая находит в гримерке дневник своего бывшего возлюбленного. В репетициях над балетным спектаклем, где участвует артистка, возникает длительный перерыв, и Мари сознательно отправляется в места, где проходила ее юность, навстречу воспоминаниям, откуда возвращается другим человеком. Воспоминания станут одной из важнейших составляющих фильмов Бергмана, очень часто его герои проживают на экране один день и одновременно десятилетия.
Театр теней
Бергман родился 14 июля 1918 года. Его малая родина – шведский город Уппсала. Отец будущего режиссера был пастором. Он очень строго воспитывал своих детей, даже порол их. Ингмар Бергман не раз говорил, что разговоры о грехе и раскаянии, наказании и милосердии, которые он постоянно слышал в детстве, сильно повлияли и на него самого, и на его творчество.
Но не только страхи окружали маленького Ингмара. Однажды его брату Дагу подарили «волшебный фонарь» — примитивный проектор. Дага же больше интересовали оловянные солдатики Ингмара. Братья ударили по рукам, и будущий гений мирового кино приступил к первым опытам.
Его тетка владела театром теней, весьма популярным развлечением в те годы. Однажды 12-летнему Ингмару разрешили весь день простоять за сценой, и с тех пор мальчик заболел театром. Он обустроил дома собственный театр – кукольный, где постоянно экспериментировал с декорациями и освещением.
Молодой Ингмар Бергман
Бергман вообще считал себя человеком кулис: на его счету больше 170 театральных постановок. Но известность ему принесли в первую очередь фильмы, многие из которых были написаны по его сценариям.
В честь векового юбилея великого режиссера, сценариста, писателя EG.RU вспоминает некоторые выдающиеся киноработы мастера.
«Фанни и Александр»
«Фанни и Александр» — драма, которую назвал подведением итогов и борьбой с детскими комплексами сам Ингмар Бергман, биография которого рассматривается в этой статье. Наибольшее число поклонников картина завоевала на родине режиссера, в Швеции она демонстрируется каждое рождество. Известно, что многие сцены, присутствующие в этом фильме, позаимствованы Ингмаром из собственных детских воспоминаний.
«Фанни и Александр» — это фильм о семье, взаимоотношениях людей, как и многие другие творения мэтра Бергмана. Картина рассказывает увлекательную историю династии Экдаль, за которой наблюдают ее потомки – Фанни и Александр. Зрителей ждут торжества и смерти, встречи и расставания, ссоры и примирения.
Автор
Внимания заслуживают не только фильмы, но и книги Ингмара Бергмана. Мемуары известного режиссера представляют интерес не только для его поклонников. С произведениями мэтра также стоит ознакомиться тем, кто хочет больше узнать о волшебном мире кино.
К примеру, в биографическом произведении «Шепоты и крики моей жизни» Бергман рассказывает обо всех главных событиях своей жизни. Читатели больше узнают не только о творчестве режиссера, но и о его детских годах, юности, отношениях с прекрасным полом.
В романах «Исповедальные беседы» и «Дети воскресенья» Бергман предельно открыто рассказывает о себе, своей жизни в искусстве. Также он много внимания уделяет размышлениям о проблемах общества, семьи. В мемуарной книге «Картины» основной акцент сделан на творчестве шведского режиссера. Бергман повествует о фильмах, которые он создал в разные периоды своей жизни.
Интерес представляет и роман «Благие намерения», по которому был снят одноименный художественный фильм. Это произведение повествует о человеческой судьбе. Оно затрагивает различные вопросы, такие как мечта о счастье, поиски любви, попыткам противостоять силам разрушения и зла.
Ингмар Бергман: детские годы
Выдающийся швед появился на свет в городе Упсала, произошло радостное событие в июле 1918 года. Ингмар Бергман родился в семье лютеранского священника, родители воспитывали сына в строгости. В первые годы жизни будущий знаменитый режиссер мечтал, скорее, о карьере сценариста. Ему нравилось сочинять собственные истории, экспериментировать с художественными образами и сюжетными линиями.
После окончания школы Ингмар Бергман перебрался в Стокгольм и стал студентом одного из местных университетов. Юноша изучал историю искусства и культуры, а также пытался определиться с выбором будущей профессии. Он долго не мог понять, хочет ли быть писателем или сценаристом.
Биография
Когда Ингрид было 3 года, от желтухи умерла её мать Фридель Генриетта (дев. Адлер), а ещё через 10 лет умер её отец Юстус Самуэль Бергман. За воспитание девочки взялась тётя, но через полгода она скончалась. Тогда Ингрид переехала к дяде Отто Бергману, у которого было пятеро детей.
В 17 лет Ингрид после проб была принята в Королевский драматический театр в Стокгольме, но уже через год она покинула его ради возможности сниматься в фильмах. Свою первую роль она сыграла в 1934 году в фильме Э. Адольфсона «Граф из Мункбру» (вышел на экраны в январе 1935 года; до этого Ингрид снялась в эпизодической роли — девочки, ждущей в очереди, — в фильме «Международный» Г. Скуглунда, вышедшем в прокат в марте 1932 года, в титрах её фамилия не указана). Снявшись в более чем десяти шведских и одном немецком фильмах, она получила приглашение в Голливуд от продюсера Дэвида Селзника на съемки в фильме «Интермеццо» (1939).
В сороковых годах Ингрид училась актёрскому мастерству в школе Михаила Чехова.
В 1942 году Ингрид Бергман сыграла Ильзу Ланд в фильме «Касабланка» — одну из самых ярких и знаменитых ролей в её плодотворной актёрской карьере. Ингрид не любила «Касабланку» и раздражалась, когда её просили рассказать о нём. «Я снялась в стольких фильмах, которые были важнее, но людей интересует только этот фильм с Богартом». О Хамфри Богарте она говорила: «Я никогда не знала его по-настоящему. Я целовала его, но не знала его».
После того, как американская актриса Барбара Стэнвик проиграла Ингрид в борьбе за «Оскар»-1945 в номинации «Лучшая актриса», она заявила прессе, что является членом фан-клуба Ингрид Бергман и ничуть не сожалеет о потерянном «Оскаре», потому что её любимая актриса выиграла его и выиграла заслуженно.
В 1949 году Ингрид Бергман покидает Голливуд — так начинается один из сложнейших периодов в её жизни; развод с Петтером Линдстрёмом, ставший следствием бурного романа с Роберто Росселлини, восстановил против неё всю американскую общественность. Стоит сказать, что скандал, продолжавшийся много лет, из-за которого все фильмы Росселлини с участием Бергман и без оного бойкотировались как зрителями, так и критиками, был сильно раздут СМИ. Бергман как-то писала Роберто Росселлини: «Если вам нужна шведская актриса, прекрасно говорящая по-английски, не забывшая свой немецкий, кое-что понимающая по-французски, а по-итальянски знающая только „Ti amo“, то я готова приехать, чтобы сделать с вами фильм».
Актриса снималась у Росселлини долгое время, при этом играла в театре и воспитывала троих детей — Робертино, Изабеллу и Изотту (её дочь от первого брака — Пиа — жила в Штатах с отцом). Впоследствии Изабелла Росселлини стала известной актрисой. Ингрид Бергман развелась с Роберто Росселлини и вскоре вышла замуж за театрального продюсера Ларса Шмидта. Брак просуществовал несколько лет.
Она была председателем жюри фестиваля в Каннах в 1973 году. Примерно тогда же у Ингрид Бергман обнаружили рак груди. После девяти лет борьбы с болезнью, в свой 67 день рождения 29 августа 1982 года, она скончалась.
В соавторстве с писателем Аленом Берджессом Ингрид написала автобиографию под названием «Моя история» (в русской публикации — «Моя жизнь»).
Один из сортов розы назван в честь Ингрид Бергман. Ингрид Бергман удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.
«Актриса большого дарования, Бергман не ограничивала себя рамками какого-либо амплуа, с успехом снималась у разных режиссёров, умело включаясь в разные стили и творческие манеры, специфику различных национальных школ».
Фанни и Александр, 1982 год
Кадр из фильма
Фильм о жизни брата и сестры Экдаль получил четыре «Оскара», но как режиссер фильма, Бергман был обойден золотой статуэткой. Он «утешился» премией «Сезар», премий Венецианского кинофестиваля, а дождем множеством других наград. Каждый фестиваль выделял разные грани фильма, неоднократно отмечалась операторская работа.
«Фанни и Александр» является одной из самых масштабных работ в творчестве Бергмана. На нее ушло полгода и 6 млн долларов.
После этой работы 64-летний режиссер решил, что больше не будет работать в большом кино.
Бергман прожил 89 лет и еще две недели. Он оставил после себя девятерых детей, большинство из которых выбрали творческие профессии. Но самое главное, что он дал миру, — это свои фильмы, среди которых каждый, независимо от возраста, места жительства и жизненного опыта, найдет ответы на мучающие вопросы.
Список источников