Технические характеристики
Останки подлодки «Курск», поднятые со дна
Технические характеристики подводной лодки «Курск» во многом стандартны для проекта 949А. Однако в ряде показателей имеются незначительные отличия.
Габариты
По габаритам подлодка К-141 имеет следующие параметры:
- длина корпуса — 154 м;
- ширина — 18,2 м;
- осадка — 9,2 м.
Общая высота подводной лодки «Курск» — 18,3 м. В данных показателях ТТХ общие с другими кораблями серии.
Водоизмещение
Надводное водоизмещение подлодки «Курск» составляет 14700 т. При погружении оно увеличивается до 23860 т. Полное водоизмещение по стандартным показателям — 24 тыс. т.
Максимальная глубина погружения
Рабочая глубина погружения составляет 420 м. Максимальная — 500 м. Данные показатели меньше стандартных, у субмарин серии «Антей» рабочее и допустимое погружение доходит до 500 и 600 м соответственно.
Силовая установка
Силовая установка подводной лодки К-141 атомная на два реактора ОК-650В. Тепловая мощность каждого составляет 190 МВт, мощность на валу — по 50 тыс. л. с. В качестве движителей используются два винта фиксированного шага.
Автономность и экипаж
Автономность плавания составляет 4 месяца, дальность не ограничена. Номинальная численность экипажа — 130 человек.
«Работа одного дня»
Подтверждение версии о том, что на момент аварии у ВМФ Росси просто не оказалось технологий для спасения подводников, мы находим в статье «Гибель подлодки «Курск» старшины второй статьи в запасе, журналиста Олега Лурье: «Я помню все, что тогда говорили о гибели «Курска» всевозможные специалисты, проверяющие и руководящие. До каждого слова, до интонации. Было больно и противно слышать, как чиновники и адмиралы со скорбными лицами врали, что никогда у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Врали и тогда, когда заявляли, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились… Неужели они посчитали, что никто уже не помнит о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет (!!!) до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба (АСС), для которой спасение оставшихся в живых подводников «Курска» было бы обычной работой и заняло бы один день».
С 1981 по 1984 год Олег Лурье служил в той самой АСС, базировавшейся в Североморске. Водолазы АСС «Алтай», «Трефолев», подлодки «Ленок» (940 проект) не раз выводили подводников из затонувших субмарин. Лурье называет и номер «никогда не существовавшей» в/ч № 39199, базы АСС «Алтай». Из открытых источников известно, что у ВМФ СССР до 1990 года было 310 кораблей-спасателей. За 10 лет, с 1991 по 2000 год, на вооружение флота не поступило ни одного корабля такого класса, многие при этом были списаны или пущены «под нож», среди них – «Алтай», «Ленок», «Трефолев». На всем флоте оставалось всего 23 таких судна (включая и «прадедушку» субмарин, построенного еще в Первую мировую войну), разбросанных по всей стране, от Черного моря до Тихого океана. «Курску» не повезло…
К слову, за год до своей гибели субмарина была удостоена звания «Лучшая подлодка Северного флота» за выполнение особо важного задания. В августе 1999-го в автономке «Курск» прошел через Атлантику и Гибралтар в Средиземное море для скрытного наблюдения за группировкой Шестого флота ВМС США, с одного из авианосцев которой самолёты НАТО бомбили Сербию
Отработав пять условных атак по реальным целям, «Курск» исчез так же внезапно, как и появился. «Это был не прорыв, а песня!» – скажет по возвращении подводников на базу командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов о том ударе, что нанесли русские по американскому самолюбию. После похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам.
Возможности
Конструкция «Антей» представляла собой высшее достижение советской атомной подводной техники. Это вторые по величине подводные лодки с крылатыми ракетами, когда-либо построенные после того, как в 2007 году некоторые подводные лодки с баллистическими ракетами класса «Огайо » были переоборудованы для перевозки крылатых ракет. Она была построена для поражения целой авианосной группы США. Единственная торпеда Тип 65 несла боеголовку массой 450 кг (990 фунтов), достаточно мощную, чтобы потопить авианосец. И ракеты, и торпеды могли быть оснащены ядерными боеголовками. Она была на 9,1 м (30 футов) длиннее, чем предыдущие подводные лодки класса «Оскар». Старшие офицеры имели отдельные каюты, а весь экипаж имел доступ в спортзал.
Внешний корпус, сделанный из нержавеющей стали с высоким содержанием никеля и хрома толщиной 8,5 мм (0,33 дюйма), обладал исключительно хорошей устойчивостью к коррозии и слабой магнитной сигнатурой, что помогло предотвратить обнаружение американскими системами обнаружения магнитных аномалий (MAD). Был зазор 200 см (79 дюймов) до стального прочного толщиной 50,8 мм (2,00 дюйма) . Он был разработан, чтобы оставаться под водой до 120 дней. Надстройка паруса была усилена, чтобы позволить ему пробивать арктические льды. Подводная лодка была вооружена 24 крылатыми ракетами SS-N-19 / P-700 «Гранит » и восемью торпедными аппаратами в носовой части: четыре 533 мм (21 дюйм) и четыре 650 мм (26 дюймов). Ракеты «Гранит» с дальностью полета 550 км (340 миль) были способны совершать сверхзвуковой полет на высоте более 20 км (12 миль). Они были разработаны, чтобы атаковать вражеские корабли и грамотно выбирать отдельные цели, которые останавливались с пикированием на цель. Торпедные аппараты могли использоваться для запуска торпед или противокорабельных ракет с дальностью полета до 50 км (31 миль). В ее вооружение входили 18 противолодочных ракет СС-Н-16 «Жеребец» .
Курск входил в состав Северного флота России, финансирование которого в 1990-х годах сокращалось. Многие из его подводных лодок стояли на якоре и ржавели на военно-морской базе «Западная Лица» в 100 км от Мурманска
Работы по обслуживанию всего оборудования, кроме самого важного, включая поисково-спасательное оборудование, практически отсутствовали. Моряки Северного флота в середине 1990-х годов остались без зарплаты.
Есть ли другие версии?
Устинов не утверждает, что неисправность торпеды была единственной причиной катастрофы.
В своей книге он пишет, что в 2000-2001 годах, то есть уже после гибели “Курска” проверки выявляли на Северном флоте нарушения: “Допускалось повторное использование уплотнительных колец, бывших в употреблении; не полностью выполнялись предусмотренные инструкцией по эксплуатации проверки целостности электрической цепи от сигнализатора давления СТ-4 до устройства АРВЭД боевых и практических торпед, а также системы дегазации и срабатывания указанного сигнализатора”.
Речь идет о проверке системы, которая сигнализирует об утечке компонентов топлива из торпеды.
Но это довольно абстрактное обвинение, не имеющее непосредственного отношения к катастрофе “Курска”, на котором, по словам Устинова подобные нарушения не были выявлены.
В 2019 году участник комиссии по расследованию гибели подлодки “Курск”, в прошлом – подводник-торпедист, четверть века служивший на различных АПЛ, вице-адмирал Валерий Рязанцев, который в 2001 году занимал должность замначальника Главного штаба ВМФ России по боевой подготовке, издал книгу “В кильватерном строю за смертью. Почему погиб “Курск”.
Image caption
Близкие и родные моряков до сих пор приносят на их могилы цветы, Санкт-Петербург, 2015 год
В ней содержатся несколько тезисов, которые указывают на другие причины, совокупность которых, по мнению автора, привела к катастрофе. Основной тезис Рязанцева – на “Курске” с пренебрежением отнеслись к ежегодной процедуре обезжиривания систем и инструментов. Эта процедура, в частности, проводится и в отношении “торпедного инструмента, воздушных шлангов и систем технического воздуха”.
При этом 11 августа, за день до взрыва, в вахтенной документации содержится запись о том, что по приказу командира минно-торпедной части была проведена “подбивка воздуха высокого давления” – накачка воздуха в воздушный резервуар торпеды, который используется для подачи (выталкивания) топлива и окислителя после выстрела торпеды.
Рязанцев утверждает, что вероятнее всего, через необезжиренный шланг вместе с воздухом в резервуар попали частицы грязи, ветоши, масел или стружки, что в соединении с окислителем – перекисью водорода – привело к реакции разложения перекиси, при которой выделяется много тепла, и в конце концов это привело к взрыву.
Рязанцев при этом отмечает, что пока торпеда находилась на стеллаже в первом отсеке, “грязный” воздух не соприкасался с окислителем, – это произошло, когда торпеду загрузили к аппарату для стрельбы за три часа до пуска. При этом, как объясняет эксперт, был открыт соответствующий клапан, впускающий воздух в баллон.
Но и после этого воздух удерживается от соприкосновения с окислителем вторым клапаном с курком – в момент выстрела он открывается, и воздух начинает выталкивать окислитель и топливо в специальный пусковой баллон.
По версии Рязанцева, неопытные торпедисты могли не обратить внимания на то, что курок клапана немного сдвинут и потихоньку пропускает воздух.
Траур
Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 – объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.
Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.
Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек
Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на “Курске”. Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.
Далекий и трагичный 2000-й – вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты – это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.
Военно-морские учения и катастрофа
Курск присоединился к учениям «Лето-Икс», первым крупномасштабным военно-морским учениям, запланированным ВМФ России более чем за десять лет, 10 августа 2000 года. В них участвовало 30 кораблей, в том числе флагман флота Петр Великий («Петр Великий»). , четыре ударные подводные лодки и флотилия небольших кораблей. Экипаж недавно получил награду за отличную работу и был признан лучшим экипажем подводной лодки на Северном флоте . Во время учений ” Курск” загрузил полный комплект боевого вооружения. Это был один из немногих кораблей, которым разрешено постоянно нести боевую нагрузку.
Взрыв
В первый день учений « Курск» успешно осуществил пуск ракеты «Гранит» с макетной боевой частью. Два дня спустя, утром 12 августа, Курск готов огнем торпеды в то Кирова -класса крейсера Петр Великий ( Петр Великий ). Эти учебные торпеды не имели взрывных боеголовок и производились и испытывались по гораздо более низким стандартам качества. 12 августа 2000 г. в 11:28 по местному времени (07:28 UTC ) при подготовке к возгоранию произошел взрыв. В окончательном отчете ВМФ России о катастрофе говорится, что взрыв произошел из-за отказа одной из торпед Тип 65 “Курска”, работающей на перекиси водорода . Последующее расследование пришло к выводу, что высококонцентрированная перекись водорода (HTP), форма высококонцентрированной перекиси водорода, используемой в качестве топлива для торпеды, просочилась через дефектный сварной шов в корпусе торпеды. Когда HTP вступает в контакт с катализатором, он быстро расширяется в 5000 раз, генерируя огромное количество пара и кислорода. Давление, создаваемое расширяющимся ПВТ, привело к разрыву топливного бака с керосином в торпеде и вызвало взрыв, равный 100–250 кг (220–550 фунтов) в тротиловом эквиваленте . Подводная лодка затонула в относительно мелкой воде, дна на 108 метров (354 футов) около 135 км (84 миль) выкл Североморске , при . Второй взрыв через 135 секунд после первоначального события был эквивалентен 3-7 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрывы пробили большую дыру в корпусе и привели к обрушению первых трех отсеков подводной лодки, в результате чего погибли или выведены из строя все 118 человек, находившихся на борту, кроме 23.
Попытки спасения
Британский и норвежский флот предложил помощь, но Россия изначально отказалась всяческую помощь. Все 118 моряков и офицеров на « Курске» погибли. Российское Адмиралтейство первоначально заявило общественности, что большая часть экипажа погибла в течение нескольких минут после взрыва, но 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили 24 тела в девятом отсеке, машинном отделении на корме лодки. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал записку с именами 23 моряков, которые были живы в отсеке после того, как корабль затонул.
В Курске находился картридж с супероксидом калия химического генератора кислорода ; они используются для поглощения углекислого газа и химического выделения кислорода во время аварийной ситуации. Однако картридж был загрязнен морской водой, и в результате химическая реакция вызвала вспышку возгорания, которая потребляла доступный кислород. Расследование показало, что некоторые мужчины временно выжили в огне, погрузившись под воду, поскольку следы огня на переборках указывали, что в то время вода была на уровне пояса. В конце концов, оставшийся экипаж сгорел или задохнулся.
Президенту России Владимиру Путину сразу же сообщили о трагедии, но военно-морской флот сказал, что они держат ситуацию под контролем и спасение неизбежно. Он ждал пять дней, прежде чем закончить отпуск на президентском курорте в Сочи на берегу Черного моря. Путину было всего четыре месяца на посту президента, и общественность и средства массовой информации крайне критически отнеслись к его решению остаться на морском курорте. Его весьма благоприятные рейтинги резко упали. Реакция президента выглядела бессердечной, а действия правительства – некомпетентными. Через год он сказал: «Наверное, мне следовало бы вернуться в Москву, но ничего бы не изменилось. У меня был одинаковый уровень общения и в Сочи, и в Москве, но с точки зрения пиара я мог проявить особое рвение. возвращение.”
Несчастливый проект
В августе 2000-го на спасение моряков были брошены корабли, палубная авиация, вертолеты, команды водолазов, и не только Северного флота. Во время служебной командировки во Владивосток в ЗАТО Большой Камень, где дислоцируется 72-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок Тихоокеанского флота, автору этой публикации удалось поговорить с военными моряками. Один из них на условиях анонимности рассказал, что команду водолазов Тихоокеанского флота 15 лет назад срочно перебросили в район гибели «Курска» для спасения людей. По его словам, подводные аппараты, с помощью которых можно было попасть внутрь крейсера и вывести тех, кто еще оставался в живых, оказались бесполезными не только из-за природных факторов – большой глубины, шторма и мутности воды. Был поврежден кормовой аварийно-спасательный люк, стыковка с корпусом АПЛ оказалась невозможной. Люк мог стать спасением. Не для всех, конечно, многие не выдержали бы давления и кессонной болезни, но кто-то из подводников остался бы жив. В этом уверен офицер ТОФ. Стыковку с корпусом все же осуществили водолазы-норвежцы с Seaway Eagle, но только 20 августа, когда было уже слишком поздно.
К слову, во Владивостоке, в одном из доков судостроительного комплекса «Звезда», мне показали подлодку «Томск», близнеца «Курска». Их строили на заводе «Севмашпредприятие» одновременно, по одному проекту «Антей». Моряки считают его несчастливым: осенью 2013 года на «Томске» тоже случился пожар. Слава богу, без жертв.
Боевая часть-7
Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич — командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ
Садков Александр Евгеньевич
Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич — командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ
Логинов Сергей Николаевич
Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович — инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ
Коровяков Андрей Владимирович
Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович — инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ
Коробков Алексей Владимирович
Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович — командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП
Радионов Михаил Олегович
Старший лейтенант Ерахин Сергей Николаевич — инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ
Ерахин Сергей Николаевич
Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович — командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ
Гудков Александр Валентинович
Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович — старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин
Федоричев Игорь Владимирович
Мичман Таволжанский Павел Викторович — техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клименки
Таволжанский Павел Викторович
Мичман Парамоненко Виктор Александрович — техник ГАГ, 1973 г.р., г.Николаевск
Парамоненко Виктор Александрович
Мичман Зубов Алексей Викторович — техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград
Зубов Алексей Викторович
Мичман Белов Михаил Александрович — техник ГАГ, 1974 г.р., Нижегородская обл., г. Богородск
Белов Михаил Александрович
Мичман Грязных Сергей Викторович — техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск
Грязных Сергей Викторович
Старший мичман Власов Сергей Борисович — техник ГР РР, 1957 г.р., п. Видяево
Власов Сергей Борисович
Версии гибели подводной лодки Курск
Среди множества других версий встречалась и такая, согласно которой атомная подводная лодка взорвалась, так как наткнулась на мину времен Второй мировой войны. Однако всерьез эту версию никогда не рассматривали, так как подлодки наподобие Курска считались непотопляемыми. При этом ряд экспертов полагает, что если подлодка наткнулась на американскую мину Mark-60 Captor, то круглая пробоина в передней части подводной лодки появилась именно по этой причине. Есть еще одна версия, согласно которой «Курск» столкнулся с американской подлодкой – известно, что они обладают высокой скрытностью и могли вести слежку за российскими подлодками. Однако нет никаких следов на месте трагедии, которые могли бы подтвердить правдивость этой версии. Так что же произошло на борту «Курска»?
Вероятно, события развивались следующим образом: утечка перекиси водорода стала причиной возгорания, из-за которого взорвался 900-фунтовый двигатель типа 65-76А. Что, вероятно, стало причиной появления дыры в корпусе над торпедным отсеком. Второй взрыв, вероятно, был детонацией оставшихся торпед на борту подводной лодки. Согласно записке датированной двумя часами позже второго взрыва, которую оставил один из офицеров подлодки капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, выжили 23 члена экипажа. Однако несмотря на поспешно организованную спасательную операцию, к которой в итоге подключились британские и норвежские спасательные команды, вовремя связаться ни с одним из выживших не удалось. Так или иначе, трагическая гибель экипажа атомной подводной лодки является свидетельством того, насколько опасно увлечение ядерным оружием и «военным» мышлением, назовем это так.
Официальная версия гибели и передача Доренко
Официально власти дали разумное объяснение: «гибель экипажа вследствие испытания нового оружия». По словам источников, признанная небезопасной торпеда из-за утечки топлива в момент выстрела взорвалась. Первый взрыв стал причиной пожара, что вызвало детонацию остальных торпед. Второй взрыв разрушил и уничтожил отсеки подводной лодки, люди погибли.
Но правдивость и полноту информации, «выданной» на ТВ, опроверг С. Доренко. Журналист собрал сведения о том, как жили подводники, тонко подметил промахи и ошибки официальной версии и показал на ОРТ свою версию. Авторская программа прошла с огромным успехом, но после нее С. Доренко уволили.
Главная спецоперация Путина
Вернемся к сегодняшнему дню. Путин начал лгать с «Курска», а заканчивает Конституцией Российской Федерации. Еще в 2001 году он заявил: «А ревизия норм продиктованная политической конъюнктурой, – прямой путь к кризису власти и к расшатыванию органов власти. К опасным государственным конфликтам. В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть: вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции в нашей стране, на повестке дня не стоит». О том же он говорил в 2003-м, 2007-м, 2013-м, 2018-м годах.
Но в итоге Конституция разрушается, Путин пошел по пути установления диктатуры и личной власти, он поддержал «инициативу» об обнулении его президентского срока, продолжая говорить о недопустимости занятия должности президента более двух сроков. Путин организует проведение спецоперации, которая предусматривает принятие неких поправок в Конституцию, некоторые их которых дублируют уже существующие нормы, другие не имеют ничего общего с нормами конституционного права, создавая таким образом дымовую завесу главной поправке – возможности осуществлять правление до 2036 года.
маскировкидымабоякораблей
Если действия Путина, который укрывал виновных по делу «Курска», могли быть квалифицированы, как преступление против правосудия и злоупотребление должностными полномочиями, то совокупность действий, совершенных в обход Конституции и законов Российской Федерации, можно квалифицировать, как насильственный захват и удержание власти.
На вопрос – ДОКОЛЕ население России будут дурачить? – у меня ответ есть, а ДОКОЛЕ граждане России будут это терпеть, я не знаю.
Задача следствия: не найти виновных
Следствию, которое готовилось предъявить обвинение виновным адмиралам и офицерам, пришлось развернуться на 180°, тогда и назначаются дополнительная судебно-медицинская и навигационная экспертизы. Из экспертизы, проведенной главным судебно-медицинским экспертом министерства обороны полковником Виктором Колкутиным, следует, что 23 подводника в 9-ом отсеке прожили не более 8 часов, хотя первоначально он же не смог установить время наступления смерти. В навигационной экспертизе, проведенной бывшим в то время заместителем главного штурмана ВМФ капитаном I ранга Сергеем Козловым, утверждалось, что стуки исходили не из «Курска». Не буду описывать все грязные приемы и средства, к которым прибегли «эксперты», об этом подробно описано во втором издании моей книги «Она утонула…», которая имеется в открытом доступе в интернете
В дополнительном постановлении полковник юстиции Егиев пишет, что выводы данных экспертиз следствие во внимание не принимает, однако постановление о прекращении уголовного дела не было изменено, а виновные лица на скамью подсудимых не сели.
Я агностик, но верю в существование высшей справедливости и в то, что каждое зло наказуемо. В отношении этих экспертов «наказание» не заставило себя долго ждать. «Эксперт» Сергей Козлов через четыре месяца после дела «Курска» стал главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом, а затем и начальником Военно-топографического управления Генштаба, но в 2013 году сел на скамью подсудимых за мошенничество и приговором военного суда признан виновным.
Альтернативная причина катастрофы
Мемориал погибшим морякам
Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.
Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.
По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.
Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.
Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.
Есть и другие гипотезы о трагедии:
- выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
- субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
- столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
- попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
- террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.
Список источников