БИОГРАФИЯ
Андрей Смирнов родился в Москве, в семье известного писателя Сергея Смирнова. Когда юноша учился в седьмом классе, семья переехала в Марьину Рощу, где Андрей продолжил учебу во французской спецшколе. «В Москве тогда было всего три школы с углубленным изучением иностранных языков. Я заканчивал седьмой класс, и отец мне сказал, что надо быть дураком, чтобы упустить такую возможность. И без всяких учителей я выучил за лето грамматику и в восьмой класс пошел во французскую школу. Через два года был обмен школьниками, и мы, девять оболтусов, поехали на месяц во Францию. В Париже нас водили на экскурсию в музей современной живописи, показывали и Ван Гога, и Матисса. Но мы знали тогда, что это буржуазные капризы, а никакая не живопись. Я помню, как увлеченно рассказывал экскурсоводу на французском языке, какой великий живописец Васнецов и какая прекрасная картина «Три богатыря», — вспоминает Смирнов.
После окончания школы Андрей поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) и окончил его в 1962 году.
Личная жизнь
В личной жизни мужчины было два ярких союза. Первый брак с актрисой Натальей Рудной, который он заключил еще в молодости, окончился разводом. В семье родились две дочери, Авдотья и Александра.
Старшая Дуня выбрала творческую стезю — стала сценаристом, писателем и популярным режиссером. Активная жизненная позиция повлияла на ее общественную деятельность: с 2012 года она соучредитель благотворительного фонда «Выход». Организация оказывает помощь детям, страдающим аутизмом.
Младшая Александра переехала жить в Лондон, где работает в крупной компании, не связанной с кинематографом.
Андрей Смирнов и его жена Елена Прудникова
Со второй женой Еленой Прудниковой Андрей Сергеевич познакомился на съемках. В этой семье родилась дочь Аглая Смирнова. Сегодня она работает редактором на киностудии «Мармот» у Валерия Тодоровского.
Спустя 11 лет, когда режиссеру было 50 лет, его супруга подарила ему наследника, сына Алексея. Парень пошел стопами отца и окончил ВГИК, режиссерский факультет. Вместе они снялись в документальном проекте «Династия» в 2013 году.
Андрей Сергеевич — счастливый дед двух взрослых внуков, дочери Аглаи Таисии и сына Авдотьи Смирновой Данилы. Также он гордится своим родством с Анатолием Чубайсом, который в 2012 году стал зятем режиссера.
Актер не пользуется социальными сетями, но его фото появляются в «Инстаграме» в тематических аккаунтах, посвященных российскому кинематографу.
Примечания
- Яна Маевская. . Международный еврейский журнал «Алеф» (24 июля 2007).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2011.
- Игорь Манцов. . Частный Корреспондент (6 ноября 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- Лёля Смолина. (недоступная ссылка). Filmz.ru (27 сентября 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012.
- . Gazeta.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 23 декабря 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 сентября 2011.
- . Тема дня (8 декабря 2000).
- . kinosoyuz.com (8 марта 2014).
- . Новая газета (13 марта 2014). Дата обращения: 30 июля 2017.
- . Искусство кино.
- (недоступная ссылка). DOTSMEDIA (24 декабря 2003). Дата обращения: 3 марта 2018.
«Не думаю, что Шукшин верил в коммунизм»
— Андрей Сергеевич, по фильмам 60-х складывается ощущение, что многие молодые люди не переставали все-таки и в коммунизм верить. Это так?
— Нет, это заблуждение. Молодежь культурного уровня ни в какой коммунизм не верила, она осознавала цену того режима. Когда мы учились во ВГИКе, уже ходили слухи о фильме, который делал Марлен Хуциев («Мне двадцать лет», или «Застава Ильича», — прим. авт.), и слухи были восторженные. Марлен был оппонентом на защите нашего диплома — мы были ему благодарны, относились к нему с пиететом, и когда его картина еще не была готова, еще не произошел скандал с критикой этого фильма Хрущевым, Хуциев показал этот материал нам. Там было процентов семьдесят того, что вошло в фильм, но когда я, 19-летний пацан, увидел рабочий патруль, проходящий по Красной площади, мы с моим товарищем переглянулись — эта картинка все зажала. Мы поняли, что если финал заканчивается советской идеологией, то это мыльный пузырь.
Те ребята, которые учились со мной, увлекались уже не Марксом, а критиками марксизма и коммунизма — Роже Гароди, которого в СССР с трудом переводили, Милована Джиласа, которого в СССР вообще не публиковали. Среди нас были люди, которые при советском воспитании нашли в себе силы переступить порог церкви.
— Но вряд ли Хуциев, показывая молодых людей, верящих в коммунизм в «Заставе Ильича», что-то выдумал? Как, наверное, и автор сценария Геннадий Шпаликов.
— О вере в коммунизм говорили те, кто был старше нас лет на пять-шесть. А вот мы с друзьями уже нет.
— А, скажем, Шукшин верил в те годы в коммунизм?
— Не думаю, что Василий Макарович верил в коммунизм. У него было тяжелое детство, он на своей шкуре знал, что такое советская деревня, кроме того, его отец был расстрелян, его семья была подвержена бойкоту, и не думаю, что из него мог получиться верный коммунист. Мы дружили с ним, но мне трудно говорить об идеологии Шукшина.
Придерживаться, конечно, можно любой веры, но есть сама жизнь, а она полностью противоречила тому, что озвучивали газеты, радио и телевизор. Если ты не полный осел, то ты сделаешь выводы сам, без всякого руководства. Ты ходишь в магазин, а там вечный дефицит, очередь вечная, заработки не соответствуют нормальным потребностям человека — как правило, они были низкие, пенсионеры нищенствовали.
Кадр из фильма «Застава Ильича». Фото kino-teatr.ru
БИОГРАФИЯ
Андрей Смирнов родился в Москве, в семье известного писателя Сергея Смирнова. Когда юноша учился в седьмом классе, семья переехала в Марьину Рощу, где Андрей продолжил учебу во французской спецшколе. «В Москве тогда было всего три школы с углубленным изучением иностранных языков. Я заканчивал седьмой класс, и отец мне сказал, что надо быть дураком, чтобы упустить такую возможность. И без всяких учителей я выучил за лето грамматику и в восьмой класс пошел во французскую школу. Через два года был обмен школьниками, и мы, девять оболтусов, поехали на месяц во Францию. В Париже нас водили на экскурсию в музей современной живописи, показывали и Ван Гога, и Матисса. Но мы знали тогда, что это буржуазные капризы, а никакая не живопись. Я помню, как увлеченно рассказывал экскурсоводу на французском языке, какой великий живописец Васнецов и какая прекрасная картина «Три богатыря», — вспоминает Смирнов.
После окончания школы Андрей поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) и окончил его в 1962 году.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР
- История одного назначения (2018)
- Оптимисты (2017), сериал
- Частица вселенной (2016), сериал
- Черные кошки (2013), сериал
- Оттепель (2013), сериал
- Два дня (2011)
- Елена (2010)
- Черчилль (2009)
- Отцы и дети (2008)
- Апостол (2007), сериал
- Тяжелый песок (2007)
- В круге первом (2006), сериал
- Персона нон грата (2005)
- Господа присяжные (2005)
- Медная бабушка (2004)
- Московская сага (2004), сериал
- Инструктор (2003), сериал
- Право на защиту (2003), сериал
- Идиот (2003), сериал
- Любовник (2002)
- Дневник его жены (2000)
- Музыка любви. Неоконченная любовь (1996)
- Хаги-траггер (1994)
- ЧП районного масштаба (1988)
- Красная стрела (1986)
- Идущий следом (1984)
- Осень (1974)
- Белорусский вокзал (1970)
- Белое солнце пустыни (1969)
- Пядь земли (1964)
- Девять дней одного года (1961)
- Слепой музыкант (1960)
ИНТЕРВЬЮ
О современном российском кинематографе
«Сейчас много успешных коммерческих проектов. Мне кажется, нынешний кинематограф при всех его недостатках здоровее, чем советский. Он больше связан с публикой. И хотя деньги найти трудно, но появляются картины и авторского кино. Находят деньги и Сигарев, и Мизгирев, и Федорченко. Есть Роднянский и фильмы Звягинцева. В общем, все развивается все в здоровую сторону».
О стране
«Мне кажется, что просвещение — это самое необходимое для России. Но с этим надо хотя бы сто лет прожить. Чтобы четыре поколения знали свою историю, научились вести себя друг с другом».
О детях
«Все мои дети отличаются патологической самостоятельностью, так что сбить их с пути советами я не боюсь. Они почти наверняка сделают наоборот. Я вижу ошибки Дуни в сценарных или режиссерских работах, но, в целом, они мне нравятся. Стыдиться там нечего».
По материалам сайтов kino-teatr.ru, sobesednik.ru, colta.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, piter.tv, kinopoisk.ru
Детские годы и Юность
Детство маленького Андрюши было трудным, потому что время было тяжелое: военное и послевоенное. В школу Андрей пошел в 1948 году. Мальчик учился старательно и прилежно. Учеба ему нравилась.
Когда Андрюша немного подрос и школьные годы стали подходить к концу, то он решил для себя, что станет рабочим человеком. Выберет такую специальность, которая бы была востребована, кормила бы его.
Но… Его величество Случай вмешивается в судьбы многих и меняет их коренным образом. Незадолго до получения аттестата Андрюша стал живо интересоваться искусством кинематографа и даже пробовал себя в качестве артиста на сцене.
Именно это увлечение предопределило его дальнейшую судьбу. Андрей Смирнов в будущем станет знаменитым актером, режиссером и сценаристом. После получения аттестата о полном среднем образовании Андрей Смирнов успешно выдержал вступительные экзамены во ВГИК на режиссерский факультет.
Время учебы Андрей Сергеевич вспоминает, как интересное и насыщенное событиями. Именно в это время состоялись его роли в кино, пусть и незначительные. Эти кинопробы стали для Андрея Смирнова прекрасным опытом в творческом его становлении.
В 1962 году Андрей начал свою работу как кинематографист. Эту свою деятельность он соотносил с опытом корифеев режиссуры того времени, таких как, Лукашевич Татьяны, Ромма Михаила.
РЕЖИССЕР
Свою первую полнометражную картину «Пядь земли» режиссер снял в 1964 году в соавторстве с Борисом Яшиным. Фильм, созданный по мотивам одноименной повести военных лет Г. Бакланова, был высоко отмечен современниками и получил положительные отзывы чиновников из Госкино СССР.
«Ангел»
Следующим большим проектом Смирнова стала киноновелла «Ангел» из альманаха «Начало неведомого века» 1967 года. Действие картины происходит в 1920 году. На железнодорожной платформе собралась группа людей: человек, везущий корову (Николай Губенко), студент-эсер (Георгий Бурков), комиссар Парфенов (Леонид Кулагин) и другие. Путешествие героев завершается, когда их берет в плен вышедшая из леса банда Ангела. У главаря свои счеты с Парфеновым…
Несмотря на то, что фильм задумывался к 50-летию октябрьской революции, на экраны он вышел только спустя 20 лет после создания – в 1987 году. Режиссер рассказывает: «При Горбачеве картину достали с полки, как и вторую короткометражку режиссера Ларисы Шепитько (новелла «Родина электричества» — прим. ред.). Вообще-то, полочные картины аккуратно хранились в фонде, но, почему-то, эти негативы не нашли. К счастью, монтажер, которая работала со мной, 20 лет хранила одну копию у себя в монтажной».
«Белорусский вокзал»
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», ставший настоящим триумфом в карьере молодого режиссера. В картине собрался блестящий актерский ансамбль: Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант и другие. Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале кинематографии в Карловых Варах. Он и по сей день считается одним из лучших кинопроизведений, посвященных теме Второй мировой войны.
«Жила-была одна баба»
В 2011 году состоялась премьера последней на сегодняшний день режиссерской работы Смирнова – картины «Жила-была одна баба», рассказывающей о жизни русской деревни в 1909-1921 гг. В центре сюжета – жизнь простой тамбовской крестьянки Варвары, которая протекает на фоне исторических событий – Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и Тамбовское восстание.
В фильме снимались: Дарья Екамасова, Нина Русланова, Роман Мадянов, Алексей Серебряков, Алексей Шевченков и другие.
«Разницы между Хрущевым и Брежневым мы не видели. При первом была подавлена революция в Венгрии, при втором — в Чехословакии»
— Андрей Сергеевич, но ведь молодые люди гордились полетом Гагарина, ехали смело на большие стройки, Хрущев избавил людей от страха сталинизма, Брежнев к сталинским практикам тоже не вернулся.
— Конечно, полет Гагарина был праздником, и, кроме того, мы все были не чужды патриотизма, абсолютно не чужды. Это сегодня слово «патриот» стало ругательным, а тогда мы все хотели жить в России. Но многие, даже верящие в коммунизм, хотели ее видеть другой! Совсем не такой, какая была перед нами. И разницы между Хрущевым и Брежневым мы не видели — при Хрущеве было подавление революции в Венгрии, а при Брежневе — революции 1968 года в Чехословакии, потом при нем случился Афганистан. Нам не требовалось никакой агитации, требовались только глаза и мозги.
— Хорошо, вы видели и знали больше, чем основная масса молодежи. Какая модель страны виделась верной вашим друзьям?
— Все коллеги и друзья в этом плане были разными, партий у нас не было, и о правильной модели были самые разные понятия. Общим было одно — ощущение фальши этой идеологии, угрюмости реальной действительности. Оно было у многих молодых, за исключением отпетых карьеристов. Что такое ЦК, КГБ, мы знали, рано или поздно каждый из нас с ними сталкивался, поэтому заставить молодых людей верить в коммунизм можно было только колоссальными усилиями, и это невозможно было сделать.
В 22 года я уже был абсолютно сознательным антикоммунистом, был абсолютно уверен, что этот строй рухнет рано или поздно. Правда, я думал, что он рухнет за пределами моей земной жизни и что только мои дети будут жить при более-менее нормальном строе.
— Этот строй вы видели в США, Британии, Франции?
— Ну… В любой из тех стран, которые вы перечислили, есть две вещи — либеральная экономика и парламентская демократия. И я был уверен, что будущее России может быть только таким. Правда, и сейчас все это остается мечтой о нашем будущем, но тем не менее.
— Я предполагал, посмотрев фильм «Француз», что оптимальной политической моделью для нашей страны вы в молодости могли считать французскую. Не так?
— Просто я в 16 лет впервые побывал во Франции. Я учился во французской спецшколе, и в девятом классе, в 1957 году (когда происходит начало моей последней картины), нас, девятерых оболтусов, отправили на месяц в эту страну. Две недели мы провели в Париже, а еще две — в местечке типа наших пионерских лагерей. Называлась оно каникулярной колонией и располагалось на юге Франции, в Пиренеях.
Какое-то представление о Франции я получил, но она никогда не казалась мне земным раем. А кроме того, среди моих французских друзей были такие же недовольные происходящим в своей стране молодые люди, как мы были недовольны советской реальностью. Правда, мы рот боялись открыть, а наши французские товарищи чувствовали себя абсолютно свободными.
Кадр из фильма «Фрацуз». Фото daily.afisha.ru
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1961 | Северная радуга |
генерал Красовский |
1984 | Идущий следом | Портнов |
1986 | Красная стрела | Карандин |
1986 | Мой любимый клоун | врач |
1990 | Чернов/Chernov |
Александр Петрович Чернов \ Пьер Ч |
1993 | Мечты идиота | Корейко |
1993 | Плащ Казановы | Дафнис |
1996 | Мания Жизели | Жорж Браун |
2000 | Дневник его жены | Иван Бунин |
2002 | Дневник убийцы |
Иван Алексеевич Ильин |
2003 | Идиот | Тоцкий |
2003 | Инструктор | Ольшанский |
2003 | Тяжёлый песок |
Иван Карлович Краузе |
2004 | Московская сага |
Леонид Пулково |
2004 | Медная бабушка | барон Дантес |
2005 | В круге первом | Бобынин |
2003 | Persona non grata |
секретарь замминистра иностранных дел России |
2005 | Господа присяжные | Александр II |
2006 | Из пламя и света |
жандармский генерал |
2008 | Апостол |
Истомин Аркадий Андреевич |
2008 | Отцы и дети |
Павел Петрович Кирсанов |
2009 |
Оптический обман |
|
2011 | Елена | Владимир |
2011 | Два дня |
министр экономического развития |
2013 | Оттепель |
Сергей Викторович Хрусталёв, отец Виктора |
2013 | Чёрные кошки |
дед Варрава, вор в законе |
2016 | Частица вселенной | Нестеров |
2017 | Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов | Платон |
2017 | Оптимисты |
Георгий Михайлович |
2017 | Динозавр |
криминальный авторитет Семён Тимофеевич Бабушкин |
Биография
Андрей Смирнов родился 12 марта 1941 года в Москве. Сын писателя Сергея Сергеевича Смирнова. Мать — Виргиния (Вергинэ) Генриховна Смирнова, еврейка по отцу и армянка по матери.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
В 1971 году снял фильм «Белорусский вокзал», который был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. Более сорока лет «Белорусский вокзал» остаётся одним из лучших фильмов, посвящённых теме Великой Отечественной войны, а песня «Нам нужна одна победа» («Здесь птицы не поют, деревья не растут…») Булата Окуджавы — популярной патриотической песней, без которой не проходит ни одно празднование Дня Победы.
За исполнение роли писателя Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» удостоен нескольких кинопремий:
- Приз жюри имени В. Фрида — VI Международный Правозащитный Кинофестиваль «Сталкер» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — 7-й Гатчинский кинофестиваль «Литература и кино» (2001 год).
В 2005 году был избран председателем жюри XV МКФ «Послание к Человеку».
Вернувшись в кинорежиссуру после тридцатилетнего перерыва, А. Смирнов снял по своему сценарию фильм «Жила-была одна баба». Картина была показана на закрытии XIX кинофестиваля в Выборге «Окно в Европу», прошедшего в августе 2011 года, и удостоена «Приза президента фестиваля». Также фильм был представлен в конкурсной программе 35-го Фестиваля мирового кино в Монреале, прошедшего в августе 2011 года. Режиссёром Ириной Бессарабовой создан документальный фильм «Под говор пьяных мужичков» (название — строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина», 1841), который рассказывает о судьбе А. Смирнова и съёмках картины «Жила-была одна баба».
В июне 2011 года на Церемонии Открытия 22-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» А. С. Смирнову вручён приз «За Честь и Достоинство».
На XXV юбилейной церемонии Национальной кинопремии «Ника» (за 2011 год) А. С. Смирнову вручён приз за фильм «Жила-была одна баба» в номинации «Лучшая сценарная работа», а его кинокартина признана «Лучшим игровым фильмом».
В 2013 году вместе с сыном Алексеем принял участие в документальном сериале «Династия» (реж. А. Пищулин), выступая в роли рассказчика.
В марте 2014 года подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» в поддержку Украины против развёрнутой «антиукраинской кампании» в России и «интервенции» российских войск на Украину.
Семья
Женат на актрисе Елене Смирновой (Прудниковой), известной по фильмам «Два капитана», «Вариант Омега».Имеет трёх дочерей и сына: Авдотью и Александру (от брака с Натальей Рудной), Аглаю и Алексея (от брака с Еленой Смирновой (Прудниковой).
АКТЕР
Как актер Смирнов дебютировал в 1961 году, исполнив эпизодическую роль в фильме своего учителя Михаила Ромма «Девять дней одного года». После этого были работы в картинах: «Звонят, откройте дверь», «Красная стрела», «Идущий следом» и «Мой любимый клоун».
В 2000-м году Андрей Смирнов исполнил одну из самых ярких и самобытных ролей в своей актерской фильмографии – писателя Ивана Бунина в картине Алексея Учителя «Дневник его жены». Лента была отмечена несколькими престижными премиями, а Смирнов получил «Нику» за исполнение роли знаменитого писателя.
«Елена»
Важную страницу в творческой биографии Смирнова занимает участие в картине Андрея Звягинцева «Елена». В фильме актер сыграл роль мужа главной героини, блистательно исполненной Надеждой Маркиной. «Смирнов очень живой, широко образованный человек, умница, легко говорит на французском и английском языках, внутренне пластичен, жив и активен. Для меня он был камертоном, он определял градус актерского существования в кадре, словно бы настраивал своих коллег», — рассказывает режиссер картины Андрей Звягинцев.
«Оптимисты»
Один из последних проектов Смирнова – многосерийный фильм Алексея Попогребского «Оптимисты», рассказывающий о жизни советских дипломатов 60-х годов. Премьера сериала состоится в 2017 году на телеканале «Россия». Продюсером картины стал Валерий Тодоровский, а главные роли исполнили: Владимир Вдовиченков, Егор Корешков, Евгения Брик, Артем Быстров, Максим Виторган и другие.
Биография
Андрей Смирнов родился 12 марта 1941 года в Москве. Сын писателя Сергея Сергеевича Смирнова. Мать — Виргиния (Вергинэ) Генриховна Смирнова, еврейка по отцу и армянка по матери.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
В 1971 году снял фильм «Белорусский вокзал», который был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. Более сорока лет «Белорусский вокзал» остаётся одним из лучших фильмов, посвящённых теме Великой Отечественной войны, а песня «Нам нужна одна победа» («Здесь птицы не поют, деревья не растут…») Булата Окуджавы — популярной патриотической песней, без которой не проходит ни одно празднование Дня Победы.
За исполнение роли писателя Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» удостоен нескольких кинопремий:
- Приз жюри имени В. Фрида — VI Международный Правозащитный Кинофестиваль «Сталкер» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — 7-й Гатчинский кинофестиваль «Литература и кино» (2001 год).
В 2005 году был избран председателем жюри XV МКФ «Послание к Человеку».
Вернувшись в кинорежиссуру после тридцатилетнего перерыва, А. Смирнов снял по своему сценарию фильм «Жила-была одна баба». Картина была показана на закрытии XIX кинофестиваля в Выборге «Окно в Европу», прошедшего в августе 2011 года, и удостоена «Приза президента фестиваля». Также фильм был представлен в конкурсной программе 35-го Фестиваля мирового кино в Монреале, прошедшего в августе 2011 года. Режиссёром Ириной Бессарабовой создан документальный фильм «Под говор пьяных мужичков» (название — строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина», 1841), который рассказывает о судьбе А. Смирнова и съёмках картины «Жила-была одна баба».
В июне 2011 года на Церемонии Открытия 22-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» А. С. Смирнову вручён приз «За Честь и Достоинство».
На XXV юбилейной церемонии Национальной кинопремии «Ника» (за 2011 год) А. С. Смирнову вручён приз за фильм «Жила-была одна баба» в номинации «Лучшая сценарная работа», а его кинокартина признана «Лучшим игровым фильмом».
В 2013 году вместе с сыном Алексеем принял участие в документальном сериале «Династия» (реж. А. Пищулин), выступая в роли рассказчика.
В марте 2014 года подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» в поддержку Украины против развёрнутой «антиукраинской кампании» в России и «интервенции» российских войск на Украину.
Семья
Женат на актрисе Елене Смирновой (Прудниковой), известной по фильмам «Два капитана», «Вариант Омега».Имеет трёх дочерей и сына: Авдотью и Александру (от брака с Натальей Рудной), Аглаю и Алексея (от брака с Еленой Смирновой (Прудниковой).
РЕЖИССЕР
Свою первую полнометражную картину «Пядь земли» режиссер снял в 1964 году в соавторстве с Борисом Яшиным. Фильм, созданный по мотивам одноименной повести военных лет Г. Бакланова, был высоко отмечен современниками и получил положительные отзывы чиновников из Госкино СССР.
«Ангел»
Следующим большим проектом Смирнова стала киноновелла «Ангел» из альманаха «Начало неведомого века» 1967 года. Действие картины происходит в 1920 году. На железнодорожной платформе собралась группа людей: человек, везущий корову (Николай Губенко), студент-эсер (Георгий Бурков), комиссар Парфенов (Леонид Кулагин) и другие. Путешествие героев завершается, когда их берет в плен вышедшая из леса банда Ангела. У главаря свои счеты с Парфеновым…
Несмотря на то, что фильм задумывался к 50-летию октябрьской революции, на экраны он вышел только спустя 20 лет после создания – в 1987 году. Режиссер рассказывает: «При Горбачеве картину достали с полки, как и вторую короткометражку режиссера Ларисы Шепитько (новелла «Родина электричества» — прим. ред.). Вообще-то, полочные картины аккуратно хранились в фонде, но, почему-то, эти негативы не нашли. К счастью, монтажер, которая работала со мной, 20 лет хранила одну копию у себя в монтажной».
«Белорусский вокзал»
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», ставший настоящим триумфом в карьере молодого режиссера. В картине собрался блестящий актерский ансамбль: Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант и другие. Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале кинематографии в Карловых Варах. Он и по сей день считается одним из лучших кинопроизведений, посвященных теме Второй мировой войны.
«Жила-была одна баба»
В 2011 году состоялась премьера последней на сегодняшний день режиссерской работы Смирнова – картины «Жила-была одна баба», рассказывающей о жизни русской деревни в 1909-1921 гг. В центре сюжета – жизнь простой тамбовской крестьянки Варвары, которая протекает на фоне исторических событий – Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и Тамбовское восстание.
В фильме снимались: Дарья Екамасова, Нина Русланова, Роман Мадянов, Алексей Серебряков, Алексей Шевченков и другие.
Алексей Андреевич Смирнов
Алексей Андреевич Смирнов. Родился 9 июля 1991 года в Москве. Российский актер, режиссер. Сын актера и режиссера Андрея Смирнова и актрисы Елены Прудниковой.
Алексей Смирнов родился 9 июля 1991 года в Москве в актерской семье.
Отец — Андрей Сергеевич Смирнов, советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, драматург, Народный артист РФ.
Мать — Елена Иосифовна Прудникова, советская и российская актриса театра и кино, кинопродюсер, Заслуженная артистка России.
Имеет трех сестер — сводных Авдотью и Александру от первого брака отца с Натальей Рудной и родную Аглаю.
С ранних лет приобщился к кинематографической атмосфере, часто бывал на съемках вместе с отцом и сестрой Авдотьей. В 2008-м дебютировал в кино с небольшой роли в сериале «Тяжелый песок». Для этого же проекта Алексей в 14-летнем возрасте набирал массовку. «Я бегал по улицам и зазывал людей на площадку. Так набрал более 600 человек, на каждого надел порядковый номер и привел эту толпу, на удивление съемочной группы», — рассказывал он.
Принимал участие в других проектах: «А на съемках в фильме моей сестры Дуни «Отцы и дети» самым любимым занятием у меня было вставать спозаранку, варить кофе и будить Фенечку (актрису Катю Вилкову) с чашечкой в руках. Я чувствовал себя значимым, даря ей с утра хорошее настроение».
Тем не менее, отец не хотел для него кинематографической карьеры, он видел Алексея ученым, математиком или композитором. Алексей занимался востоковедением, изучил китайский язык. Но в итоге все-таки решил стать режиссером.
В 2015 году окончил ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Сергей Соловьева. Дипломной работой была короткометражка «Алмазная кожура».
В 2017 году как режиссер представил сериал «Садовое кольцо» по сценарию Анны Козловой и Валерия Тодоровского. Сериал на остросоциальную тему повествует о жизни москвичей, живущих в пределах Садового кольца.
О работе над картиной «Садовое кольцо» он говорил: «Когда я прочитал сценарий, то я подумал, что если все удастся, то у зрителей всю первую половину фильма должно быть чувство — как же хочется убить всех этих москвичей зажравшихся! А во второй части уже все будет по-другому… В какой-то момент я понял: что бы я ни сделал, мне обязательно скажут, что я это сделал по блату. Потому что папа — режиссер и актер, потому что Дуня. И я решил, чтобы сразу ответить на все вопросы, я сниму в фильме сразу всех своих троих сестер и родителей, чтобы сразу все поняли, что это все по страшному блату!!! Больше всего я горжусь ролью своего отца. По-моему, это лучшая роль в его жизни — он играет сторожа на штрафстоянке».
В 2018 году как актер сыграл главную роль в драме Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Его герой — поручик Гриша Колокольцев. «Дуня писала роль для меня, но попросить что-то дописать или убрать я не мог. На Авдотью, как и на меня, не повлияешь. Снимать Дуню было счастьем: она энергичная, четкая. А вот ей меня снимать было тяжеловато: я в роли актера дикий зануда, бегал за ней, докапывался до подробностей и выносил ей мозг. Она меня звала «актриса Смирнова», — делился Алексей.
Алексей Смирнов в фильме «История одного назначения»
Рост Алексея Смирнова: 185 сантиметров.
Личная жизнь Алексея Смирнова:
Женат. Супругу зовут Татьяна, она выпускница Щукинского училища. Поженились в 2011 году.
О своей жене Алексей говорил: «Вообще я жутко против всех ранних браков, но с Таней я просто не мог иначе. Я очень хотел говорить про нее «моя жена»… мое восхищение ею только растет».
Фильмография Алексея Смирнова:
2008 — Тяжёлый песок
2015 — Про любовь
2017 — Садовое Кольцо — дизайнер
2018 — История одного назначения — Гриша Колокольцев, поручик
Режиссерские работы Алексея Смирнова:
2012 — Алмазная кожура (короткометражный)
2017 — Садовое Кольцо
«Государство Сталиным как следует не занялось — сталинизм не разоблачен»
— За судьбу картин могли вступиться мастера кино, чье мнение было авторитетным у ЦК КПСС — Бондарчук, Герасимов?
— Я таких случаев не знаю. Как мог за своих учеников вступался Ромм — за Шукшина, за Тарковского, за меня и Яшина. И «Белорусский вокзал» вышел во многом потому, что за картину вступался Ромм, а ее закрывали четыре раза! Ромм вступался, да, а других примеров я не знаю.
— Андрей Сергеевич, через пару дней после Дня скорби в стране прошли парады Победы. Разделяете ли вы мнение властей, что память о Великой Отечественной должна быть тем, на чем стоит наша страна?
— Нет, не разделяю. День Победы стал милитаристским праздником: чего только стоит формула «Можем повторить!». Они что, согласны сорок миллионов положить? Это возмутительно и безвкусно.
Я считаю, что праздник Победы прежде всего нужно отмечать на кладбищах, на могилах тех, кто лег за Победу, отмечать в храмах, а не на Красной площади.
— Хорошо, давайте представим, что когда-то день Победы будут отмечать не помпезно. Но как при этом должным образом сохранять память о войне? Знания новых поколений о ней на фоне предыдущих чудовищны. Что делать, если не годятся парады и ленточки?
— Для этого человеческим должен быть учебник школьной истории. Не «патриотами» современными написанный, а настоящим историком, и чтобы в любой деревне учились именно по такому учебнику. Ну и, конечно, многое зависит от передач по телевидению — нынешние программы на военную тему от так называемых «патриотов» у меня лично ничего, кроме омерзения, не вызывают.
Кадр из фильма «Проверка на дорогах». Фото kinopoisk.ru
— А как нужно делать эти программы?
— Делая такие программы, нужно знать, какую невероятную цену заплатила Россия, весь СССР за Победу, знать, каким позорным был для нас 1941 год и часть 1942-го, знать о неготовности армии, о немыслимых жертвах в котлах 1941—1942 годов — ведь это незнание до сих пор не изжито и не осознано по-настоящему. Зато нам сейчас начинают говорить о Сталине как о кузнеце Победы — ну тогда надо говорить, что Сталин сотворил и в 1941 и 1942 годах, вырезав перед войной офицерский корпус. Государство Сталиным как следует не занялось — сталинизм не разоблачен.
Сергей Кочнев
ОбществоКультура
Список источников