Проблема с американским ударным вертолетом AH-64Е «Апач» — в устройстве этого геликоптера уже довольно давно нашли существенный недостаток, не устраненный до сих пор. Дело дошло до прилюдных жалоб главкома сухопутных вооруженных сил США на ежегодной встрече Национальной ассоциации гражданской авиации.
Сам по себе конструкционный ляп был установлен в прошлом году. И со дня обнаружения уязвимости была приостановлена государственная приемка модификации AH-64 Echo. К ликвидации проблемы даже привлекли аэрокосмическую корпорацию Boeing.
Проблема связана с «критически важной для безопасности» деталью – это нажимная гайка сальника, связанная совокупностью крепления роторных лопастей несущего винта геликоптера. Вооруженные силы США оказались резко недовольны качеством этих нажимных гаек, и отчетливее всего проблема досаждает военным в морском климате. Повышенная влажность приводит к появлению на этой гайке коррозии и вскоре к аварийным повреждениям роторного узла и «стрессовым» деформациям в штатных условиях эксплуатации техники.
Авиапроизводители срочно перерабатывают эту злополучную гайку, которую теперь заменят на всех «Апачах» в США и других, купивших эти вертолеты государствах. До централизованной замены некачественной детали, авиатехники на местах спасаются методом учащенных проверок и частой заменой соответствующих гаек.
Как отметила на днях генерал-лейтенант Лора Ридчардсон, только одно разбирательство с «гаечным вопросом» отняло у американской армии 6672 человеко-часа для проверки и замены деталей. Как следствие – сорваны планы занятий и учений, пострадала боеготовность в целом.
Таким образом, беда с одной небольшой гайкой обернулась существенной проблемой для множества людей по всему миру, и, главное, потребовала участия в решении этой задачи широкой общественности, трат времени и нервов. Это своего рода показатель, насколько эффективна система. Вспоминается бессмертный рассказ Чехова «Злоумышленник», в котором также фигурировала гайка.
Для справки:
McDonnell Douglas AH-64 Apache – основной ударный вертолет армии Соединенных Штатов с 1980-х годов. В 2020 году стал наиболее распространенным ударным вертолетом в мире.
Вооружение: 300 м пушка М230 Chain Gun, 16 АТ ракет AGM-114 или 4 установки с 10 штуками 70 мм НАР Hydra 70.
Экипаж – 2 человека, перегоночная дальность с ПТБ – 1850 км.
Примерная стоимость одного вертолета – 14 миллионов долларов.